Судья Хомякова И.В. Дело № 7-502-2017
Р Е Ш Е Н И Е
15 августа 2017 г. г. Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре Варюшкиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Глобус» Степанова Е.В. на решение судьи Обского городского суда Новосибирской области от 09 июня 2017 г., которым постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области от 12 апреля 2017 года о привлечении ООО «Глобус» к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения.
Заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Степанова Е.В., представителя должностного лица, вынесшего постановление ФИО1, судья
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области от 12 апреля 2017 года ООО «Глобус» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО «Глобус» обратилось с жалобой в Обской городской суд Новосибирской области, считая его незаконным и необоснованным.
Решением судьи Обского городского суда Новосибирской области от 09 июня 2017 года постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области от 12 апреля 2017 года оставлено без изменения, жалоба ООО «Глобус» без удовлетворения.
С указанным решением не согласилось привлекаемое лицо и обратилось с жалобой в порядке ст.30.9 КоАП РФ в Новосибирский областной суд, в которой просит решение судьи Обского городского суда Новосибирской области от 09 июня 2017 года отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указано, что ООО «Глобус» не является субъектом вменяемого правонарушения. Общество не ведет деятельность по обращению с отходами в виде их сбора и накопления.
ООО «Глобус» заключило договор с ООО «С7 Сервис» на уборку воздушных судов, принадлежащих ООО «Глобус». Во время предрейсовой подготовки воздушного судна ООО «С7 Сервис» осуществляет закладку одноразовых мешков в мусорные баки воздушного судна. По окончанию выполнения рейса силами этой же организации производится уборка салона, сбор заполненных мешков, транспортировка мусора в контейнеры, принадлежащие ООО «Сибирь Техник».
Т.о. мусор не является собственностью ООО «Глобус», поскольку он образовался в результате деятельности ООО «С7 Сервис».
Судом вывод о накоплении ООО «Глобус» отходов, сделан на основании договора, заключенного между ООО «Глобус» и ООО «Сибирь Техник», в котором указано, что ООО «Сибирь Техник» предоставляет ООО «Глобус» контейнеры для накопления отходов.
По мнению заявителя, сбор и накопление отходов производится ООО «Сибирь Техник».
Кроме того, извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении получено главным бухгалтером ООО «Глобус», который не является законным представителем общества. Т.о. общество нельзя считать извещенным о времени и месте составления протокола в установленном законом порядке.
При составлении протокола об административном правонарушении присутствовали представитель общества Степанов Е.В., действующий на основании доверенности, без ссылки на конкретное административное дело. Т.о. протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного в установленном законом порядке.
Указанные обстоятельства являются существенным процессуальным нарушением.
Жалоба подана в установленные ст.30.3 КоАП РФ сроки, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В силу статьи 1 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с частью 2 статьи 11 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с частями 1-3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения впорядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренныйстатьей 20настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.Порядокпаспортизации отходов и типовыеформыпаспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленныхзаконодательствомРоссийской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с частями 2-4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Как следует из материалов дела, в период с 14.03.2017 по 27.03.2017 Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области на основании приказа заместителя руководителя Департамента от 16.02.2017 №186 проведена плановая выездная проверка с целью соблюдения требований законодательства по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений в сфере охраны окружающей среды в отношении ООО «Глобус».
В ходе проверки выявлены нарушения экологических требований, а именно, в процессе хозяйственной деятельности ООО «Глобус», выраженной в осуществлении авиаперелетов и обслуживания пассажиров образуются отходы I-IV класса опасности, однако обществом не выполнены требования, предусмотренные статьями 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В рамках проверки выявлено образование следующих отходов:
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (73310001724);
- мусор, смет и отходы бортового питания от уборки воздушных судов (73420411724).
В ходе проведения проверки также выявлено:
1. ООО «Глобус» в декабре 2016 года разработан паспорт на мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (73310001724) и направлен в Росприроднадзор по СФО 06.12.2016; в марте 2017 разработан паспорта на мусор, смет и отходы бортового питания от уборки воздушных судов (73420411724) и направлен в Росприроднадзор по СФО 05.03.2017, чем нарушены п.2, 3 ст.14 ФЗ №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»; Постановление Правительства РФ «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» №712 от 16.08.2013.
2. Не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, чем нарушены п.1-6 ст.18 ФЗ №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».
Постанавливая решение, судья пришел к выводу, что в действиях ООО «Глобус» усматривается состав правонарушения и правильно квалифицированы должностным лицом по ст.8.2 КоАП РФ.
Судья исходил из того, что действия ООО «Глобус» выражаются в несоблюдении требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 30.03.2017, актом проверки №108/1 от 27.03.2017, приказом о проведении проверки №186 от 16.02.2017 и иными материалами дела, которым судьей районного суда дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи районного суда являются правильными, основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в жалобе, опровергаются материалами дела.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской, Федераций предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Глобус» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Из материалов дела следует, что 03.09.2007 решением единственного учредителя ЗАО «Группа компаний С7» создано ООО «Глобус» и 26.09.2007 зарегистрировано в ЕГРЮЛ. Основным видом деятельности ООО «Глобус» является перевозка воздушным пассажирским транспортом на территории России и зарубежом.
Согласно договору №1-128-СТ/2014 от 31.03.2014 техническое обслуживание воздушных судов, принадлежащих ООО «Глобус», осуществляет ООО «Сибирь Техника».
На основании договора №19-130800 от 11.06.2014 наземное обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, груза и почты ООО «Глобус» на территории аэропорта Толмачево осуществляет ОАО «Аэропорт Толмачево».
ООО «Глобус» должностным лицом вменяется осуществление обществом хозяйственной деятельности с нарушением законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Актом проверки от 27.03.2017 №108/1 установлен факт образования отходов в процессе офисной деятельности общества.
Согласно материалам дела, 01.04.2013 между ОАО «Авиакомпания «Сибирь» и ООО «Глобус» заключен договор аренды нежилого помещения, общей площадью 51,95 кв.м., расположенное по адресу: Новосибирская область, г. Обь, аэропорт Толмачево.
В процессе эксплуатации обществом офисных помещений образуется мусор от офисных и бытовых помещений, а также эксплуатации нежилых помещений, накапливается в самом помещении в мусорных корзинах.
Таким образом, отходы образуются непосредственно от деятельности самого общества, его работников, от эксплуатации имущества.
Т.о. лицом, образующим отходы является ООО «Глобус».
В соответствии с положениями ст. 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ, обязанности, предусмотренные данными нормами, возложены непосредственно на организации, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Довод заявителя о том, что собственником отходов является ООО «С7 Сервис» не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Глобус» правонарушения, поскольку именно юридическое лицо, в данном случае ООО «Глобус», в результате осуществления деятельности которого образуются отходы, обязано исполнять требования законодательства при обращении с отходами, в том числе, разрабатывать паспорта отходов, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждать нормативы образования отходов и вести учет отходов.
Из материалов дела следует, что 21.12.2009 между ООО «С7 Сервис» (исполнитель) и ООО «Глобус» (заказчик) заключен договор на оказание возмездных услуг, согласно которому исполнитель должен выполнять работы по внутренней уборке и наружной мойке ВС, а также доставлять медицинские аптечки на борт ВТ. Т.о. ООО «С7 Сервис» не ведет деятельность по сбору и накоплению отходов. Оно выполняет работы по заданию ООО «Глобус» по уборке мусора, образовавшегося в процессе деятельности ООО «Глобус».
Нормы законодательства, регулирующие обращение с отходами, прежде всего, направлены на сохранение экологического благополучия.
На основании изложенного, совершенное обществом деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
ООО «Глобус», являясь юридическим лицом, в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы, а также участником правоотношений в области охраны окружающей среды принимает на себя обязательства по неукоснительному соблюдению норм действующего законодательства. Следовательно, общество несет ответственность за неисполнение указанного законодательства. Прихожу к выводу, что ООО «Глобус» является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Таким образом, материалами дела установлен и подтвержден факт осуществления ООО «Глобус» хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды в силу каких-либо обстоятельств суду не представлено.
Довод жалобы о том, что законный представитель общества не был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, является необоснованным и подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, извещение на составление протокола об административном правонарушении направлено в адрес ФИО2, который является законным представителем юридического лица – ООО «Глобус», и получено главным бухгалтером общества – ФИО3 27.03.2017.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника ООО «Глобус» Степанова Е.В., действующего на основании доверенности №dov-30-с-16-121 от 08.11.2016. Доверенность выдана генеральным директором ООО «Глобус» ФИО2
Существенным нарушением является составление протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о дате, времени и месте составления протокола. В данном случае законный представитель юридического лица, воспользовался правом на защиту, обеспечив явку защитника. Нахожу, что в данном случае права, привлекаемого к ответственности, юридического лица нарушены не были.
С учетом изложенного, прихожу к выводу об обоснованности вынесенного должностным лицом постановления о нарушении ООО «Глобус» требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления и привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте. Выводы должностного лица, судьи районного суда о виновности ООО «Глобус» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства об отходах производства и потребления в совокупности, собранных по делу доказательств. Оснований не доверять у суда не имеется.
Постановление о привлечении ООО «Глобус» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, уполномоченным должностным лицом.
Административное наказание назначено ООО «Глобус» в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены и изменения решения судьи Обского городского суда Новосибирской области от 09 июня 2017, основанного на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Обского городского суда Новосибирской области от 09 июня 2017 года и постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области от 12 апреля 2017 года о привлечении ООО «Глобус» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Глобус» Степанова Е.В. - без удовлетворения.
Судья «подпись» Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела № 7-502-2017
Судья-