ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-491/2016 от 24.05.2016 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Гайворонская О.В. Дело № 7-491-2016

Р Е Ш Е Н И Е

24 мая 2016 г. г. Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Разуваева А.Л., при секретаре М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Кировского района г. Новосибирска на решение судьи Кировского районного суда г. Новосибирска от 06 апреля 2016 г., которым оставлено без изменений постановление о привлечении администрации Кировского района г. Новосибирска к административной ответственности,

Заслушав объяснения представителя администрации Кировского района г. Новосибирска ФИО1, возражения должностного лица, вынесшего постановление ФИО2,

у с т а н о в и л а:

постановлением старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 25 февраля 2015 г. администрация Кировского района г. Новосибирска признана виновной в совершении административного правонарушения.

В постановлении указано, что 17.12.2015 должностными лицами Росприроднадзора по СФО выявлены обстоятельства, свидетельствующие о размещении администрацией Кировского района г. Новосибирска в водоохранной зоне площадки для временного складирования снега, чем нарушены требования природоохранного законодательства РФ, в том числе ст. 42 Земельного Кодекса РФ, ст. 65 Водного Кодекса РФ, ст.1 и ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»., а также ст. ст. 35, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Действия администрации Кировского района г. Новосибирска квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, администрация подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с постановлением, администрация обратилось в суд с жалобой, в которой указала на несогласие с наличием в действиях администрации состава административного правонарушения.

Судьей районного суда постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Кировского района г. Новосибирска.

В жалобе, поданной в порядке ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложена просьба об отмене постановленных в отношении администрации решений.

В обоснование жалобы заявитель указал на нарушение порядка привлечения к административной ответственности. Представителю администрации не были разъяснены процессуальные права.

Кроме того, заявитель полагает, что в действиях администрации отсутствует состав административного правонарушения.

Проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе,:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

В соответствии со ст. 51 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Административная ответственность за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, установлена ч. 1 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 16 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Как установлено судьей и подтверждается материалами дела, во исполнение ч.2 постановления мэрии города Новосибирска от 01.10.2015 №6048 «Об организации уборки территории города Новосибирска в осенне-зимний период 2015/2016 года», администрация Кировского района города Новосибирска направила для согласования в департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска схемы территорий (в том числе по ул. Ватутина), определенных администрацией Кировского района для размещения площадок для временного складирования снега в осенне-зимний период 2015/2016 года.

Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска в адрес и.о. главы администрации Кировского района города Новосибирска ФИО3 направлено письмо следующего содержания: «Учитывая, что территории, предполагаемые для размещения площадки для временного складирования снега по ул. Ватутина, ул.Бронной, уд. Зорге в осенне-зимний период 2015/2016 года, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и не обременены правами третьих лиц, считаю возможным размещение площадок для временного складирования снега на данных территориях. Для сведения сообщено, что территории по ул. Ватутина расположены в водоохранной зоне».

На момент обследования не выявлено сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Кроме того, данный снегоотвал не является специально оборудованным т.к. отсутствуют освещение, бытовые помещения и ограждения.

В связи с изложенными обстоятельствами, должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СФО возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постанавливая решение, судья районного суда пришел к выводу, что действия администрации Кировского района г. Новосибирска повлекли нарушение требований законодательства, которыми установлен водоохранный режим на водосборах водных объектов и правильно квалифицированы должностным лицом в соответствии с ч. 1 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья исходил из того, именно администрация Кировского района города Новосибирска определила для размещения площадки для временного складирования снега и направила на согласование в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска участок территории на ул.Ватутина, расположенный в водоохранной зоне р. Тула.

При этом судьей принято во внимание, что после сообщения из Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска сведений о том, что территории по ул. Ватутина расположены в водоохраной зоне, администрация Кировского района не предприняла мер для корректировки и внесению изменении в ранее составленные схемы территории, определенных администрацией Кировского района города Новосибирска для размещения площадок для временного складирования снега муниципальным казенным учреждением города Новосибирска «Кировское».

Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, полагаю, что выводы судьи районного суда соответствуют установленным обстоятельствам дела и подтверждаются собранными по делу доказательствами, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда не имеется.

Доводы жалобы о нарушении порядка привлечения к административной ответственности не находят своего подтверждения и опровергаются материалами дела. Указанный довод являлся предметом рассмотрения судьей районного суда, мотивированно судьей отклонен, выводы судьи изложены в оспариваемом решении, оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях администрации состава административного правонарушения подлежат отклонению.

Вопреки доводам заявителя, в настоящем случае установлены все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения, что свидетельствует об оконченности на момент проведения проверки допущенного администрацией Кировского района г. Новосибирска административного правонарушения.

Доводы о том, что на снегоотвал производилось складирование только чистого снега, считаю несостоятельными, поскольку снег вывозился с улиц города Новосибирска, в том числе с проезжих частей дорог и тротуаров, т.е снег содержал противогололедные реагенты, песок и т.д. Кроме того, вместе с отзывом на жалобу, должностным лицом представлены фотографии территории снегоотвала, сделанные после таяния снега, которые свидетельствуют о том, что на снегоотвал вывозился снег, содержащий отходы потребления и производства, собранных с улиц города вместе со снегом.

Ссылка представителя заявителя на ответ Новосибирского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов от 20.04.2016 о том, что были отобраны пробы воды в районе организации временного снегоотвала в районе ул. Ватутина, 89, влияние снегоотвала на загрязнение реки Тула не выявлено, не подтверждает факт отсутствия в действиях администрации состава административного правонарушения, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным и не требует наступления негативных последствий, а допускает их наступление в будущем.

В целом, доводы жалобы направлены на повторное изложение позиции заявителя, основанной на иной оценке исследованных судьей доказательств, к чему оснований не усматривается. Судьей правильно определены юридически значимые обстоятельства, исследованы доказательства, которым дана оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

решение судьи Кировского районного суда г. Новосибирска от 06 апреля 2016 г. оставить без изменения, жалобу администрации Кировского района г. Новосибирска – без удовлетворения.

Судья (подпись) КОПИЯ ВЕРНА А.Л. Разуваева