ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-505/18Г от 30.11.2018 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Курбанова М.Р. дело 7-505/2018 года

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 30 ноября 2018 года

Судья Астраханского областного суда Хаирова Д.Р.,

при секретаре Поддубновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Росприроднадзора по Астраханской области на решение судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Астраханская Морская Транспортная Компания»,

установил:

постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 12 июля 2018 года ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» обратилось в суд с жалобой, в которой считает постановление незаконным и просит его отменить.

Решением судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 сентября 2018 года постановление от 12 июля 2018 года, вынесенное государственным инспектором отдела экологического надзора, надзора за ООПТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе Управление Росприроднадзора по Астраханской области просит постановление суда отменить ввиду его необоснованности. Полагает, что юридическое лицо ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» в период с 26 мая 2017 года по 05 июня 2018 года осуществляло эксплуатацию неорганизованных источников выбросов, а также эксплуатацию передвижных источников выбросов в отсутствие мероприятий по снижению негативного воздействия в период неблагоприятных метеорологических условий, согласованных в установленном законодательством порядке. Кроме того, просит восстановить процессуальный срок для подачи жалобы на решение суда.

Выслушав представителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителей ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» по доверенности ФИО2, ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как следует из материалов дела, решение судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 сентября 2018 года направлено в Управление Росприроднадзора Астраханской области 02 октября 2018 года и получено 12 октября 2018 года.

Жалоба на постановление судьи первой инстанции подана Управлением Росприроднадзора по Астраханской области 22 октября 2018 года.

При таких обстоятельствах, жалоба подана в течение установленного законом десятидневного срока с момента получения копии постановления.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (часть 1).

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по Астраханской области в период с 04 июня 2018 года по 02 июля 2018 года в отношении ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» согласно пункту 5 Устава Общества осуществляет: деятельность, не запрещенная законодательством Российской Федерации, аренда водных транспортных средств и оборудования без экипажа, транспортная обработка грузов и хранение, организация перевозок грузов, хранение и складирование всех видов грузов, экспедиторское обслуживание, брокерские услуги, финансовое посредничество и т.д. При проведении проверки юридическим лицом представлен проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от 26 мая 2017 года № , сроком действия до 20 апреля 2021 года, утвержденный Управлением Росприроднадзора по Астраханской области осуществления юридическим лицом деятельности по адресу: <адрес> Согласно данным инвентаризации источников выбросов в атмосферу на территории предприятия выявлено 13 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из которых причал (6001-01-18), причал (6002-02-20), причал (6003-15-35) и т.д.- неорганизованного типа, расположенных на одной площадке.

В соответствии с представленными сведениями ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» осуществляет эксплуатацию 13 неорганизованных выбросов. Согласно ответу Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для ООО «Астраханская морская транспортная компания» были согласованы только 05 июня 2018 года.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в состав проектов должны входить такие пункты как: перечень мероприятий по предотвращению (сокращению) выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду и арты- схемы и свободные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями – для объектов производственного назначения.

В нарушение законодательства юридическое лицо ООО «Астраханская морская транспортная компания» в период с 26 мая 2017 года по 05 июня 2018 года осуществляло эксплуатацию неорганизованных источников выбросов, а также эксплуатацию передвижных источников выбросов в отсутствие мероприятий по снижению негативного воздействия в период неблагоприятных метеорологических условий, согласованных в установленном законодательством порядке.

По данному факту должностное лицо Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО1 03 июля 2018 года в отношении ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» составила протокол об административном правонарушении по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с указанием на нарушение юридическим лицом требований статьи 1, статьи 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

В качестве доказательств виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом административного органа в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении указывается на акт осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от 26 мая 2017 года , журнал учета НМУ, письмо от службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 06 июня 2018 года , свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и другие материалы, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают

Прекращая производство по делу, районный суд пришел к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку материалами дела вина в совершении административного правонарушения не подтверждается.

Согласно договору от 16 марта 2018 года об оказании услуг по предоставлению причальной стенки для стоянки судов и подключению к сетям электропитания, заключенного между ООО «Астраханская Морская Транспортная компания» и ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», для осуществления производственной деятельности предприятия эксплуатируются суда, которые отстаиваются на причале, принадлежащем ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», на праве оперативного управления. Согласно вышеуказанному договору не предусмотрена передача ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» причала во владение или пользование, а также не предусмотрено осуществление дополнительных видов работ, кроме швартовки и стоянки судов.

В связи с отсутствием необходимости оформления права пользования водным объектом ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» разрешительные документы, на основании которых возникает право пользования водными объектами для отстоя судов, не оформлялись. Данный факт отсутствия разрешительных документов подтвержден в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №22 от 02 июля 2018 года.

В акте так же указано, что стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.п.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания», арендуя причальную стенку у ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», не имеет участка территории (местности) объекта, законодательно принадлежащего или закрепленного за ним, так как договор использования водной акватории под отстой судов оформлен на ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», с указанием в данном договоре кода и наименования хозяйственного участка и географических координат участка акватории, а территория грузового причала находится в оперативном управлении ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» (свидетельство о государственной регистрации права , кадастровый номер:). Договором на оказание услуг по предоставлению причальной стенки для стоянки судов не предусмотрена передача ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» причала во владение или пользование. ООО «Астраханская морская транспортная компания» имеет только суда, которые маневрируют в акватории при швартовке к причальной стенке ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота».

Согласно статье 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» передвижной источник – транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса (абзац введен Федеральным законом от 21 июля 2014 г № 219-ФЗ). Следовательно, суда, пришвартовывающиеся к причальной стенке для отстоя, являются передвижными источниками. Природоохранным законодательством разработка нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установление нормативов допустимых выбросов и выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ передвижными источниками не предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с этой же статьей для передвижных источников устанавливаются технические нормативы, порядок установления которых отсутствует.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» определен круг заинтересованных лиц которые должны использовать данный порядок при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Одним из заинтересованных лиц согласно пункта 3 Приказа являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты), которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора. ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» не может быть признано заинтересованным лицом в связи с тем, что в настоящее время отсутствуют методы определения и технические нормативы выбросов, устанавливаемые для передвижных источников. Следовательно, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не могут быть согласованы в отсутствие технических нормативов и методов определения самих выбросов.

Кроме того, ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» на территории площадки по адресу: <адрес> не имеет и не эксплуатирует какие - либо здания, строения, сооружения и иные объекты капитального строительства.

В материалах дела отсутствуют и административным органом не представлены достаточные и достоверные доказательства о том, что юридическим лицом ООО «Астраханская Морская Транспортная Компания» не соблюдены экологические требования, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, судья районного суда, основываясь на положениях статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законно и обоснованно прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов судьи районного суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые оценены судьей при рассмотрении жалобы и получили надлежащую правовую оценку, оснований не соглашаться с которой не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судьей районного суда при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 сентября 2018 года оставить без изменения, жалобу Управления Росприроднадзора по Астраханской области - без удовлетворения.

Судья Д.Р. Хаирова