Дело № 7-490/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Санкт- Петербург 24 мая 2017 г.
Судья Ленинградского областного суда Лебедев А.В.
при секретаре Болоболиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» ФИО2 на постановление государственного инспектора Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 28 ноября 2016 года и решение судьи Тосненского городского суда Ленинградской области Смирновой В.А. от 06 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора РФ по Северо-Западному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу ФИО3 № АД-13-231/2016 от 28 ноября 2016 года СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Законный представитель СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» ФИО2 не согласившись с законностью и обоснованностью вышеуказанного постановления, обратился с жалобой в Тосненский городской суд Ленинградской области, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
Решением судьи Тосненского городского суда Ленинградской области Смирновой В.А. от 06 марта 2017 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба законного представителя без удовлетворения.
В своей жалобе законный представитель СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» ФИО2 просит вышеуказанные постановление и решение отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» и ЗАО «Стройкрансервис» был заключен договор, в рамках которого были проведены работы по экскавации двух временных котлованов, в которые временно были перекачаны жидкие отходы из карт-котлованов № 64 и № 68. Общий срок нахождения жидких отходов во временных котлованах не превысил пяти месяцев. Работы по экскавации временных котлованов на территории СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» не подлежат государственной экологической экспертизе, поскольку данные работы не могут быть отнесены к деятельности, связанной с размещением отходов. Работы по укрытию поверхностей мембранными экранами не повлекли за собой реконструкции действующих гидротехнических сооружений. Данные работы не являются строительством и не формируют ни объектов капитального строительства, ни их частей, в связи с чем не требуют разработки проектной документации и прохождения экспертизы.
Законный представитель ГУПП «Полигон «Красный Бор» ФИО2 и его защитник Ефименко В.В. извещены, но в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в силу чего в порядке ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения защитника Серебряковой А.С., которая жалобу поддержала, представителя Росприроднадзора ФИО4, который полагал, что нет оснований для удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, а так же материалы дела об административном правонарушении, представленные отделом экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно положениям ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Согласно ст.1 Закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду
В силу п. 7.2 ст. 11 Закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности.
Согласно п.8 ст. 11 Закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в случае внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы, объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, также является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ) к объектам размещения отходов относятся специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут выявлено, что СПб ФИО1 «Полигон «Красный Бор» на производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, в нарушение ст.ст.32, 33, ч.1 ст.34, ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 7.2 ст. 11, п.8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» осуществило строительство двух котлованов временного размещения отходов (по договору, заключенному с ЗАО «Стройкрансервис» от ДД.ММ.ГГГГ№) и работы по осуществлению Проекта производства работ по устройству плавающего укрывного противофильтрационного покрытия (понтоны) карты № 68 (по договору, заключенному с ООО «СК «Гидрокор» от ДД.ММ.ГГГГ№), которые являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня и подлежат государственной экологической экспертизе, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о доказанности вины СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Так, вина СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, письмом ЗАО «СТРОЙКРАНСЕРВИС» № 379 от ДД.ММ.ГГГГ. в Департамент Росприроднадзора по СЗФО, Техническим заданием на выполнение работ по ликвидации аварийной ситуации на картах котлованах №№ 64, 68 СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор», экспертным заключением ООО «ТехноТерра» ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ., паспортом гидротехнического сооружения 2015г. ООО «Научно-производственная корпорация Проектводстрой», Проектом производства работ по выполнению работ по ликвидации аварийной ситуации на картах №№ 64, 68 СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор», ответом администрации Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ. № на запрос Департамента Росприроднадзора по СЗФО, письмом СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» от 10.10.2016г. № в Департамента Росприроднадзора по СЗФО, актом выбора площадок под устройство временных котлованов для понижения уровня промышленных отходов открытых картах-котлованах №№ 64, 68, договором подряда № от ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО «Стройкрансервис» с приложением и актом о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от ДД.ММ.ГГГГ., справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 от ДД.ММ.ГГГГ., договором № от ДД.ММ.ГГГГ. с ООО «СК «Гидрокор» с приложением, актом о приемке выполненных работ по форме №КС-2 от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме №КС-3 от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования территории № ВВ-38/13 от ДД.ММ.ГГГГ., письмом СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» № от ДД.ММ.ГГГГ с планом действий (дорожная карта) по поэтапной ликвидации накопленного экологического ущерба на Полигоне, согласованный ДД.ММ.ГГГГ., протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № АД-13-231/2016 от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фототаблицы, карты-схемы полигона и копии приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. и видео-материала, копией Проекта производства работ на устройство противофильтрационного покрытия карт № и №, разработанного ООО -СК «Гидрокор» в 2016 году, копией письма Северо-Западного Управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ., копией письма Северо-Западного Управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ., письмом СПБ ФИО1 «ФИО1 «ФИО1 Бор» № от ДД.ММ.ГГГГ копией письма Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт- Петербурга, от ДД.ММ.ГГГГ. исх.№, копией заключения Главгосэкспертизы России от ДД.ММ.ГГГГ. №-П, копией заключения ЦГСЭН в ЛО по проекту строительства от ДД.ММ.ГГГГ№, копией заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Ленкомэкологии от ДД.ММ.ГГГГ. №, копией Технологического регламента «Прием, обезвреживание и размещение промышленных отходов органического состава» от 2014 года, копией лицензии № на обезвреживание отходов II-IV классов опасности и размещение отходов I-IV классов опасности, другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Вывод о наличии вины СПб ФИО1 «Полигон «Красный Бор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.
Административное наказание ГУПП «Полигон «Красный Бор» назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, данных о СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор», и с соблюдением требований ст. ст. 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ, является соразмерным содеянному.
Доводы жалобы сводятся к неправильному понимаю норм закона, были предметом оценки при рассмотрении жалобы в Тосненском городском суде Ленинградской области, всесторонне проверены, оценены и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении судьи, не влияют на правильность вывода о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, опровергаются совокупностью исследованных по делу доказательств.
Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу, позволяющих рассматривать вышеуказанные акты как незаконные и необоснованные, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 28 ноября 2016 года и решение судьи Тосненского городского суда Ленинградской области Смирновой В.А. от 06 марта 2017 года оставить без изменения, жалобу законного представителя – без удовлетворения.
Судья: