Судья Толстик Н.В. Дело № 7-4/2022 (7-527/2021)
РЕШЕНИЕ
1 февраля 2022 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника МП «Метро МиР» (до переименования МУП «УЗСПТС») ФИО1 на решение судьи Советского районного суда города Новосибирска от 17 августа 2021 года,
установил:
постановлением № 07-22/36 врио начальника Новосибирского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО2 от 16 апреля 2021 года МУП «УЗСПТС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, МУП «УЗСПТС» обратилось в Дзержинский районный суд города Новосибирска с жалобой в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.
Определением судьи Дзержинского районного суда города Новосибирска от 25 мая 2021 года жалоба была передана для рассмотрения по подведомственности в Советский районный суд города Новосибирска.
Решением судьи Советского районного суда города Новосибирска от 17 августа 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, защитник МП «Метро МиР» ФИО1 просит отменить вынесенные акты и прекратить производство по делу.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что при вынесении решения суд неправильно установил юридически значимые обстоятельства.
В целях согласования хозяйственной деятельности с ФИО3 Росрыболовства был заключен договор № 34 от 16 января 2020 года с Верхне-Обским филиалом ФГБУ «Главрыбвод», в рамках которого в 4-ом квартале 2020 года была проведена работа по подготовке материалов по оценке воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания с получением в итоге положительного согласования хозяйственной деятельности ФИО3 Росрыболовства. Согласно оценке воздействия, общий ущерб водным биологическим ресурсам реки Тула вследствие загрязнения реки ливневыми сточными водами из четырех коллекторов МУП «УЗСПТС» составит 8,8 кг за 1 год, 26,4 кг за 3 года. Из них конкретно по выпуску 30 коллектора № 39: величина негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания в р. Тула в результате гибели кормовых организмов (зоопланктона и зообентоса) составит 1,45 кг за 1 год, 4,35 кг за 3 года.
Также МП «Метро МиР» был заключен договор от 17 мая 2021 года № 214 на выполнение работ по выпуску молоди рыбы в водные объекты Обь-Иртышского рыбохозяйственного района Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна одного из указанных в Заключении ФИО3 Росрыболовства о согласовании хозяйственной деятельности № 02-49/5280 от 4 декабря 2020 года в определенном в нем количестве экземпляров в целях компенсации наносимого ущерба со сроком выполнения мероприятий в 2021 году.
10 сентября 2020 года были утверждены Программа производственного экологического контроля и Программа проведения измерений качества сточных (ливневых, дренажных) и природных вод, Программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной (согласована Верхне-Обским БВУ 10 сентября 2020 года).
В целях выполнения условий водопользования, указанных в Решении о предоставлении водного объекта в пользование, 10 апреля 2020 года был заключен договор № 218 с МКУ города Новосибирска «Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству», на основании которого проводился производственный экологический контроль сточных вод выпуска № 30, а также природных вод реки Тула в месте сброса сточных вод, выше и ниже по течению. С периодичностью один раз в квартал отслеживается содержание в сточной и природной воде загрязняющих веществ. Соответствующие квартальные и годовой отчёты были предоставлены в Верхне-Обское БВУ и в Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области согласно установленным срокам.
С целью выполнения плана водохозяйственных мероприятий, указанных в приложении № 5.3 к Решению о предоставлении водного объекта в пользование, для организации вывоза отходов, накопленных на очистных сооружениях ливневых сточных вод коллектора № 39, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства 24 февраля 2021 года был заключён договор о сборе, транспортировании и обезвреживании отходов с лицензированным предприятием ООО «Утилитсервис». В 2021 году было вывезено для обезвреживания 119032 кг отходов очистных сооружений сточных вод коллектора № 39. В целях повышения эффективности очистки ливневых сточных вод на очистных сооружениях коллектора № 39, 20 января 2021 года был заключён договор о приобретении угольноволокнистого сорбционно-фильтрующего материала «БУСОФИТ» с целью проведения регламентных работ на очистных сооружениях. В апреле 2021 года фильтрующий материал был заменён в соответствии с требованиями паспорта очистных сооружений.
Полагает, что вышеизложенные факты подтверждают выполнение МП «Метро МиР» мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством.
При новом рассмотрении дела должностным лицом не учтены выводы, изложенные в решении судьи Советского районного суда города Новосибирска от 22 марта 2021 года, которым суд отменил постановление, вынесенное должностным лицом административного органа 22 сентября 2020 года. Выводы о наличии вины юридического лица в совершении вменяемого правонарушения были сделаны без должного изучения и оценки доказательств по делу, не установлено лицо, осуществившее сброс загрязненной воды, не дана оценка мерам, принятым по предотвращению несанкционированного сброса, не дана оценка тому обстоятельству, что до рейда ФИО3 Росрыболовства предприятие проводило оценку загрязнения воды и предпринимало меры по выявлению лиц, осуществляющих сброс, не установлена прямая причинно-следственная связь между действиями (бездействием) предприятия и наступившими последствиями в виде гибели рыбы.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, заслушав защитника Харламова А.В., прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относится сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно статье 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 50 Закона N 166-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 года N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, подпунктами «б», «в», «з» пункта 2 которого предусмотрено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания, помимо прочего являются:
- оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;
- производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
- проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 25 августа 2020 года в ходе осмотра территории должностным лицом Новосибирского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО4 установлено, что 25 августа 2020 года в 15 час. 30 мин. на участке водного объекта <адрес> - водоема рыбохозяйственного значения <адрес> первой категории, от ее устья до частного <адрес>, находящегося в <адрес>, в районе частных домов №№а и 83 на левом берегу и магазина «Мир на колесах» находящегося по адресу <адрес> с правого берега <адрес> был совершен слив мутной воды, имеющей белый цвет с отложением на дне реки белого осадка, который произошел из сливного коллектора сточных (ливневых) вод, из коллекторов №, 45, принадлежащих МУП «УЗСПТС». На поверхности водного объекта обнаружены погибшие водные биоресурсы: судак - 21 экз.; щука - 2 экз.; налим - 2 экз.; лещ - 30 экз.; язь- 3 экз.; плотва - 450 экз.; окунь - 64 экз. Итого экз. - 572. Общим весом 11 кг 400 гр.
Согласно информации, предоставленной 4 сентября 2020 года Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области (исх. № 8576-16/37), решениями Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 26 июня 2018 года № 2018-643/р право пользования водным объектом с целью сброса сточных вод в <адрес> через выпуски № (коллектор №), выпуск № (коллектор №), выпуск № (коллектор №), выпуск № (коллектор №) было предоставлено МУП «УЗСПТС». Кроме того, в районе частных домов №№а и 83 и магазина «Мир на колесах», находящегося по адресу: <адрес>, располагаются коллекторы № и №, принадлежащие МУП «УЗСПТС».
На основании информации, предоставленной Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора 8 сентября 2020 года (исх. № НГ-03-06/10036), через выпуск коллектора № МУП «УЗПТС» в <адрес> сброшены сточные воды с концентрациями нефтепродуктов, превышающими в 2471 раз ПДК рыбохоз., установленные Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 года № 522 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения МУП «УЗПТС» (изменило наименование на МП «Метро МиР») к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ.
Факт совершения указанного административного правонарушения и виновность МУП «УЗПТС» подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств: протоколом об административном правонарушении УР № 108878 07-26/36 от 10 сентября 2020 года; фототаблицами; ответом на запрос Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 4 сентября 2020 года (исх. № 8576-16/37), согласно которому право пользования водным объектом с целью сброса сточных вод в <адрес> через выпуски № (коллектор №), выпуск № (коллектор №), выпуск № (коллектор №), выпуск № (коллектор №) было предоставлено МУП «УЗСПТС»; протоколами результатов анализа проб воды, решением о предоставлении водного объекта в пользование и другими материалами дела.
Судьей районного суда всем представленным и исследованным доказательствам в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка и правильно установлены юридически значимые обстоятельства, что позволило обоснованно прийти к выводу о виновности МУП «УЗСПТС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ.
Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на ином изложении фактических обстоятельств, были предметом проверки суда первой инстанции и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Полагаю, что представленными доказательствами подтверждены обстоятельства загрязнения воды (мутная вода, белый осадок, погибшая рыба), при этом пробы были взяты на выходе из коллектора, в 100м, на поверхности воды. Для квалификации действий по указанному составу правонарушения установление виновного в гибели рыбы лица не требуется. Необходимыми условиями использования водного объекта в соответствии с решением о предоставлении в пользование является содержание в исправном состоянии расположенных на водном объекте сооружений, связанных с использованием водного объекта, ведении регулярных наблюдений за водным объектом, соблюдении графика сброса и ведение учета сброса, недопущение залповых сбросов, соответствие воды показателям качества в местах сброса сточных вод, разработка и соблюдение программы производственного экологического контроля.
Факт последующего принятия мер к сохранению водных биоресурсов не влияет на квалификацию правонарушения. Ссылки на противоправные действия иных лиц не освобождают МП «Метро МиР» как лицо, непосредственно осуществляющее деятельность с использованием сливных коллекторов, от принятия разумных и возможных мер, исключающих общедоступный сброс в коллекторы.
Постановление должностного лица и решение судьи соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ. При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Советского районного суда города Новосибирска от 17 августа 2021 года, постановление № 07-22/36 врио начальника Новосибирского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО2 от 16 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении МУП «УЗСПТС» (переименовано в МП «Метро МиР»), оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья