ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 02 июля 2018 года № 7-508/2018
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Мещерякова Н.В. при секретаре Кудряшовой Т.А., рассмотрев жалобу директора бюджетного учреждения социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» ФИО1 на решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 07.05.2018, которым постановление государственного инспектора Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Вологодской области К.Н.Л. от 07.02.2018 №..., вынесенное в отношении бюджетного учреждения социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено, административное наказание в виде административного штрафа снижено до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба директора бюджетного учреждения социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» ФИО1 – без удовлетворения,
установила:
постановлением государственного инспектора Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Вологодской области (далее Северо-Восточное МУГАДН ТОГАДН по Вологодской области) К.Н.Л. от 07.02.2018 №... бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» (далее БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие») привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, директор БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, просила отменить постановление должностного лица, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В жалобе указано также о допущенных в ходе проверки нарушениях.
В судебном заседании представители БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» ФИО2 и ФИО3 жалобу поддержали.
Представитель Северо-Восточного МУГАДН ТОГАДН по Вологодской области ФИО4 просил жалобу оставить без удовлетворения.
Судьей вынесено приведенное решение.
В жалобе директор БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» ФИО1, не приводя новых доводов, просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитников БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» ФИО2 и ФИО3, представителя Северо-Восточного МУГАДН ТОГАДН по Вологодской области ФИО4, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 12.23 КоАП РФ организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.
Частью 6 статьи 12.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.
Требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов (далее - группа детей), автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении, определены Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177 (далее Правила организованной перевозки группы детей автобусами), в соответствии с подпунктами «д» и «з» пункта 4 которых для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие списка детей (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и возраста каждого ребенка, номера контактного телефона родителей (законных представителей), списка назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона), а также программы маршрута, включающей в себя график движения с расчетным временем перевозки; места и время остановок для отдыха с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг.
По смыслу приведенных норм закона, осуществление организованной перевозки группы детей без списка детей либо без списка назначенных сопровождающих образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.23 КоАП РФ, а при наличии указанных списков, но не соответствующих предъявляемым требованиям, – частью 6 статьи 12.23 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 03.01.2018 в 08 часов 50 минут государственный инспектор Северо-Восточного МУГАДН ТОГАДН по Вологодской области К.Н.Л. проводила плановый (рейдовый) осмотр, обследование транспортного средства – автобуса П, государственный регистрационный знак №..., принадлежащего БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие», на котором должна была осуществляться организованная перевозка группы детей – воспитанников БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» с 09 часов 00 минут 03.01.2018.
В ходе проверки было установлено, что списки детей и сопровождающих не соответствуют требованиям подпункта «д» пункта 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, а именно: в списке сопровождающих отсутствует имя, отчество каждого сопровождающего и номер телефона; в списке детей отсутствует отчество и возраст каждого ребенка.
Кроме того, должностному лицу, проводившему проверку, не была представлена программа маршрута.
01.02.2018 в отношении БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.23 КоАП РФ, оспариваемым постановлением юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
Изменяя постановление в части назначенного наказания и оставляя в остальной части без изменения, судья городского суда указал, что факт совершения БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.
В то же время судьей и должностным лицом не были приняты во внимание доводы директора учреждения о том, что в момент проверки организованная перевозка группы детей еще не осуществлялась, транспортное средство готовилось к выезду.
Подпунктом «з» пункта 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами действительно предусмотрено, что для организованной перевозки детей необходимо наличие программы маршрута, включающей в себя график движения с расчетным временем перевозки; места и время остановок для отдыха с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг.
В соответствии с пунктом 7 Правил организованной перевозки группы детей автобусами руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации не позднее дня, предшествующего дате, на которую запланировано начало перевозки, обеспечивает передачу водителю копий документов, предусмотренных подпунктами «б»-«г», «е» и «ж» пункта 4 настоящих Правил.
Передача водителю программы маршрута не позднее дня, предшествующего дате, на которую запланировано начало перевозки, не предусмотрена.
Из представленных заявителем документов следует, что для организации перевозки воспитанников БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» на озеро Отно Бабаевского района Вологодской области с целью экологического и патриотического воспитания в учреждении были изданы приказы № 163 от 21.12.2017 и № 274 от 28.12.2017 «Об организации туристического похода». 27.12.2017 директор БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» обратилась в ОГИБДД УМВД России по г. Вологде с уведомлением о перевозке и просьбой её разрешить. Кроме того, директором БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» 27.12.2017 были утверждены маршрут и график движения автобуса на 03.01.2018 и на 08.01.2018, составлены списки детей, сопровождающих, схема посадки, список набора пищевых продуктов, документ, содержащий сведения о водителе.
Непредъявление государственному инспектору программы маршрута водителем до начала перевозки не свидетельствует об отсутствии данного документа.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку доказательств отсутствия программы маршрута у представителей БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» административным органом не представлено, полагаю, что данное нарушение вменено учреждению необоснованно.
В то же время, как следует из представленных документов, списки сопровождающих и детей не соответствовали предъявляемым требованиям.
Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.23 КоАП РФ.
В связи с изложенным действия БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» подлежат переквалификации на часть 6 статьи 12.23 КоАП РФ.
Административное наказание, предусмотренное санкциями части 4 и части 6 статьи 12.23 КоАП РФ, для юридических лиц является одинаковым, в связи с чем положение БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» в результате переквалификации его действий не ухудшается.
При решении вопроса о назначении административного наказания учитываю следующее.
В соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, то есть при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из анализа вышеприведенных правовых норм, устанавливающих условия привлечения к административной ответственности ряда специальных субъектов, следует, что при назначении административного наказания судья (должностное лицо административного органа) должен проверить наличие оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ (в том числе и совокупность обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
Санкцией части 6 статьи 12.23 КоАП РФ не предусмотрено назначение административного наказания в виде предупреждения.
Обстоятельств, подтверждающих то, что при совершении БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» административного правонарушения причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинен имущественный ущерб, из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах полагаю, что БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» целесообразно назначить административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 07.05.2018 и постановление государственного инспектора Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Вологодской области К.Н.Л. от 07.02.2018 №..., вынесенные в отношении бюджетного учреждения социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Переквалифицировать действия бюджетного учреждения социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» на часть 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить за данное административное правонарушение административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 07.05.2018 и постановление государственного инспектора Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Вологодской области К.Н.Л. от 07.02.2018 №... оставить без изменения, жалобу директора бюджетного учреждения социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Вологодского областного суда Н.В. Мещерякова