РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск 7 – 485 10 июля 2018 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (Казымское ЛПУ МГ) ФИО1 на решение судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 мая 2018 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск»,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника Белоярского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры от 28.03.2018г. юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (Казымское ЛПУ МГ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Решением судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 мая 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представитель Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (Казымское ЛПУ МГ) ФИО1 выражает несогласие с принятым судебным актом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (Казымское ЛПУ МГ) ФИО1 нахожу постановление судьи подлежащим отмене.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО «Газпром трансгаз Югорск» предоставлено право пользования участком реки Выргим (7 км от устья) Белоярского района ХМАО-Югры, с географическими координатами широта N63 °40 "12 "", долгота Е 66°42"20"", для осуществления сброса очищенных сточных вод с КОС производительностью 50 м3/сут. на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 11.06.2014г. №821 Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры зарегистрированного в государственном водном реестре 25.07.2014 №86.15.02.01.001-Р-РСБХ-С-2014-01177/00. Срок водопользования установлен с 25.06.2014 по 15.12.2018г.
Место сброса стоковых вод с КОС-50 м3/сут. Казымского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск» - водный объект «болото без названия», что географически и документально соответствует водному объекту р.Выргим.
Согласно выписке из государственного водного реестра река Выргим код водного объекта в ГВР 15020100112115300021781 имеет длину водотока 30 км., располагается на территории ХМАО-Югры. В соответствии со ст. 8 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ относится к собственности субъекта РФ, соответственно относится к объектам регионального водного контроля.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект р.Выгрим для Казымского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск» утверждены Приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления об утверждении НДС от 16.12.2013 года № 314.
Сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод осуществляется ООО «Газпром трансгаз Югорск» Казымское ЛПУ МГ на основании Разрешения от 28.07.2014г. №59/14 на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в реку Выргим в период с 28.07.2014г. по 16.12.2018г.
Разрешение от 28.07.2014 №59/14 на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в реку Выргим считается действительным при неизменности количественного и качественного состава источников загрязнения водного объекта. К сбросу в составе стоков с КОС-50 м3/сут. Казымского ЛПУ МГ допущены следующие вещества: взвешенные вещества, сухой остаток, БПК полное, фосфаты, сульфаты, хлориды, нитрит-ионы, ионы аммония, железо, АПАВ, нефтепродукты.
Из постановления о привлечении ООО «Газпром трансгаз Югорск» к административной ответственности усматривается, что при проведении административного расследования 03.02.2018 года экспертами ЗАО «НИЦ Югранефтегаз» произведен отбор проб природной поверхностной воды на реке Выргим 500м. выше по течению и 500м. ниже по течению от места сброса стоковых вод с КОС-50 м3/сут. Казымского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск». Согласно Заключению «НИЦ Югранефтегаз» № 87 от от 26.02.2018г. на участке реки Выргим 7км от устья зафиксированы превышения содержания загрязняющих веществ.
Так же в постановлении указано, что при использовании участка реки Выргим для сброса очищенных сточных вод с КОС-50 м3/сут Казымского ЛПУ МГ был допущен сброс с нарушением НДС, а именно 21.09.2017г. зафиксирован сброс сточных вод в водный объект с превышением НДС загрязняющих веществ (Заключение ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре №1056 от 29.09.2017г., проба сточной воды №1347-в).
Вместе с тем, из Заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и протоколах КХА усматривается, что 21.09.2017 года отбор проб природной поверхностной воды в точках 500 метров ниже по течению и 500 метров выше по течению относительно места сброса КОС-50 Казымского ЛПУ МГ на участке реки Выгрим 7 км. от устья не производился.
Из протокола и постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности не понятно, за какой фак выявленного нарушения Общество привлекается к административной ответственности ( за нарушения выявленные феврале 2018 года, либо сентябре 2017).
Согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 19 января 2018 года № 04-004/2018 усматривается, что в отношении ООО «Газпром трансгаз Югорск» было возбуждено административное производство по ч.1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное производство в отношении ООО «Газпром трансгаз Югорск» не возбуждалось.
Из указанного определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования следует, что для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения должностному лицу необходимо было совершить процессуальные действия, в том числе: провести оценку воздействия сброса с КОС-50 м3/сут. Казымского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск»; установить объем сброса в водный объект с КОС-50 м3/сут ООО «Газпром трансгаз Югорск».
Результаты указанных действий не нашли отражение в постановлении должностного лица и решения судьи.
Результаты проб, взятых 03.02.2018г. и проб отобранных 21.09.2017г., значительно отличаются.
Следует отметить, что 21.09.2017г. отбор проб сточной очищенной воды проводился на выходах с КОС Казымского ЛПУ МГ. Тогда как, при взятии проб 03.02.2018г., произведен отбор проб природной поверхностной воды на р.Выргим, 500м. выше по течению и 500 м. ниже по течению от места сброса стоковых вод с КОС-50.
При рассмотрении жалобы в суде, не выяснялся вопрос, являются ли допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении, результаты отбора проб воды, взятых на выходах с КОС 50 Казымского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск" 21.09.2017г..
Согласно п. 9.1 ПНДФ 14.1:2.:3.110-97 «Методика измерений массовой концентрации взвешенных веществ в пробах природных и сточных вод гравиметрическим методом», следует, что отбор проб для выполнения измерений массовой концентрации взвешенных веществ производится в соответствии с ГОСТом 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб».
В соответствии с п.3.7 ГОСТ 31861-2012 пробы воды должны быть подвергнуты исследованию в течение сроков, указанных в ст. 5.5, с соблюдением условий хранения. Выбранный метод подготовки отобранных проб к хранению должен быть совместим с методом определения конкретного показателя, установленного в нормативном документе. При этом, если в нормативном документе на метод определения указаны условия хранения проб, то соблюдают условия хранения проб, регламентированные в этом нормативном документе.
При нарушении условий транспортирования или хранения исследование пробы проводить не рекомендуется.
Основные рекомендуемые методы консервации и хранения отобранных проб, предназначенных для проведения определений обобщенных показателей и определения химических показателей приведены в таблице №1 и 2ст. 5.5 указанного ГОСТ.
Из Акта 1342-в ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре усматривается, что отбор проб произведен 21 сентября 2017 года в 14.30 по месту технологического объекта Казымское ЛПУ МГ КОС-50. Протокол лабораторных анализов датирован 29 сентября 2017 года, то есть спустя 8 дней.
Таким образом, вопрос о соблюдении основополагающих требований при исследовании проб сточной воды, а именно в консервации и хранении отобранных проб, предназначенных для проведения конкретных показателей в ходе проведения технологии анализов, судом не выяснялся.
Таким образом, решение городского суда подлежит отмене, в связи с преждевременным выводом, изложенным в судебном акте.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
р е ш и л :
Решение судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 мая 2018 года, вынесенное по жалобе на постановление начальника Белоярского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры от 28.03.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на новое рассмотрение.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры С.М. Ушакова