Судья Курбанова М.Р. дело 7-503/2018 года
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 30 ноября 2018 года
Судья Астраханского областного суда Хаирова Д.Р.,
при секретаре Поддубновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Росприроднадзора по Астраханской области на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Астраханская Морская Транспортная Компания»,
установил:
постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области № от 12 июля 2018 года ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» обратилось в суд с жалобой, в которой считает постановление незаконным и просит его отменить.
Решением судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 сентября 2018 года постановление государственного инспектора отдела экологического надзора, надзора за ООПТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области № от 12 июля 2018 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе Управление Росприроднадзора по Астраханской области просит постановление судьи отменить ввиду его необоснованности. Полагает, что юридическим лицом ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» в период с 2017 года по настоящее время осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения. Согласно сведениям, предоставленным юридическим лицом, установка по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж-1» запускалась шесть раз для проведения замеров, однако объем обезвреженных отходов превышает объемы, необходимые для проведения замеров, в 2164,8 раз.
Выслушав представителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителей ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» по доверенности ФИО2, ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из материалов дела, решение судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 сентября 2018 года направлено в Управление Росприроднадзора Астраханской области 02 октября 2018 года и получено 12 октября 2018 года.
Жалоба на постановление судьи подана Управлением Росприроднадзора по Астраханской области 22 октября 2018 года.
При таких обстоятельствах, жалоба подана в течение установленного законом десятидневного срока с момента получения копии постановления.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по Астраханской области в период с 04 июня 2018 года по 02 июля 2018 года в отношении ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» согласно пункту 5 Устава Общества осуществляет: деятельность, не запрещенная законодательством Российской Федерации, аренда водных транспортных средств и оборудования без экипажа, транспортная обработка грузов и хранение, организация перевозок грузов, хранение и складирование всех видов грузов, экспедиторское обслуживание, брокерские услуги, финансовое посредничество и т.д. При проведении Управлением проверки юридическим лицом представлен проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от 26 мая 2017 года № 7454/469, сроком действия до 20 апреля 2021 года, утвержденный Управлением Росприроднадзора по Астраханской области осуществления юридическим лицом деятельности по адресу: <адрес> Согласно данным инвентаризации источников выбросов в атмосферу на территории предприятия выявлено 13 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из которых причал (6001-01-18), причал (6002-02-20), причал (6003-15-35) и т.д.- неорганизованного типа, расположенных на одной площадке. Кроме того, у юридического лица имеется установка по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж -1» и гравитационно-динамический сепаратор–моноблок типа ГДСМ-2, которые расположенные на производственной базе по адресу: <адрес> и являются стационарными неорганизованными источниками выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В результате работы установки по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж- 1» и гравитационно-динамический сепаратор-моноблок типа ГДСМ -2 осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, водород хлористый, углерод оксид, бензпирен, которые согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 года №1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» относятся к веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года № 841 и от 08 июля 2017 года № 1316з вышеуказанные вещества подлежат нормированию и государственному регулированию. Такие вещества, как диоксид азота, оксид азота, диоксид серы водород хлористый, углерод оксид, бензпирен, образующиеся в результате эксплуатации стационарных неорганизованных источников выбросов - установка по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж-1» и гравитационно-динамический сепаратор-моноблок типа ГДСМ-2, расположенные на производственной базе по адресу: <адрес>, подлежат обязательному государственному учету и нормированию в установленном законом порядке.
Факт работы установок с 2017 года подтверждается Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду; отчетом 2-ТП (отходы) за 2017 год; отчетом об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (МСП) за 2017 год; объяснением юридического лица ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» о том, что на установке по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж-1» и гравитационно – динамический сепаратор-моноблок типа ГДСМ-2 были приняты от сторонних организаций и обезврежены отходы в 2017 год; служебной запиской отдела экологической экспертизы и нормирования от 20 июня 2018 года №06-109.
Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой выездной проверки было установлено, что в нарушение требований природоохранного законодательства, юридическим лицом до настоящего времени не установлены нормативы выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу для стационарного неорганизованного источника выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, документов, подтверждающих установленные нормативы в ходе проведения административного расследования, представлено не было.
По данному факту должностное лицо административного органа Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО1 03 июля 2018 года в отношении юридического лица ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» составила протокол №06-410/2018 об административном правонарушении по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве доказательств виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении указывается на акт осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от 26 мая 2017 года №, журнал учета НМУ, письмо от службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 06 июня 2018 года №, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и другие материалы, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» состава административного правонарушения, поскольку материалами дела не подтверждена вина юридического лица в совершении административного правонарушения.
Согласно приказу директора ООО "Астраханская Морская Транспортная Компания" №1 от 09 января 2018 года установка по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж-1" и гравитационно-динамический сепаратор-моноблок типа ГДСМ-2 были выведены из эксплуатации.
На момент проведения внеплановой выездной проверки специалистами Управления Росприроднадзора по Астраханской области ООО "Астраханская Морская Транспортная Компания" указанные установки не эксплуатировались, что подтверждается актом осмотра государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области ФИО4 от 09 июня 2018 года, актом осмотра государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области ФИО1 от 09 июня 2018 года о том, что данные установки опечатаны. Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
Как следует из представленных материалов ООО "Астраханская Морская Транспортная Компания" предпринимались необходимые меры для установления нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух и выдачи разрешения на выбросы загрязняющих веществ.
Оценивая в совокупности доказательства по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что ООО "Астраханская Морская Транспортная Компания" в период с 2017 по настоящее время не эксплуатировало стационарные неорганизованные источники выбросов - установки по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж-1" и гравитационно-динамического сепаратора-моноблока типа ГДСМ-2, производя только минимально необходимый объем работ для установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и выдачи разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В материалах дела отсутствуют и административным органом не представлены достаточные и достоверные доказательства о том, что юридическим лицом ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» не соблюдены экологические требования, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судья районного суда, основываясь на положениях статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законно и обоснованно прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» в период с 2017 года по настоящее время осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения и пользуется установкой по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж-1», являются несостоятельными и противоречат материалам дела, которыми подтверждается, что установки по сжиганию отходов на момент проверки не эксплуатировались. Доказательств того, что установки находились в эксплуатации, суду административным органом не представлено. При таких обстоятельствах вывод о выбросах в атмосферу вредных веществ сделать невозможно.
Доводы жалобы о том, что объем обезвреженных отходов превышает объемы, необходимые для проведения замеров в 2 164,8 раз согласно отчету 2-ТП отходы за 2017 год, не могут быть взяты во внимание, поскольку как пояснил представитель Управления Росприроднадзора по Астраханской области к такому выводу административный орган пришел на основании статистических данных. При этом доказательств того, что отходы обезврежены именно на установке «Форсаж-1», суду не представлены. Представители ООО «Астраханская морская транспортная компания» в судебном заседании пояснили, что большая часть отходов (634,391 т) обезврежена на установке ГДСМ-1.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов судьи районного суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые оценены судьей при рассмотрении жалобы и получили надлежащую правовую оценку, оснований не соглашаться с которой не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления судьей районного суда, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 сентября 2018 года оставить без изменения, жалобу Управления Росприроднадзора по Астраханской области - без удовлетворения.
Судья Д.Р. Хаирова