Дело № 7-50 (2)
Судья: Шатилова Н.В.
Р Е Ш Е Н И Е
11 февраля 2015 года г.Тамбов
Судья Тамбовского областного суда Малинина О.Н.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Первомайского районного суда Тамбовской области от 12.01.2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 20.11.2014 году № 810 начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области ФИО2 заведующая магазином «Рубль Бум» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.16 КоАП РФ, в том, что при проведении плановых мероприятий по контролю в отношении ИП ФИО4 в магазине «Рубль Бум» по адресу: ***, 12.11.2014 года в 13 часов 00 минут в торговом зале магазина, зоне хозяйственных товаров, на верхней полке реализовывались лампы накаливания торговой марки «General Electric» мощностью 60 Вт (Е27) по цене 37 рублей 90 копеек за 1 штуку в количестве 3 штук, лампы накаливания мощностью 60 Вт (Е 14)в количестве 10 штук по цене 32 рубля 90 копеек за 1 штуку, лампы накаливания мощностью 40 Вт (Е 14) в количестве 2 штук по цене 32 рубля 90 копеек за 1 штуку без информации о классе их энергетической эффективности в их маркировке, на их этикетке или прилагаемой к ним технической документации, что является нарушением ст.10 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в соответствии с которой производимые на территории РФ товары, импортируемые в РФ для оборота на территории РФ, должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркеровке, на их этикетках.
На основании постановления ФИО3 как должностному лицу было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
ФИО3 обратилась в Первомайский районный суд Тамбовской области с жалобой, в которой просила отменить данное постановление, так как обнаруженные лампочки относятся к рефлекторным, на что указывает маркировка на упаковках, а также указано в протоколе об административном правонарушении, где буква «R» перед цифровым значением в названии ламп на основании пункта 1.1 ГОСТ Р 52712-2007 «Требования безопасности для ламп накаливания», указывает на то, что обнаруженные лампы – рефлекторные, следовательно, п.13 Правил, утвержденных приказом Минпромторга России от 29.04.2010 года № 357, на данные лампы не распространяется.
Решением судьи Первомайского районного суда Тамбовской области от 12.01.2015 года постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзор по Тамбовской области ФИО5 от 20 ноября 2014 года № 810 оставлено без изменения, жалоба ФИО3 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, ФИО1 просит указанное решение отменить. Доводы жалобы аналогичны доводам жалобы, поданной в районный суд.
В возражениях на жалобу Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в городе Мичуринске, Мичуринском, Первомайском, Петровском, Никифоровском и Староюрьевском районах просит решение судьи оставить без изменения, а жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Заслушав ФИО3, поддержавшую доводы жалобы по изложенным выше основаниям, представителя Роспотребнадзора по Тамбовской области, действующую на основании доверенности, ФИО6, изучив материалы дела об административном правонарушении и проанализировав доводы жалобы в соответствии с требованиями части 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда пришел к следующим выводам.
Частями 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что производимые на территории Российской Федерации товары, импортируемые в Российскую Федерацию для оборота на территории Российской Федерации товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.
Виды товаров, на которые распространяется требование части 1 статьи 10, и их характеристики устанавливаются Правительством Российской Федерации, категории товаров в пределах установленных видов товаров и их характеристики устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Административная ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности установлена статьей 9.16 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 9.16 КоАП РФ реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательной, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.16 КоАП РФ, состоит в том, что виновный реализует товар без обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках. Субъектом административного правонарушения может выступать должностное лицо.
Из материалов дела усматривается, что при проведении плановых мероприятий в торговом зале магазина, зоне хозяйственных товаров, на верхней полке реализовывались лампы накаливания торговой марки «General Electric» мощностью 60 Вт (Е27) по цене 37 рублей 90 копеек за 1 штуку в количестве 3 штук, лампы накаливания мощностью 60 Вт (Е 14) в количестве 10 штук по цене 32 рубля 90 копеек за 1 штуку, лампы накаливания мощностью 40 Вт (Е 14) в количестве 2 штук по цене 32 рубля 90 копеек за 1 штуку без информации о классе их энергетической эффективности в их маркировке, на их этикетке или прилагаемой к ним технической документации.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 07.09.2010 года № 769 «О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку (в редакции приказом ФИО7 от 2 марта 2011 г. №244» Приложением №2 определен перечень исключений из категории товаров которые не должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, к которым относится вид товара: лампы накаливания мощностью до 100 Вт категории товара: лампы светильники (зеркальные). Лампы накаливания рефлекторные в данном перечне исключений действительно не указаны. Согласно Госта 31998.1-2012 «Лампы накаливания вольфрамовые для бытового и аналогичного общего освещения» рефлекторные лампы накаливания могут быть прозрачными, цветными, матовыми и зеркальными. Из чего следует, что рефлекторные лампы могут быть также и зеркальными.
В связи с чем, довод заявителя относительно необоснованности требования об обязательном указании информации о классе энергетической эффективности на лампу накаливания торговой марки «General Electric», поскольку указанная лампа является рефлекторной лампой, в данном случае принимается во внимание.
Поскольку одновременно следует учитывать, что согласно п. 13 Правил, утвержденных Приказом Минпромторга РФ от 29 апреля 2010 №357 «Об утверждении правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности» их действие распространяется на бытовые электрические лампы, работающие от электрической сети системы электроснабжения общего назначения и предназначенные для работы в осветительных приборах (лампы накаливания и люминесцентные лампы со встроенным пускорегулирующим устройством), а также бытовые люминесцентные лампы (включая лампы с одним и двумя цоколями и лампы без встроенного пускорегулирующего устройства), которые предназначены для применения не только в бытовых условиях (далее - лампы). Действие Правил не распространяется на лампы: со световым потоком свыше 6500 лм; с потребляемой мощностью менее 4 Вт; рефлекторные; предназначенные для работы с другими источниками энергии, например, питающиеся от батарей; не предназначенные для излучения света видимого диапазона частот (длина волны от 400 до 800 нм); для работы в приборе, не предназначенном для освещения. Если такие лампы предлагаются для продажи отдельно (например, в качестве запасных частей), то действие методики на них распространяется. Правила N 357 устанавливают классы и характеристики энергетической эффективности ламп (приложение N 11).
То есть, действие указанных Правил не распространяется на рефлекторные лампы.
К жалобе должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО3 приложила упаковку ламп, аналогичную, имеющейся в материалах дела об административном правонарушении, за реализацию которых была привлечена к административной ответственности. На упаковках ламповой продукции указаны полные наименования ламп, включающие в себя буквенный символ "R", что согласно пункту 1.1 ГОСТ Р 52712-2007 "Требования безопасности для ламп накаливания" означает принадлежность лампы к рефлекторной, что не отрицается и представителем административного органа.
В накладных перемещения, имеющихся также в материалах дела, имеется в наименовании указанных ламп, как зеркальные.
При данных обстоятельствах административный орган не освобожден от проверки и установления действительного наименования лампы (товарно-транспортная, техническая документация, упаковка, привлечение специалиста) в целях правильной квалификации выявленного правонарушения - его наличия или отсутствия.
Из материалов дела не усматривается, что Роспотребнадзор с достоверностью установил, что данная лампа зеркальная или нет, из пояснений представителя в суде следует, что ими не исключается, что данные лампы являются зеркальными, они их не обследовали, вследствие чего управление необоснованно привлекло должностное лицо к административной ответственности, поскольку в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Согласно статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление.
При таких обстоятельствах постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области ФИО5 от 20 ноября 2014 года №810 и соответственно решение судьи Первомайского районного суда Тамбовской области от 12 января 2015 года, вынесенные в отношении заведующей магазином «Рубль Бум» (ИП ФИО4) ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении постановления.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО3 удовлетворить.
Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области ФИО5 от 20 ноября 2014 года №810 и решение судьи Первомайского районного суда Тамбовской области от 12 января 2015 года, вынесенные в отношении заведующей магазином «Рубль Бум» (ИП ФИО4) ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.Н. Малинина