ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-490/2021 от 15.11.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Москалева Л.В. Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Н. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ жалобу ФИО1 на постановление и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Удмуртской Республике ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым указанное постановление оставлено без изменения,

установила:

постановлением и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике К. Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ директор Общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительное управление» ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа <данные изъяты>

Не согласившись с названным постановлением о назначении административного наказания, ФИО1 обратилась с жалобой в Ленинский районный суд города Ижевска.

Решением судьи Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, ФИО1 просит постановление административного органа и решение судьи районного суда отменить, принять новое решение. Считает, что в действующем законодательстве имеются противоречия и неясности относительно вопроса выплаты юридическим лицом – резидентом заработной платы работнику – нерезиденту без использования банковского счета в уполномоченном банке. Полагает, что положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации в той части, в которой они ограничивают право работников – нерезидентов на выбор удобного им способа выплаты заработной платы. Указывает, что судьей районного суда при рассмотрении ее жалобы не учтено, что работники Общества не просили о выплате заработной платы путем перевода в кредитную организацию и не сообщали о банковских счетах, напротив, ими были поданы заявления о выплате заработной платы наличными денежными средствами.

ФИО1 надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, однако в Верховный Суд Удмуртской Республики не явилась, уважительных причин неявки не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представила. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие ФИО1

Изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В порядке статьи 30.6 КоАП РФ дело проверено в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения состоит, в том числе в осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Субъектом ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, является резидент, в том числе созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическое лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку и передавшее нерезиденту товар.

Федеральный закон № 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федеральный закон № 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, лица без гражданства являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.

Соответственно, выдача юридическим лицом-резидентом заработной платы иностранным гражданам - нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (абзац 1 части 2).

Исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами – нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, установлен в части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

Однако возможность осуществления такой валютной операции как выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений не входит.

Установленные частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала, противодействия незаконным финансовым операциям.

Согласно статье 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, валютные операции между юридическими лицами-резидентами и нерезидентами должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.

Состав данного правонарушения формальный, то есть основанием для привлечения к административной ответственности является сам факт совершения незаконной валютной операции вне зависимости от правовых последствий такого правонарушения.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проверки соблюдения ООО «Ремонтно-строительное управление» валютного законодательства установлено, что согласно представленных ОО «Ремонтно-строительное управление» справок по форме – 2 НДФЛ за 2019 год, а также документов и информации, представленных Обществом письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на запрос инспекции от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в ООО «Ремонтно-строительное управление», расположенном по <адрес> трудоустроены иностранные граждане-нерезиденты:

гражданин УзбекистанаФИО3, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, должность плотника;

гражданин УзбекистанаФИО4 угли, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, должность подсобный рабочий;

гражданин УзбекистанаФИО5, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, должность подсобный рабочий;

гражданин Узбекистана О. А., на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, должность арматурщик;

гражданин УзбекистанаФИО6, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, должность подсобный рабочий;

гражданин УзбекистанаФИО7, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, должность подсобный рабочий;

гражданин УзбекистанаФИО8 угли на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, должность арматурщик.

Согласно сведениям, представленным ДД.ММ.ГГГГ МВД по УР о разрешительных документах на право осуществление деятельности и проживание на территории Российской Федерации в отношении иностранных граждан, установлено, что данные граждане не имеют вида на жительство.

Поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства – нерезиденты, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона № 173-ФЗ.

Действительно, в соответствии с частью третьей статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Вместе с тем, в силу части 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.

Исходя из этого, правила выплаты заработной платы иностранным гражданам, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются с учетом требований абзаца первого части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым, по общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.

Пункт 5.4 трудовых договоров на ФИО3, ФИО4 угли, ФИО9, ФИО6, ФИО7, ФИО8 угли устанавливает выплату заработной платы в организации два раза в месяц: аванс – последний день месяца 30 (31) числа; окончательный расчет – 15 числа.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ремонтно-строительное управление» осуществило выплату заработной платы указанным лицам наличным расчетом в сумме 18 296, 42 рублей, что подтверждается платежной ведомостью б/н от ДД.ММ.ГГГГ.

Часть 1 статьи 2.4 КоАП РФ устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Руководителем – директором ООО «Ремонтно-строительное управление» на момент указанного события являлась ФИО1

Установленное свидетельствует о том, что ФИО1, являясь директором ООО «Ремонтно-строительное управление», совершила ДД.ММ.ГГГГ валютную операцию по выплате заработной платы нерезидентам – ФИО3, ФИО4 угли, ФИО9, ФИО6, ФИО7, М.К.МБ. угли без использования банковского счета в уполномоченном банке.

Факт осуществления валютной операции без использования банковского счета подтверждается материалами дела.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, действия ФИО1 правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, оснований для прекращения производства по делу по статье 24.5 КоАП РФ не имеется.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что работники Общества не просили о выплате заработной платы путем перевода в кредитную организацию и не сообщали о банковских счетах, напротив, ими были поданы заявления о выплате заработной платы наличными денежными средствами, подлежат отклонению как основанные на неправильном понимание норм валютного законодательства, которое не предусматривает возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам – нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации. Как было указано выше, работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работникам- нерезидентам исключительно в безналичной форме через банковские счета в уполномоченных банках.

Ссылка ФИО1 на часть 6 статьи 4 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов, является неправомерной.

Понятие валютной операции, содержащееся в статье 1 Федерального закона № 173-ФЗ, а также права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, определенные статьей 14 данного Закона, не вызывают таких сомнений, не содержат противоречий и неясностей, которые могли быть квалифицированы как неустранимые.

Следовательно, при выдаче иностранному работнику заработной платы применению подлежала специальные нормы Федерального закона № 173-ФЗ.

Поэтому осуществление валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении ФИО1 незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Иные жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого судебного постановления.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных настоящим Кодексом.

Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению валютного законодательства Российской Федерации, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ,

решила:

постановление и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по ФИО10К. Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 КоАП РФ в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова