ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-504/18 от 02.11.2018 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья Хамидуллаева Р.Р. № 7-504/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Астрахань 2 ноября 2018 года

Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,

при секретаре Салиховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Закрытого акционерного общества «Природоохранный комплекс «ЭКО+» Медведева В.Н. на решение судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 18 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Закрытого акционерного общества «Природоохранный комплекс «ЭКО+»,

установил:

постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области от 29 июня 2018 года юридическое лицо - ЗАО ПК «ЭКО+» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 18 сентября 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба юридического лица без удовлетворения.

В жалобе ЗАО ПК «ЭКО+» ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела, допущено нарушение норм материального и процессуального права, а также сформулированы выводы, несоответствующие материалам дела. В экспертном заключении неверно установлена причинно-следственная связь между загрязнением нефтепродуктами водной среды и производственной деятельностью общества. Полагает, что все обвинения в совершении ЗАО «ПК «ЭКО+» административного правонарушения по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях строятся лишь на ошибочных выводах экспертного заключения о наличии такой причинно-следственной связи, которые опровергаются, впоследствии, независимой экологической экспертизой.

Выслушав представителя Закрытого акционерного общества «Природоохранный комплекс «ЭКО+», поддержавшего доводы жалобы, представителя административного органа, возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 30 000 до 40 000 рублей.

Как следует из материалов дела, ЗАО «ПК «ЭКО+» осуществляет деятельность, связанную с размещением, хранением, утилизацией, регенерацией отходов; с зачисткой ёмкостей, в том числе, судовых отсеков от остатков нефтепродуктов, буровых отходов и других остатков; с реализацией продуктов, полученных в результате переработки отходов.

Производственная площадка ЗАО «ПК «ЭКО+» расположена в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта реки Волга, затапливаемой паводком территории. Ширина водоохранной зоны составляет 200 метров береговой линии. Цикл эксплуатации ЗАО «ПК «ЭКО+» круглогодичный. Территория предприятия ограничена: на востоке - акваторией реки Волги; на севере - территорией промплощадки участка № 3 по реализации нефтепродуктов и территорией транспорта производственной базы Астраханского филиала ООО «Лукойл- Нижневолжскнефтепродукт», на юге и западе — собственными от застройки землями администрации МО «Рабочий поселок Красные Баррикады».

ЗАО «ПК «ЭКО+» имеет в пользовании акваторию реки Волга, которая расположена южнее поселка Ильинка Икрянинского района Астраханской области, на правом берегу реки Волга на 3070 км основного судоходного хода. Цель использования акватории — для размещения плавательных средств, что подтверждается договором водопользования от 14 мая 2013 года.

В ходе проверки, проведенной административным органом, на выделенной ЗАО «ПК «ЭКО+» акватории специалистом ФГБУ «Севкасптехмордирекция» отобраны пробы природной поверхностной воды на наличие загрязнения нефтепродуктами.

Согласно заключению ФГБУ «Севкасптехмордирекция» от 26 апреля 2018 года по результатам лабораторных испытаний в воде на выделенном участке акватории наблюдались превышения по нефтепродуктам в концентрации от 1,14 до 21,06 ПДК. Максимальное превышение наблюдалось на причале № 2 — 21,06 ПДК.

16 мая 2018 года в отношении ЗАО «ПК «Эко+» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования 18 мая 2018 года, 25 мая 2018 года, 31 мая 2018 года проведены повторные рейдовые осмотры выделенной обществу акватории реки Волга. На месте отобраны пробы природной поверхностной и придонной воды, а также пробы донных отложений.

Результаты лабораторных испытаний выявили устойчивое превышение ПДК (0,05) мг/дм3 - нормативов предельно допустимых концентраций для водных объемов рыбохозяйственного значения в акватории ЗАО «ПК «ЭКО+», в частности, у причала № 2, точка № 5. Многократное (четыре раза) превышение ПДК по нефтепродуктам зафиксировано и у причала № 3 (точка № 9).

20 апреля 2018 года и 18 мая 2018 года не отмечено превышения ПДК по нефтепродуктам, непосредственно у причалов ЗАО «ПК «ЭКО+» в связи, с чем следует вывод, что причиной является производственная деятельность.

Размещение причалов ЗАО «ПК «ЭКО +» и отстой плавательных средств на выделенной акватории может оказать негативное воздействие на водный объект в случае нарушения технологических процессов перевалки нефтепродуктов зачистки судовых резервуаров, используемых для перевозки нефтесодержащих жидкостей и попадания нефтепродуктов в водный объект.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом № 04- 238/2018 об административном правонарушении от 15.06.2018 года, протоколами осмотра от 18.05.2018 года, 25.05.2018 года, 31.05.2018 года, экспертными заключениями, фотоматериалами к протоколам осмотра и другими материалами дела, которым судьей районного суда дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 68 Водного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и водных объектах, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Статьей 55 Водного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.

Следует учитывать, что согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Такие меры по соблюдению условий договора водопользования ЗАО «ПК «ЭКО+» не приняты. В данном случае, общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Общество, являясь профессиональным участником рынка, осуществляет деятельность, связанную с размещением, хранением, утилизацией, регенерацией отходов; с зачисткой ёмкостей, в том числе, судовых отсеков от остатков нефтепродуктов, буровых отходов и других остатков; с реализацией продуктов, полученных в результате переработки отходов. Соответственно, должно проявить должную степень осмотрительности с целью соблюдения требований, в частности, природоохранного законодательства, для соблюдения условий договора водопользования. Такую осмотрительность общество не проявило. При этом, общество профессионально осуществляющее деятельность в сфере обращения с отходами, обязано не только знать нормы природоохранного законодательства, но и обеспечить неукоснительное их соблюдение, а также предвидеть негативные последствия совершения или не совершения отдельных действий. В данном случае, общество должно принять разумные и адекватные меры к недопущению превышения установленных нормативов допустимого воздействия на водном объекте, находящимся в пользовании. Фактическое поведение общества свидетельствует о вине ЗАО «ПК «Эко+» как юридического лица, не обеспечившего (при наличии реальных возможностей) должный уровень исполнения профессиональным участником рынка своих публично-правовых обязанностей. Несогласие компании с оценкой доказательств и с толкованием районным судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Вина общества в совершении административного правонарушения по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается доказательствами, которые оценены судом в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не доверять экспертным заключениям, полученным в рамках административного расследования, не имеется. Они выполнены в соответствии с требованиями закона. Экспертные заключения, представленные обществом, не исключают вину общества в совершении инкриминированного ему правонарушения, свидетельствующего о том, что в определенное административным органом время и в определенных административным органом местах имелось превышение установленных нормативов допустимого воздействия на водном объекте и в этом вина ЗАО «ПК «ЭКО+».

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Все юридически значимые для решения вопроса о привлечении Закрытого акционерного общества «Природоохранный комплекс «ЭКО+» к административной ответственности обстоятельства выяснены и оценены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является справедливым.

Руководствуясь статьями 30.1-30,8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ЗАО «ПК «ЭКО+» - без удовлетворения.

Мотивированное решение изготовлено 2 ноября 2018 года.