Судья Живницкая Н.Н. Дело №7-497/2018
Р Е Ш Е Н И Е
город Ставрополь 11 июля 2018 года
Судья Ставропольского краевого суда Ковалева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю ФИО1 на решение судьи Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 23 мая 2018 года,
установил:
постановлением заместителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю ФИО1 №91 от 20 марта 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы администрации – начальника отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края ФИО2 в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, прокурор Новоселицкого района Ставропольского края принес протест.
Решением судьи Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 23 мая 2018 года постановление должностного лица отменено, дело возвращено в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на новое рассмотрение.
В поданной в Ставропольский краевой суд жалобе заместитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю ФИО1 просит отменить решение судьи Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 23 мая 2018 года как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю ФИО3, поддержавшую доводы жалобы и просившую ее удовлетворить, прокурора Беланова В.В., который указал на законность и обоснованность вынесенного судьей районного суда решения, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4.2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Новоселицкого района Ставропольского края проведена проверка исполнения должностным лицом – заместителем главы администрации – начальником отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края ФИО2 требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В ходе проверки установлено, что 20 ноября 2017 года заместителем главы администрации – начальником отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края ФИО2 утверждена документация о проведении электронного аукциона №0121200004717000746 «Приобретение в собственность Новоселицкого муниципального района Ставропольского края объекта недвижимого имущества для размещения спортивного многофункционального стадиона для села Новоселицкое Новоселицкого района Ставропольского края».
Извещение о проведении данного электронного аукциона вместе с документацией о проведении электронного аукциона размещено 28 ноября 2017 года в сети Интернет на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.
07 февраля 2018 года прокурором Новоселицкого района Ставропольского края возбуждено дело об административном правонарушении в отношении заместителя главы администрации – начальника отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края ФИО2 в связи с наличием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю ФИО1 №91 от 20 марта 2018 года производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края ФИО2 прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Отменяя постановление должностного лица и возвращая дело на новое рассмотрение, судья районного суда указал на то, что аукционная документация не содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого объекта установленным заказчиком требованиям, поскольку любой потенциальный участник аукциона может произвольно интерпретировать указанные характеристики и предложить заказчику к приобретению объект, который лишь формально соответствует установленным заказчиком техническим параметрам.
При этом судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 6 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 12 Закона №44-ФЗ установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона №44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе должна, содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупности указанных норм Закона №44-ФЗ следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Требования к техническим характеристикам поставляемого товара остановлены Заказчиком в Приложении №1 к Техническому заданию в соответствии с положениями статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ, с учетом потребностей Заказчика.
Поскольку предметом закупки №0121200004717000746 является «Приобретение в собственность Новоселицкого муниципального района Ставропольского края объекта недвижимого имущества для размещения спортивного многофункционального стадиона для села Новоселицкое Новоселицкого района Ставропольского края», а не работы по строительству данного объекта, разработка проектной документации при осуществлении данной закупки нормами действующего законодательства также не предусмотрена, указание на разъяснения Верховного Суда Российской Федерации «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» о том, что технические и качественные характеристики для выполнения подрядных работ на строительство здания, должны указываться с учетом требований части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержаться в проектной документации, не является доказательством нарушения ФИО2 требований Закона №44-ФЗ.
Санкция части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит в себе исчерпывающий перечень оснований, за нарушение которых следует применять настоящую норму Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Следует учитывать, что данная норма Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применима в случае, если должностное лицо заказчика утверждает конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Таким образом, при утверждении документации о проведении электронного аукциона №0121200004717000746 «Приобретение в собственность Новоселицкого муниципального района Ставропольского края объекта недвижимого имущества для размещения спортивного многофункционального стадиона для села Новоселицкое, Новоселицкого района Ставропольского края» ФИО2 не были нарушены требования Федерального закона №44-ФЗ.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Изложенное выше в совокупности свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
Неисследованность обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением процессуальных требований.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
В связи с отменой судебного решения по вышеуказанным основаниям суд не входит в обсуждение доводов жалобы, так как они могут быть проверены судьей районного суда при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
жалобу заместителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 23 мая 2018 года отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы администрации – начальника отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края ФИО2 вернуть в Новоселицкий районный суд Ставропольского края на новое рассмотрение.
Судья
Ставропольского краевого суда Ю.В. Ковалева