судья Христолюбов Ю.Л. дело № 7-503/2014
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев Владимир Александрович, с участием прокурора Богатыревой О.Л., защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, представителей Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО2 и ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 10 декабря 2014 года жалобу ФИО4 на решение судьи Завьяловского районного суда УР от 04 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО4,
установил:
решением судьи Завьяловского районного суда УР от 04 сентября 2014 года, оставлено без изменения постановление государственного инспектора УР по охране природы, заместителя начальника отдела экологической безопасности и контроля Министерства природных ресурсов УР от 3 июля 2014 года, которым ФИО4 привлечен к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе на указанное выше решение, ФИО4 просит его отменить. В обоснование требований указывает, что необходимый контроль за состоянием полигона не проводиться ввиду необходимых финансовых средств. Фактически им предприняты все необходимые меры для обеспечения рекультивации отходов на полигоне ТБО по Сарапульскому тракту и выполнения требований законодательства об охране окружающей среды.
В возражениях на жалобу прокурор просит оставить решение судьи без изменения, а жалобу без удовлетворения, считая вынесенные по делу акты законными и обоснованными.
В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Прокурор с жалобой не согласилась, поддержала доводы письменных возражений.
Представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР поддержали позицию прокурора.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доводы жалобы, возражений, материалы дела, прихожу к выводу о законности вынесенного судьей районного суда решения.
Из материалов дела следует, что ФИО4 является Главой Администрации муниципального образования «Город Ижевск». Полигон ТБО, расположенный на 09 км. Сарапульского тракта (Завьяловский район), является муниципальным имуществом города Ижевска. Указанный полигон ТБО законсервирован с 1998 года, занимает земельный участок площадью 11,3 га, объём накопленных отходов составляет 1,05 млн.м3, ёмкость полигона заполнена на 100 процентов. По заказу Администрации города Ижевска ГУП «Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан и Научно-производственной фирмой «Эко-лайн» в 2002 году разработан Проект рекультивации полигона ТБО города Ижевска по Сарапульскому тракту. В 2005 году указанными проектными организациями выполнена корректировка проекта.
В 2012 году корректировка проекта выполнена ОАО «Институт «Удмуртгипроводхоз». По проекту рекультивации полигона имеются:
положительное заключение государственной экологической экспертизы, утверждённое приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 28 мая 2003 года № 322;
положительное заключение государственной экспертизы от 13 августа 1 2003 года № 109-03/1, утверждённое Управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое Удмуртской Республики;
положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от 29 октября 2002 года № 18.УЦ.05.000.Т0009216.10.02, выданное Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Удмуртской Республике. В соответствии с указанным проектом рекультивации полигона - это комплекс работ, направленных на восстановление территории и улучшение окружающей среды. Рекультивация полигона выполняется в два этапа:
технический этап включает исследования состояния свалочного тела создание рекультивируемого покрытия, планировка, формирование откоси свалочного тела, нанесение технологических слоев, строительство дорог, гидротехнических и других сооружений;
биологический этап включает комплекс агротехнических фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель. Закрытие полигона по Сарапульскому тракту означает окончание работы и прекращение складирования отходов. В период после закрытия на полигоне должен проводиться мониторинг и мероприятия по обслуживанию объекта. Проектом рекультивации предусмотрена организация и проведение мониторинга природной среды на территории полигона в виде системы наблюдений за состоянием компонентов окружающей среды, находящихся под прямым или косвенным воздействием полигона для своевременного выявления изменений, их оценки и устранения негативных последствий. Система наблюдений включает следующие мероприятия:
мониторинг подземных и грунтовых вод, для осуществления которого предусмотрено устройство пяти скважин на прилегающей к полигону территории. Отбор проб подземных вод необходимо проводить ежемесячно для определения содержания в них химических веществ, гельминтологических и бактериологических показателей;
мониторинг поверхностных и дренажных вод предусматривает отбор проб поверхностных вод из речки Чультемка в створах реки выше и ниже отношению к полигону, а также из нагорной канавы, заложенной выше полигона, и отбор проб - свалочного фильтрата. Отборы проб поверхности и дренажных вод ежемесячно для определения содержания в них химических веществ, гельминтологических и бактериологических показателей;
мониторинг атмосферного воздуха предусматривает ежеквартальный отбор проб атмосферного воздуха под телом полигона и на границе санитарнозащитной зоны для определения загрязняющих веществ, выделяющихся в атмосферу на полигоне;
мониторинг почв предусматривает ежегодно два раза в год отбор почвы на полигоне и на прилегающей к полигону территории в зоне возможного влияния полигона для исследования почвы на химические, микробиологические и радиологические показатели;мониторинг снега предусматривает ежегодно один раз в год в первой декаде марта отбор проб снега полигона и на прилегающей к полигону территории в зоне возможного влияния полигона для исследования почвы на химические, микробиологические и радиологические показатели. Задачами мониторинга окружающей среды на территории полигона ТБО по Сарапульскому тракту являются:
организация систематических наблюдений за состоянием окружающей среды;
получение необходимой и достаточной информации для принятия решения по снижению негативного влияния полигона на окружающую среду; анализ и оценка негативных изменений в окружающей среде, происходящих под влиянием полигона.
Указанные мероприятия содержатся в пояснительной записке 01-0Э-27- ПЗ (Альбом 1) проекта рекультивации полигона ТБО города Ижевска по Сарапульскому тракту. Администрацией МО «Город Ижевск» по состоянию на 17 марта 2014 года в рамках указанного проекта выполнены только следующие работы:
устройство подъездной дороги;
обваловка полигона;
засыпка несанкционированных выемок и формирование тела полигона. Мониторинг состояния окружающей среды на полигоне ТБО по Сарапульскому тракту Администрацией МО «Город Ижевск» не проводится, предусмотренный проектом рекультивации контроль за состоянием грунтовых, поверхностных, дренажных вод, атмосферного воздуха, почв, снега Администрации МО «Город Ижевск» в период 01.01.2014-20.06.2014 не осуществлен.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Решением Городской Думы города Ижевска от 26 ноября 2010 года №
40 на должность Главы Администрации города Ижевска по контракту назначен ФИО4.
Между Главой муниципального образования «Город Ижевск» и ФИО4 заключен контракт от 30 ноября 2010 года, в соответствии с которым ФИО4 замещает должность Главы Администрации города Ижевска, относящуюся к высшим должностям муниципальной службы.
Согласно Устава МО «Город Ижевск» и контракта с ФИО4 на последнего возложены обязанности по осуществлению комплекса полномочий, необходимых для исполнения возложенных на Администрацию города Ижевска обязанностей.
Статья 44 Устава МО «Город Ижевск» к вопросам местного значения относит решение вопросов по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и разработке и реализации муниципальных экологических программ, контроль за их выполнением, а также организация сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов.
Полигон ТБО расположенный на 09 км Сарапульского тракта (Завьяловский район), является муниципальным имуществом города Ижевска и предназначен для размещения отходов.
При указанных обстоятельствах Глава Администрации МО «Город Ижевск» как высшее должностное лицо допускает нарушение экологических требований, установленных федеральным законодательством: части 4 статьи 12 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления», части 3 и 4 статьи 39 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» не принимает мер для осуществления надлежащего контроля за состоянием полигона ТБО по Сарапульскому тракту и воздействия его на окружающую среду. Указанное нарушение требований законодательства носит систематический и длительный характер: в период 2012-2013 годы мониторинг на указанном полигоне также не осуществлялся.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ - административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление и судьей районного суда в вынесенных по делу актах сделаны законные и обоснованные выводы о том, что ФИО4 обладая властно-распорядительными полномочиями не исполнил обязанность по соблюдению законодательства об охране окружающей среды, что выразилось в отсутствии мониторинга природной среды в зоне влияния полигона ТБО.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела об административном правонарушении. Имеющимся в деле доказательствам, как должностным лицом административного органа так и судьей районного суда дана надлежащая оценка.
Наказание лицу, привлекаемому к административной ответственности, назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Доводы жалобы не содержат указаний на события и факты, которые бы поставили под сомнение законность привлечения ФИО4 к административной ответственности. Должностным лицом по делу об административном правонарушении собрано достаточно доказательств виновности лица, привлекаемого к административной ответственности. Принятие мер по устранению нарушений законодательства не исключает наступление административной ответственности за его нарушение.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Завьяловского районного суда УР от 04 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО4 оставить без изменения, жалобу ФИО4 без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Соловьев В.А.