ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-489/2021 от 27.05.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 7-489/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 27 мая 2021 года

Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора
ООО «ГазЭнергоСтрой - Экологические Технологии» ФИО1
на решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении должностного
лица - генерального директора ООО «ГазЭнергоСтрой - Экологические Технологии» ФИО1 ФИО7,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО9 № 06-641/2020 от 22 января 2021 года должностное
лицо - генеральный директор ООО «ГазЭнергоСтрой - Экологические Технологии» (далее - ООО ГЭС - Экологические Технологии»)
ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей.

Считая вынесенное административным органом постановление незаконным и подлежащим отмене, генеральный директор ООО «ГЭС - Экологические Технологии» ФИО1 обратился с жалобой в Дзержинский городской суд Нижегородской области.

Решением судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24 марта 2021 года постановление административного органа от 22 января 2021 года оставлено без изменения, а жалоба генерального директора ООО «ГЭС - Экологические Технологии» ФИО1 - без удовлетворения.

Выражая несогласие с состоявшимися решением судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24 марта 2021 года и постановлением административного органа от 22 января 2021 года, генеральный директор ООО «ГЭС - Экологические Технологии»
ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с жалобой, в которой просит их отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события вменяемого административного правонарушения, указывая на неполное и не всестороннее изучение обстоятельств дела, полагая, что его вина материалами дела не подтверждена, поскольку в настоящее время полигон твердых бытовых отходов «Игумново» закрыт, проведена его рекультивация, никакими документами не подтверждено его введение в эксплуатацию, и как следствие подача заявки и его постановка на учет как объекта негативного воздействия в силу норм действующего законодательства не представляется возможным.

Срок обжалования решения судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24 марта 2021 года, предусмотренный ст. 30.3 КоАП РФ, по настоящему делу заявителем соблюден.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей административного органа ФИО2, ФИО3, ФИО4, полагавших, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарный источник загрязнения окружающей среды - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

В силу ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Частью 8 данной статьи установлено, что ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доступ должностных лиц уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Частью 1 ст. 69.2 того же Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

На основании ч. 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Исходя из положений п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая
1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября
2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам
I, II, III и IV категорий».

Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды 25.11.2020, по адресу: [адрес], ООО «ГЭС - Экологические Технологии» (Объект № 3 Ликвидация (рекультивация) полигона твердых бытовых отходов «Игумново») в период с 22.09.2020 по 16.10.2020 установлено следующее:

На 2012-2020 годы заключен государственный контракт от 25.07.2016 № 25/16-ЕП между ГБУ Нижегородской области «Экология региона» и
ООО «ГЭС - Экологические Технологии».

В соответствии со ст. 2 Контракта Заказчик в соответствии с общими требованиями Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы» поручает, а Подрядчик в соответствии с Техническим заданием и Календарным графиком выполнения работ обязуется выполнить работы по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба на территории Нижегородской области (в том числе полигона твердых бытовых отходов «Игумново» (и (или) Объект), в том числе работы по подготовке проектно-сметной, конструкторской и технологической документации, проведению требуемых в соответствии с действующим законодательством экспертиз проектной документации, а также иных работ, связанных с ликвидацией данных объектов.

ООО «ГЭС - Экологические Технологии» получено положительное Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Объект №3 Ликвидация (рекультивация) полигона твердых бытовых отходов «Игумново», утверждено приказом Росприроднадзора от 13.12.2016 № 789.

Основным видом деятельности ООО «ГЭС - Экологические Технологии» является сбор отходов (ОКВЭД 381).

Деятельность ООО «ГЭС - Экологические Технологии» связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ в период рекультивации источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух на участке проведения работ являются: свалочное тело полигона, дизель-генератор для стройгородка, сварочные работы, выемочно-погрузочные работы, двигатели внутреннего сгорания автотранспорта и спецтехники на строительной площадке, дизель-генератор для КНС.

Участок тела полигона покрыт растительностью. На поверхность тела полигона выведены дыхательные трубы, оборудованные огнепреградителями, через которые в атмосферный воздух происходит выброс загрязняющих веществ, образующихся в теле полигона.

На этапе строительства Объект выбрасывает в атмосферу 20 загрязняющих веществ.

Согласно календарному плану выполнения работ по Контракту (приложение № 1) завершение строительного этапа - февраль 2019 года. С указанной даты начинается пострекультивационный период для полигона ТБО «Игумново» и основным видом воздействия на состояния атмосферного воздуха будут выбросы биогаза (рекультивированный полигон) и выбросы от дизель-генератора на КНС. Объект выбрасывает в атмосферу 14 загрязняющих веществ.

В соответствии с Перечнем веществ (атмосфера) редакция от 02.07.2018 марганец и его соединения, диоксид азота, аммиак, сероводород, фториды газообразные, фториды плохо растворимые, формальдегид относятся ко II классу опасности; бенз(а)пирен к I классу опасности.

Поскольку на рекультивируемом объекте в составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух содержатся вещества I и II классов опасности, строительная площадка и тело полигона, на которой
ООО «ГЭС - Экологические Технологии» проводит работы по рекультивации, относится к объекту 3 категории, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, а именно: строительная площадка и тело полигона, на которой
ООО «ГЭС - Экологические Технологии» проводит работы по рекультивации, не поставлен на учет.

Одним из элементов системы охраны окружающей среды, направленной на предотвращение негативного воздействия на нее объектов различной хозяйственной деятельности, является государственный учет этих объектов.Невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а именно: строительной площадки и тела полигона, на которой
ООО «ГЭС - Экологические Технологии» проводит работы по рекультивации, на постановку на государственный учет является нарушением ч. 2 ст. 69, ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Таким образом, ООО «ГЭС - Экологические Технологии» не выполнена обязанность по подаче заявки на постановку объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет.

Должностным лицом, ответственным за соблюдение требований действующего законодательства, является генеральный директор
ООО «ГЭС - Экологические Технологии» - ФИО1

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1, как должностного лица, к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения и вина генерального директора ООО «ГЭС - Экологические Технологии» ФИО1 в его совершении, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 06-641/2020 от 14 декабря 2020 года; приказом о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ГЭС-Экологические Технологии» от 17 сентября 2020 года; актом проверки
№ 112-вн от 25 ноября 2020 года; приказом об утверждении заключения экспертной комиссии № 789 от 13 декабря 2016 года с заключением экспертной комиссии; приказом № 3 о вступлении в должность генерального директора ООО «ГЭС - Экологические Технологии» ФИО1
от 22 сентября 2015 года,и другими материалами дела, которые оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

При таких обстоятельствах, административный орган правильно своим постановлением от 22 января 2021 годапривлек генерального директора ООО «ГЭС - Экологические Технологии» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ, а судья городского суда своим решением от 24 марта 2021 года обоснованно отказал
ФИО1 в удовлетворении жалобы на вышеуказанное постановление административного органа.

Выводы административного органа и суда первой инстанции о наличии события правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ и виновности генерального директора ООО «ГЭС - Экологические Технологии»
ФИО1 в его совершении являются правильными и обоснованными, и соответствуют фактическим обстоятельствам данного дела.

Постановление о привлечении генерального директора ООО «ГЭС-Экологические Технологии» ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Доводы, изложенные заявителем в жалобе, об отмене решения судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24 марта 2021 года и постановления административного органа от 22 января 2021 года ввиду отсутствия события вменяемого административного правонарушения и недоказанности его вины,поскольку в настоящее время полигон твердых бытовых отходов «Игумново» закрыт, проведена его рекультивация, никакими документами не подтверждено его введение в эксплуатацию, и как следствие подача заявки и его постановка на учет как объекта негативного воздействия в силу норм действующего законодательства не представляется возможным, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, кроме того, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судьей, пересматривающим дело по жалобе, несостоятельными, и они не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

При этом следует отметить, что несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом закона, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судом были допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, в том числе влекущие ущемление прав лица, привлеченного к административной ответственности, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено генеральному директору
ООО «ГЭС - Экологические Технологии» ФИО1 в пределах санкции ст. 8.46 КоАП РФ, в минимальном размере, с учетом фактических обстоятельств дела и характера вмененного административного правонарушения, учитывая также, чтонарушения могли повлечь наступление вредных последствий в области охраны окружающей среды, является справедливым и соразмерно содеянному.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, а также норм материального права, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

При указанных обстоятельствах решение судьи городского суда и постановление административного органа от 22 января 2021 года являются законными и обоснованными, оснований для их отмены либо изменения, в том числе по доводам, изложенным заявителем в жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24 марта 2021 года и постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО8 № 06-641/2020 от 22 января 2021 года по
делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора
ООО «ГазЭнергоСтрой - Экологические Технологии» ФИО1, оставить без изменения, а жалобу генерального директора
ООО «ГЭС - Экологические Технологии» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья областного суда Д.В. Шелудяков