ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-506/20 от 02.07.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 7-506/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 02 июля 2020 года

Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев
в открытом судебном заседании жалобу защитника ТСН «Чистые ключи»
Панковой О.В. на решение судьи Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 28 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении ТСН «Чистые ключи»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника Юго-Восточного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 17 февраля 2020 года ТСН «Чистые ключи» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.

Решением судьи Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 28 апреля 2020 года постановление административного органа изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 400 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба ТСН «Чистые ключи» - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, защитник ТСН «Чистые ключи» Панкова О.В. просит постановление административного органа и судебное решение отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права, либо применить положения ст. ст. 2.9, 4.1.1
КоАП РФ.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ТСН «Чистые ключи» Панкову О.В., поддержавшую доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

На основании ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. № 2395-1 «О недрах» пользователями недр на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона и которые предоставляются в пользование в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10. 1 настоящего Закона, могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011г.
№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно положениям ст. 10.1 Закона Российской Федерации
от 21 февраля 1992 г. №2395- 1 «О недрах» основаниями возникновения права пользования участками недр являются: принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении без проведения конкурса или аукциона права пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона, для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключённых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г.№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Статьёй 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г.
№ 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государст­венным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые,графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Как следует из материалов дела, в Юго-Восточный МРО регионального

государственного экологического надзора и охраны окружающей среды поступило обращение Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры по вопросу законности строительства и эксплуатации водозаборного узла, осуществляющего централизованное водоснабжение коттеджного поселка «Чистые Ключи».

В ходе проверки установлено, что по информации отдела лицензирования недропользования Минэкологии Нижегородской области лицензия на право пользования недрами на указанные скважины не оформлялась. Добыча воды осуществляется без лицензии.

Главный специалист Юго-Восточного МРО регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО1 возбудил в отношении товарищества собственников недвижимости «Чистые Ключи» дело по признакам нарушения ст. ст. 11, 22 ФЗ «О недрах», ст. ст. 8, 9 Закона Нижегородской области «О недропользовании на территории Нижегородской области», выразившегося в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами.

21 января 2020 года по данному факту в отношении ТСН «Чистые Ключи» главным специалистом Юго-Восточного МРО регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №1 по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ по факту того, что водоснабжение коттеджного поселка «Чистые Ключи» осуществляется юридическим лицом-товарищество собственников недвижимости (ТСН) «Чистые ключи». Для добычи воды используются 4 артезианские скважины, при этом лицензия на пользование недрами ТСН «Чистые ключи» не оформлялась.

Факт совершения вменяемого правонарушения и вина ТСН «Чистые ключи», подтверждаются собранными по делу доказательствами, оценив которые в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ТСН «Чистые ключи» в совершении правонарушения и его действия правильно квалифицировал по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с правилами ст. 24.1
КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенных административных правонарушений.

Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административных правонарушений, виновность лица в совершении административных правонарушений, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При таких обстоятельствах, административный орган правильно своим постановлением от 17 февраля 2020 года привлек ТСН «Чистые ключи» к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, а судья районного суда своим решением от 28 апреля 2020 года на основании
ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ снизил размер административного штрафа до 400 000 рублей, оставив в остальной части данное постановление без изменения.

Доводы жалобы заявителя о нарушении норм процессуального права, выразившихся в неправомерном рассмотрении дела в отсутствие представителя ТСН «Чистые ключи» Панковой О.В. нельзя признать состоятельными, поскольку как усматривается из материалов дела
ТСН «Чистые ключи» извещено о времени и месте рассмотрения дела посредством электронной почты (л.д.165, 166), следовательно, имело возможность обеспечить явку своего представителя для осуществления защиты своих прав и интересов, как пояснила защитник Панкова О.В. она знала о времени и месте судебного заседания, однако не смогла попасть на судебное заседание в связи с тем, что ее на него не пустили. Вместе с тем, доказательств отсутствия возможности обратиться с письменным ходатайством об отложении судебного заседания, ровно как и отсутствие возможности участвовать в судебном заседании, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы о возможности применения положений ст. ст. 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, также не могут быть приняты во внимание, поскольку назначенное ТСН «Чистые ключи» административное наказание является соразмерным совершенному административному правонарушению. Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, так как материалы дела не содержат доказательств наличия совокупности обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Кроме того, совершенное правонарушение посягало на установленный государственный порядок правоотношений, складывающийся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, направленный на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения и территорий, при этом по своему правовому характеру состав вмененного правонарушения является формальным, и угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае связана с пренебрежением правонарушителя в течение определенного периода времени к требованиям публичного права.

Административное наказание назначено с соблюдением установленного порядка и в пределах санкции ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, на основании ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ снижено судом до ниже низшего предела.

Иные доводы жалобы, в частности о том, что у ТСН «Чистые ключи» имелась возможность пользоваться недрами без оформления лицензии
до 01 января 2020 года со ссылкой на Федеральный закон от 29 декабря
2014 года № 459-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежат отклонению как необоснованные, поскольку по состоянию на 17 февраля 2020 года (дата составления протокола об административном правонарушении) лицензия отсутствовала, таким образом, факт совершения вменяемого административного правонарушения ТСН «Чистые ключи» подтвержден материалами настоящего дела.

Постановление административного органа о привлечении ТСН «Чистые ключи» к административной ответственности вынесено в установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок для данной категории дел.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ТСН «Чистые ключи», по делу не усматривается.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судьи и постановления административного органа по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9
КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 28 апреля 2020 года и постановление начальника Юго-Восточного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 17 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении ТСН «Чистые ключи», оставить без изменения, жалобу защитника ТСН «Чистые ключи» Панковой О.В. - без удовлетворения.

Судья областного суда Д.В. Шелудяков