ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-486/2017 от 07.02.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Кайгородова О.Ю. Дело № 7-486/2017

Р Е Ш Е Н И Е

7 февраля 2018 года город Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Урбаха А.А. на постановление судьи Центрального районного суда города Барнаула от 22 ноября 2017 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания г.Барнаула «Уют и согласие» прекращено,

у с т а н о в и л:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***, составленному заместителем начальника отдела культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Р.К.Д., в соответствии с решением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 24.03.1989 *** «Об отнесении недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения» здание «Доходный дом Аверина» (многоквартирный жилой дом), расположенное по адресу: <адрес>, - является объектом культурного наследия регионального (краевого) значения и подлежит государственной охране. Организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, является Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания г.Барнаула «Уют и согласие» (ОГРН ***, ИНН ***, место нахождения: <адрес>, фактическое место нахождения: <адрес>) (далее ООО УК г.Барнаула «Уют и согласие»).

В связи с оформлением охранного обязательства объекта культурного наследия в рамках мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу (осуществлявшим до ДД.ММ.ГГ полномочия в области государственной охраны объектов культурного наследия) осуществлен визуальный осмотр технического состояния объекта, по результатам которого составлен акт технического состояния от ДД.ММ.ГГ***, которым определен перечень работ по его сохранению и сроки (периодичность) проведения работ.

Приказом Управления Алтайского края по культуре и архивному делу от ДД.ММ.ГГ*** утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия «Доходный дом Аверина», и ООО УК г.Барнаула «Уют и согласие» выдано предписание от ДД.ММ.ГГ***, содержащее перечень работ по сохранению объекта культурного наследия и определен срок их выполнения до ДД.ММ.ГГ в соответствии с актом технического состояния от ДД.ММ.ГГ***.

По результатам проведенного на основании задания от ДД.ММ.ГГ*** мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия установлено, что в нарушение п.3 ст.27, ст.47.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст.11 закона Алтайского края от 12.05.2005 № 32-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае» ООО УК г.Барнаула «Уют и согласие» в срок до ДД.ММ.ГГ не выполнило перечень работ по сохранению объекта культурного наследия, о чем составлен акт осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГ***, согласно которому:

1. Не выполнен демонтаж с юго-восточного фасада (<адрес>): объемной информационной конструкций с названием организации и режимом работы «ГалЮр; информационной конструкции «Магазин обувные материалы и комплектующие для ремонта обуви», «Ателье по пошиву и ремонту обуви»; современных композитных материалов на цокольной части здания, двухскатного козырька; вывески-лайтбокса «Ломбард»; вывески «Велоремонт Прокат»; металлической решетки (оконный проем).

2. Не выполнен демонтаж с юго-западного фасада (<адрес>): кондиционеров (не выполнен проект приспособления объекта культурного наследия для современного использования в части размещения и установки кондиционеров); портала входного узла (правая часть фасада), металлического навеса, облицовки современным композитным материалом (сайдингом); навеса на металлическом каркасе; вывески «Велоремонт Прокат».

3. Не выполнен демонтаж (южный угол здания) объемных букв на кронштейнах «Ювелирный салон».

4. Не установлена на фасаде здания-памятника информационная надпись (обозначение) об объекте культурного наследия.

5. В отсутствие согласования органа охраны объектов культурного наследия установлена конструкция вывески на юго-восточном фасаде здания «Обувное ателье SCHOOL».

Вышеуказанное бездействие ООО УК г.Барнаула «Уют и согласие», выражающееся в невыполнении предусмотренных законом обязанностей по сохранению объекта культурного наследия, квалифицировано по ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, начальник Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (Алтайохранкультура) Урбах А.А. просит отменить постановление, возвратить дело на новое рассмотрение в районный суд, в обоснование указывает, что ООО УК г.Барнаула «Уют и согласие», являясь управляющей организацией, обязано принимать все необходимые меры, предусмотренные действующим законодательством для многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, и проводить работы, направленные на приведение общего имущества таких домов в надлежащее техническое состояние, осуществлять контроль за использованием общего имущества многоквартирного дома, в том числе фасадов здания, следить за недопущением крепления к стенам здания растяжек, подвесок, вывесок, указателей, установки инженерных систем и оборудования, спутниковых антенн (п.3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170).

В силу п.2 ст.47.3 Федерального закона № 73-ФЗ собственник жилого помещения, являющегося частью объекта культурного наследия, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии. Следовательно, по многоквартирным домам обеспечение исполнения данной обязанности собственником заключается в оплате услуг управляющей организации.

Вывод судьи о том, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме не принималось решения о возложении обязанности по выполнению охранного обязательства на управляющую организацию, в силу чего указанная обязанность лежит на собственниках, противоречит ст.ст.44, 46 ЖК РФ, определяющим вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания собственников помещений, из которых не следует, что вопрос о выполнении охранного обязательства в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества дома, отнесен к компетенции общего собрания.

Общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), в том числе, обеспечивающем поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства и реконструкции многоквартирного дома

В соответствии с п.4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда управляющая организация должна обеспечить исправное состояние стен зданий, а также устранять повреждение стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.

Согласно п.1.8 названных Правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом; санитарное содержание; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий. Согласно ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Кроме того, в соответствии со ст.138 ЖК РФ ООО УК г.Барнаула «Уют и согласие» обязалось обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем именно управляющая организация должна принимать все необходимые меры, предусмотренные действующим законодательством для многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, и незамедлительно проводить работы, направленные на приведение общего имущества таких домов в надлежащее состояние.

Должностное лицо, подавшее жалобу, законный представитель, защитник ООО УК г.Барнаула «Уют и согласие» о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Выслушав пояснения должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении Р.К.Д., проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, не нахожу оснований для отмены постановления.

Часть 1 стать 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с подп.9 и 11 п.2 ст.33 названного Закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений.

В соответствии с п.1 ст.40 Федерального закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Таким образом, сохранение объекта культурного наследия представляет собой обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия. Указанное достигается посредством консервации, проведения ремонта, реставрации, приспособления объекта культурного наследия для современного использования.

В соответствии с п.11 ст.9.2 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1 ст.47.6 названного Федерального закона в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подп.1, 4 п.1, п.2 ст.47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с абзацами 1, 9 п.11 ст.47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.п.2, 3 ст.56.1 Федерального закона № 73-ФЗ в случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

При этом, как следует из охранного обязательства объекта культурного наследия «Доходный дом Аверина», охранное обязательство содержит требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома.

Протоколом об административном правонарушении в вину ООО УК г.Барнаула «Уют и согласие» вменено бездействие, выражающееся в невыполнении предусмотренных законом обязанностей по сохранению объекта культурного наследия, а именно, невыполнение перечня работ по сохранению объекта, указанного в предписании от ДД.ММ.ГГ***,
в срок до ДД.ММ.ГГ.

Между тем, как следует из вышеприведенных норм, субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, являются, в частности, лица, на которых возложена обязанность по выполнению требований охранного обязательства, указанные в абзаце 9 п.11 ст.47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, в том числе, физические и юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности.

С учетом положений п.3 ст.56.1 названного Закона управляющая организация может быть признана субъектом правонарушения при условии, что по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, выполнение требований охранного обязательства возложено на управляющую организацию.

Между тем, по делу установлено, что указанного в п.3 ст.56.1 Федерального закона № 73-ФЗ решения собственниками помещений в многоквартирном доме не принималось, в связи с чем выводы судьи о том, что ООО УК г.Барнаула «Уют и согласие» не является субъектом вмененного правонарушения и, как следствие, отсутствует состав правонарушения, являются правильными.

Доводы жалобы основанием для отмены постановления не являются.

Так, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, выражается, в частности, в невыполнении, нарушений требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в связи с чем нарушение требований иного законодательства, о чем имеются ссылки в жалобе, состав указанного правонарушения не образует.

Довод жалобы о том, что ст.ст.44, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации не относят к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о возложении обязанности по выполнению охранного обязательства собственников на управляющую организацию, не свидетельствует о незаконности постановления.

Довод жалобы о том, что выполнение собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном объектом культурного наследия, обязанности по сохранению данного объекта сводится к оплате услуг управляющей организации, не основан на нормах действующего законодательства, в связи с чем не принимается.

Кроме того, судья правомерно исходил из того, что вывески и информационные конструкции являются самостоятельными объектами гражданских прав, не относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем в отношении указанных конструкций обладают правами и несут обязанности их собственники или законные владельцы.

Аналогично согласование с органами по охране объектов культурного наследия возможности оборудования отдельных входов путем устройства каких-либо конструкций, размещение кондиционеров и т.д. входит в обязанность собственников нежилых помещений и не относится к компетенции управляющей компании.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление судьи Центрального суда города Барнаула от 22 ноября 2017 года оставить без изменения, жалобу начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Урбаха А.А. – без удовлетворения.

Судья Л.Ю.Ковалюк