Судья Балуева Е.В.
Дело № 7-483/2020 / 21-317/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 13 мая 2020 г. в г. Перми жалобу защитника ФИО1 - Каца Ростислава Юрьевича на постановление и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 27 ноября 2019 г., решение судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 31 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенных в отношении ФИО1
у с т а н о в и л:
постановлением и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № 02-04/42-19 от 27 ноября 2019 г. генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Капитал-3" (далее по тексту - ООО "Капитал-3") ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 31 января 2020 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, постановление должностного лица о привлечении к административной ответственности от 27 ноября 2019 г. оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник ФИО1 - Кац Р.Ю. просит об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении, указав на недопустимость доказательства – акта осмотра, ввиду нарушений, допущенных при его составлении. Полагает о наличии нарушений положений Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г.).
В судебном заседании в краевом суде ФИО1, извещенный надлежащим образом, участия не принимал.
В судебном заседании защитник Кац Р.Ю. настаивал на удовлетворении жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.
В силу части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России № 474 от 13 сентября 2016 г. (далее по тексту - Правила заготовки древесины) заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ контракта).
На основании пункта 18 Правил заготовки древесины в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.
При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Отвод и таксация лесосек обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (пункт 19 Правил заготовки древесины).
Согласно части 1 статьи 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение, договоров купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Признавая постановление и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № 02-04/42-19 от 27 ноября 2019 г. законным, судья городского суда исходил из того, что вина генерального директора ООО "Капитал-3" ФИО1 во вмененном ему административном правонарушении подтверждена имеющимися доказательствами, вопрос о наличии вины должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, исследованы должностным лицом, процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении не установлены.
Из материалов дела следует, что ООО "Капитал-3", является арендатором лесного участка на территории Кизеловского лесничества государственного казенного учреждения Пермского края "Управление лесничествами Пермского края" на основании договора аренды от 25 декабря 2009 г. № 439.
В период с 31 декабря 2016 г. по 30 декабря 2017 г., согласно лесной декларации от 19 декабря 2016 г. (вх. № 5097/7) ООО "Капитал-3" осуществляло заготовку древесины способом выборочных рубок на делянке ** в выделах **, **, **, ** квартала ** Кизеловского участкового лесничества (площадь лесосеки в соответствии с лесной декларацией - 50,2 га).
Письмом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 10 января 2018 г. № СЭД-30-01-25.4-35 ООО "Капитал-3" согласовано изменение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по лесному участку, расположенному на делянке ** в выделах **, **, **, ** квартала ** Кизеловского участкового лесничества в части продления на срок до 24 декабря 2018 г.
При проведении контрольных мероприятий в Кизеловском лесничестве, с целью контроля за незаконными рубками, на основании приказа Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края № СЭД-30-01-02-699 от 7 июня 2019 г., должностными лицами Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края и Кизеловского лесничества, натурными осмотрами лесосеки, проведенными 18, 20 и 25 июня 2019 г. был установлен факт незаконной рубки лесных насаждений в период проведения работ по заготовке древесины на делянке ** в выделе **, **, **, ** квартала ** Кизеловского участкового лесничества в период с 31 декабря 2016 г. по 24 декабря 2018 г., выразившийся в превышении разрешенного объема рубки лесных насаждений, а также в рубке деревьев, не предназначенных для рубки: деревьев породы "ель" в объеме 477,7 м3.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении генерального директора ООО "Капитал-3" ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ и привлечении к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств: протоколом об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 14 ноября 2019 г., (л.а.д. 19-22), актом по итогам проведения контрольных мероприятий в Кизеловском лесничестве Государственного казенного учреждения Пермского края "Управление лесничествами Пермского края" (л.а.д. 36-43), копией приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 7 июня 2016 г. "О проведении контрольных мероприятий в Кизеловском лесничестве Государственного казенного учреждения Пермского края "Управление лесничествами Пермского края" (л.а.д. 44-45), актом от 28 июня 2019 г. о признании ничтожным акта осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) в части объема заготовленной древесины от 6 июля 2018 г. (л.а.д. 53-54), актом осмотра лесного участка от 18, 20, 25 июня 2019 г. (л.а.д. 64), договором аренды лесного участка № ** от 25 декабря 2009 г. (л.а.д. 81-93), справкой расчета ущерба от 28 июня 2019 г. (л.а.д. 55) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья городского суда исходил из доказанности совершения генеральным директором вмененного административного правонарушения.
Судья краевого суда соглашается с тем, что факт незаконной вырубки на арендуемом ООО "Капитал-3" участке деревьев зафиксирован в установленном порядке и установлен при производстве по делу об административном правонарушении.
Действия генерального директора в части незаконной рубки деревьев по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили должностному лицу административного органа и судье городского суда прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы защитника не влекут отмену оспариваемых актов, поскольку не свидетельствую об отсутствии в действиях привлекаемого должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ и недоказанности его вины.
Судья городского суда не усмотрел оснований для признания акта осмотра лесосеки от 18, 20, 25 июня 2019 г. и акта от 28 июня 2019 г. о признании ничтожным акта осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) в части объема заготовленной древесины от 6 июля 2018 г., недопустимыми доказательствами, указав, что указанные акты составлены уполномоченными на то должностными лицами в рамках осуществления государственного лесного контроля и надзора, предусмотренного частью 1 статьи 96 ЛК РФ и Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 394 от 22 июня 2007 г. во исполнение приказа Министерства природных ресурсов хозяйства и экологии Пермского края № СЭД-30-01-02-699 от 7 июня 2019 г.
Судьей краевого суда также не установлено таких оснований, поскольку не имеется каких-либо существенных нарушений, установленных к составлению акта.
На основании приказа Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края № СЭД-30-01-02-699 от 7 июня 2019 г. в Кизеловском лесничестве Государственного казенного учреждения Пермского края проведены контрольные мероприятия в Кизеловском лесничестве в Государственного казенного учреждения Пермского края "Управление лесничествами Пермского края".
На основании акта по итогам проведения контрольных мероприятий в Кизеловском лесничестве в Государственного казенного учреждения Пермского края "Управление лесничествами Пермского края" период с 17 июня 2019 г. по 12 июля 2019 г. выявлено наличие акта осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 6 июля 2018 г., согласно которого на делянке в выделах **, **, **, ** квартала ** Кизеловского участкового лесничества Кизеловского лесничества ООО "Капитал-3" не выполнены работы по очистке мест рубок от порубочных остатков на площади 0,7 га и объем заготовленной древесины составил 1095 куб.м.
В ходе проведения контрольного мероприятия по проверке исполнения требований лесного законодательства сотрудниками Кизеловского лесничества, старшим государственным лесным инспектором Пермского края обнаружено нарушение лесного законодательства, выразившееся в превышении разрешенного объема рубки (нарушение породного и возрастного состава вырубаемых лесных насаждений).
В результате проведенных контрольных мероприятий выявлен и установлен факт нарушения лесного законодательства, а именно, что акт осмотра месту рубок (мест заготовки древесины) от 6 июля 2018 г. составлен с нарушением требований лесного законодательства, не соответствует действительности и содержит недостоверные сведения в части объема заготовленной древесины.
Актом от 28 июня 2019 г. о признании ничтожным акта осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) в части объема заготовленной древесины акт от 6 июля 2018 г. признан ничтожным с момента его составления.
В соответствии с актом по итогам проведения контрольных мероприятий в Кизеловском лесничестве приемка лесосек у арендаторов лесных участков ведется сотрудниками участковых лесничеств Кизеловского лесничества с нарушением требований лесного законодательства и иных нормативно-правовых актов, а именно в актах осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) не в полном объеме указываются нарушения лесного законодательства, допущенные арендатором при проведении работ по заготовке.
Акт осмотра лесного участка от 18, 20, 25 июня 2019 г. составлен должностными лицами Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с участием лесничего на основании приказа Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края № СЭД-30-01-02-699 от 7 июня 2019 г. по результатам проведенных контрольных мероприятий в Кизеловском лесничестве Государственного казенного учреждения Пермского края.
Учитывая, что осмотр мест рубок проводился в рамках контрольных мероприятий в отношении лесничества с целью проведения контрольных осмотров мест рубок (мест заготовки древесины), данный осмотр не требовал уведомления юридического лица о проведении осмотра мест рубок.
Но в материалах дела (л.а.д. 49) имеется электронные информационное письмо от 14 июня 2019 г. о проведении контрольных мероприятий, направленное по официальному адресу ООО "Капитал-3", а также в адрес представителей Б. и Х., из которых усматривается, предложение принять участие в осмотрах лесных участков по договору аренды № ** от 25 декабря 2009 г. Указанные электронные письма доставлены адресатам, о чем свидетельствуют отчеты о прочтении писем (л.а.д. 46-47).
На основании изложенного доводы жалобы защитника о неуведомлении юридического лица о проведении осмотра мест рубок не являются основанием для отмены состоявшихся по делу актов и признания добытых по делу доказательств недопустимыми.
Доводы жалобы о том, что общество не осуществляло работ на делянке и любое неустановленное лицо могло осуществлять рубки не могут быть прияты во внимание, поскольку не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы жалобы о том, что проверка юридического лица проведена в нарушение положений Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. также подлежат отклонению.
Административное правонарушение выявлено не в ходе проверки в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г., а в результате контрольных мероприятий, проводимых в отношении Кизеловском лесничестве в Государственного казенного учреждения Пермского края "Управление лесничествами Пермского края".
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Доводы заявителя жалобы являлись предметом рассмотрения судьей городского суда, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов судьи городского суда не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи городского суда в жалобе не приведено.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в указанном Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
ФИО1 является генеральным директором ООО "Капитал-3".
Достоверных сведений, свидетельствующих о соблюдении ФИО1 законодательства при осуществлении заготовительной деятельности и принятии всех зависящих от него мер по исполнению требований закона, не представлено.
Действия генерального директора ООО "Капитал-3" ФИО1 в части незаконной рубки деревьев по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Привлечение генерального директора ООО "Капитал-3" ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ соответствует требованиям статье 2.4 КоАП РФ.
Административное наказание назначено генеральному директору ООО "Капитал-3" ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущено не было.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления должностного лица и решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 27 ноября 2019 г., решение судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 31 января 2020 г. оставить без изменения, жалобу защитника общество с ограниченной ответственностью "Капитал-3" Каца Ростислава Юрьевича - без удовлетворения.
Судья: подпись.