Дело №7-50(2)/2021
Судья Байрак А.В.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 12 февраля 2021 года
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 – Турбина Дениса Федоровича на постановление инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД УМВД России по Тамбовской области ФИО2 от 28 июля 2020 и решение судьи Сампурского районного суда Тамбовской области от 23 ноября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД УМВД России по Тамбовской области ФИО2 № *** от 28 июля 2020 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 была подана жалоба в суд о его отмене.
Решением судьи Сампурского районного суда Тамбовской области от 23 ноября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, защитником ФИО1 – Турбиным Д.Ф. поставлен вопрос об отмене обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, как незаконных и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
Полагает, что ФИО1 необоснованно привлечен к административной ответственности, на него незаконно возложена обязанность совершить регистрационные действия с не принадлежащим ему транспортным средством. Более того, автомобиль «Мицубиси» государственный регистрационный знак *** перерегистрации не подлежит.
В соответствии с п. 2 (1) Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 983 регистрация в органах МВД РФ транспортных средств, зарегистрированных в территории государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), не обязательна.
ФИО1 признал только лишь событие управления транспортным средством, а не событие правонарушения как следует из материалов дела, он не признавал событие передвижения на автомобиле без регистрационных знаков, а на управляемом им автомобиле регистрационные знаки были.
Как указано в обжалуемом решении, ФИО1 в десятидневный срок обязан был перерегистрировать автомобиль в органах ГИБДД РФ. Указанное утверждение суда неосновательно, в силу участия автомобиля в международном движении под собственностью своего титульного владельца. Помимо этого, произвести какие-либо регистрационные действия с чужим автомобилем ФИО1 не вправе, никаких полномочий для этого у него не имеется.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ФИО1 – Турбина Дениса Федоровича, поддержавшего жалобу, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
В соответствии с положениями части 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным Положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Обязанность государственного учета транспортного средства установлена Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и возникает у его владельца в течение десяти дней со дня временного ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации (п.1 ч.3 ст. 8).
Пунктом 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090) установлено, что механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Пунктом 2(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 1 января 2021 года, предусмотрено следующее. Регистрация транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных на территории государств - членов Евразийского экономического союза или временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков без резервирования за юридическими или физическими лицами их отдельных серий или сочетаний символов. Порядки выдачи таких знаков устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (пункт 3 приведенного Постановления).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» даны следующие разъяснения. Так, в силу пункта 1 данного Постановления Пленума ВС РФ правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
К числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор и Союз соответственно) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс), а также иные международные договоры, составляющие право Союза.
При этом положения Таможенного кодекса имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора (абзац первый пункта 3 статьи 6 Договора и пункт 4 статьи 1 Таможенного кодекса).
Согласно пункту 4 приведенного постановления Пленума ВС РФ в случае возникновения коллизии между регулирующими таможенные отношения нормами права Союза (статья 6 Договора, пункт 2 статьи 1 Таможенного кодекса) и положениями законодательства Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации применению подлежит право Союза. В то же время коллизионный приоритет права Союза не может приводить к нарушению прав и свобод граждан (организаций), гарантированных Конституцией Российской Федерации. В частности, при применении актов Союза, которые устанавливают (изменяют, прекращают) права и обязанности участников таможенных отношений, в том числе по уплате таможенных платежей и использованию льгот по уплате таможенных платежей, должны учитываться принципы поддержания доверия к закону и действиям государства, недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, требования национального законодательства, касающиеся государственного учета транспортных средств на территории Российской Федерации, подлежат применению в той части, в которой они не противоречат положениям права Союза, положения которого в свою очередь не должны приводить к нарушению прав и свобод граждан (организаций), гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Согласно подпункту b) статьи 1 Конвенции о дорожном движении (Вена 8 ноября 1968 года) транспортное средство считается находящимся в «международном движении» по территории какого-либо государства, если оно:
i) принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства;
ii) не зарегистрировано в этом государстве;
iii) временно ввезено в него;
однако каждая Договаривающаяся Сторона вправе не считать находящимся в «международном движении» любое транспортное средство, которое оставалось на ее территории более одного года без значительного перерыва, продолжительность которого может устанавливаться этой Договаривающейся Стороной.
Как указано выше, национальным законодательством на владельца транспортного средства возложена обязанность зарегистрировать транспортное средство в течение десяти дней со дня его ввоза на территорию России на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории России.
Однако данные требования законодательства России не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. В силу приведенных конвенционных положений транспортное средство может считаться находящимся в «международном движении», если принадлежит лицу, имеющему постоянное место жительства вне этого государства (в данном случае вне территории Российской Федерации), не зарегистрировано в этом государстве и ввезено в него на срок менее года. Таким образом, гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц ЕАЭС, не может считаться участником международного дорожного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный транспорт.
Временный ввоз транспортных средств для личного пользования на территорию ЕАЭС регламентируется положениями статьи 264 Таможенного кодекса. В отношении граждан государств членов ЕАЭС под временным ввозом понимается ввоз ими на территорию ЕАЭС на срок не более 1 года транспортных средств, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами ЕАЭС. В связи с чем транспортные средства, состоящие на регистрационном учете в государствах членах ЕАЭС при ввозе на территорию России, не могут рассматриваться в качестве временно ввозимых автомобилей. При этом законодательством Союза установлены исключения в данной части, в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств членов ЕАЭС.
В соответствии с пунктами 30 и 31 приложения 3 к Договору от 10 октября 2014 г. о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор) ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение), не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее соответственно - ТН ВЭД ЕАЭС, ЕАЭС), ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее - ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом указанные автомобили, а также автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, в других государствах - членах ЕАЭС, признаются иностранными товарами:
до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;
до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
При ввозе указанных автомобилей на территории других государств - членов ЕАЭС в соответствии с пунктом 33 приложения 3 к Договору в их отношении проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом ЕАЭС, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС.
В настоящее время при проведении физическими лицами операций с иностранными товарами для личного пользования применяются положения главы 37 Таможенного кодекса и решений Евразийской экономической комиссии.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 264 Таможенного кодекса допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС:
иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года;
физическими лицами государств - членов ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах - членах ЕАЭС, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС любым способом не подлежат таможенному декларированию.
Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС (товаров Союза), в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2020 г. № 62 «Об утверждении перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» установлена дата начала применения Республикой Армения ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС (с 1 января 2020 года).
Вместе с тем в соответствии с правом ЕАЭС транспортные средства, приобретенные до 31 декабря 2019 года и выпущенные в свободное обращение в Республике Армения в период с 1 января по 1 мая 2020 года по «пониженным» ставкам таможенных пошлин, признаются в других государствах - членах ЕАЭС иностранным товаром:
- до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»;
- до 2 мая 2025 года.
При этом пунктом 35 приложения № 3 к Договору предусмотрена возможность ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения и сохранивших статус иностранных товаров, с территории Республики Армения на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов. Аналогичная позиция приведена в письме Министерства финансов Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 27-01-23/84421.
Поэтому, для того, чтобы транспортные средства приобрели статус товара Союза, их владельцам необходимо осуществить таможенное декларирование в таможенных органах, определенных приказом Минфина России от 14.01.2020 № 4н, и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам приложения № 2 к Решению № 107 (информация Федеральной таможенной службы России от 4 сентября 2020 года «О ввозе транспортных средств из Армении»).
Анализ приведенных правовых норм национального и международного законодательства в их системной взаимосвязи позволяет придти к выводу о том, что если транспортное средство зарегистрировано на гражданина одного из государств членов в данном государстве и находится в пользовании гражданина России, его регистрация потребуется, только в случае наличия (подтверждения) сведений о временном ввозе транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более года.
Исключение составляют транспортные средства, ввезенные на территорию Республики Армения до октября 2014 года или ввезенные с территории Республики Армения и зарегистрированные в указанном государстве после названной даты при условии наличия соответствующих таможенных документов, оформленных на указанных граждан, что подтверждает статус товаров ЕАЭС.
В случае, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях ГИБДД Российской Федерации на основании выданных уполномоченными органами паспортов транспортных средств.
Из материалов дела видно, что транспортное средство, которым управлял ФИО1 28 июля 2020 года, на основании генеральной доверенности от 18 января 2019 года, принадлежит гражданину РФ ФИО3, проживающему в г. Тамбове. Данное транспортное средство зарегистрировано, согласно свидетельству об учете транспортного средства, в Республике Армения 27.12.2018. Из заявления ФИО3 о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средство в графе цель использования транспортного средства, указано «прочее» (не личная) и к управлению допущены любые водители (без ограничений).
Как следует из объяснения ФИО1, данного им в день остановки его сотрудником ДПС, в декабре 2018 года собственник транспортного средства ФИО3 ввез данный автомобиль Митсубиши Поджеро государственный регистрационный знак *** на территорию РФ, после чего на основании генеральной доверенности от 18 января 2019 года он (ФИО1) управляет данным автомобилем по настоящее время.
Материалы дела не содержат сведений о выдаче собственнику транспортного средства ФИО3 или его представителю на основании генеральной доверенности от 18 января 2019 года паспорта транспортного средства на данный автомобиль.
Кроме того, материалы дела не содержат никаких сведений о выполнении указанными лицами обязанности по таможенному декларированию и уплаты разницы сумм таможенных пошлин, налогов, утилизационного сбора. Без выполнения названной обязанности данное транспортное средство не поменяет свой статус с иностранных товаров на товары ЕАЭС, что исключает получение паспорта транспортного средства.
При таких обстоятельствах, установленный законодательством порядок регистрации указанного транспортного средства не соблюден по основаниям, изложенным выше.
Поэтому вина ФИО1 в управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, подтверждена материалами дела и является объективно доказанной.
Доводы о том, что ФИО1 не наделен правом совершения в отношении указанного автомобиля действий, в том числе направленных на регистрацию транспортного средства, опровергаются содержанием генеральной доверенности от 18 января 2019 года. Кроме того, в качестве субъектов, на которых возложена обязанность зарегистрировать транспортные средства, приведенным выше пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 указаны собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, именуются по тексту владельцами транспортных средств.
Доводами жалобы заявителя выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, не опровергаются.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к отмене постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Оценка законности требования о прекращении противоправных действий от 28 июля 2020 года не входит в предмет рассмотрения по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о необоснованном несоставлении должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении, судьей районного суда, правомерно отклонены.
Согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Из материалов дела следует, и это правильно установлено судьей районного суда, непосредственно на месте совершения физическим лицом ФИО1 административного правонарушения, он событие административного правонарушения не оспаривал, давал письменные объяснения, приведенные выше, поэтому у инспектора ДПС ФИО2 обязанность составления протокола об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ не возникла.
Обстоятельства правонарушения установлены правильно, представленные по делу доказательства исследованы, им дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Неустранимых сомнений в виновности ФИО1 в совершении вмененного ему административного правонарушения, не имеется.
Порядок и срок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с положениями ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ в минимальном размере.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
решил:
постановление инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД УМВД России по Тамбовской области ФИО2 от 28 июля 2020 и решение судьи Сампурского районного суда Тамбовской области от 23 ноября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, вынесенные в отношение ФИО1, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Турбина Дениса Федоровича - без удовлетворения.
Судья Ю.А.Курохтин