ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-50/19 от 24.01.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-50/2019 Судья: Андреева Н.С.

РЕШЕНИЕ

24 января 2019 года г. Челябинск

Судья Челябинского областного суда Смолин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-30 «Об административных правонарушениях в Челябинской области», в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Союз», по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Союз» ФИО1 на решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 20 ноября 2018 года,

Установил:

Постановлением административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории г. Челябинска № 05-15-18-17/08 от 15 мая 2018 года ООО УК «Союз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-30 «Об административных правонарушениях в Челябинской области» и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 ООО рублей.

Решением судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 20 ноября 2018 года постановление административной комиссии оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенным решением, директор ООО УК «Союз» ФИО1 обратился с жалобой в Челябинский областной суд, в которой просит отменить решение судьи. В обоснование указывает на то, что правонарушение юридическим лицом не допущено, поскольку уборка снега осуществляется до 8 часов утра, а фотосъемка сделана гораздо позднее в 10 часов 47 минут, за этот промежуток снова выпал снег. Вывод суда об установлении факта несоблюдения Обществом требований правил благоустройства, выявленного должностным лицом при исполнении своих обязанностей, предусмотренных нормативными актами г. Челябинска и Челябинской области, не в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» неправомерен, положения указанного Федерального закона обладают большей юридической силой, чем законодательство субъекта РФ. Фотографии не являются истинными доказательствами, поскольку дату можно всегда подделать, изменив ее. В представленных суду фотографиях отсутствуют материалы с одновременной


2

фиксацией нарушения и адреса дома. Управление благоустройства г. Челябинска является органом, осуществляющим муниципальный контроль в сфере благоустройства, имеющим право на проведение проверок и составления в случае необходимости протоколов об административном правонарушении. Управлением составлен протокол без проведения проверки и без учета требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», только лишь на основании акта осмотра придомовой территории и фотографий. Распоряжение о проведении проверки и акт проверки в материалах дела отсутствуют. Осуществление осмотра территории фотосъемки без участия юридического лица приводит к произволу со стороны Управления.

Директор ООО УК «Союз» ФИО1, представитель административного органа в судебное заседание в Челябинский областной суд не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направили. При таких обстоятельствах судья областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-30 «Об административных правонарушениях в Челябинской области» (в ред. Закона Челябинской области от 28 января 2015 года № 115-30) повреждение, перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских и спортивных площадках, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Решением Челябинской городской Думы от 22 декабря 2015 года №16/32 утверждены Правила благоустройства территории г. Челябинска (далее Правила благоустройства), устанавливающие единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий, порядок производства земляных работ и работ, влекущих нарушение благоустройства


3

и (или) природного ландшафта, регулирующие порядок планирования и координации сроков проведений указанных работ, устанавливающие требования к выдаче, продлению и закрытию ордеров на производство указанных работ в пределах городской черты г.Челябинска.

В подпунктах 1,7 пункта 60 Правил благоустройства указано, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обеспечивают содержание своими силами и средствами либо путем заключения договоров со специализированными организациями или организациями, осуществляющими управление/эксплуатацию

многоквартирных домов (в случае, если территория используется собственниками помещений в многоквартирном доме), элементов и (или) объектов благоустройства на отведенной и прилегающей территории с учетом требований настоящих Правил и правил благоустройства территории внутригородского района; обеспечивают содержание придомовых территорий с расположенными на них элементами озеленения, благоустройства и иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации многоквартирных домов объектами.

В силу подпункта 1 пункта 73 Правил благоустройства работы по благоустройству и содержанию осуществляют на прилегающих территориях многоквартирных домов - организации, обслуживающие жилищный фонд, если собственниками заключен договор на управление/эксплуатацию многоквартирным домом. При отсутствии такого договора - собственники помещений в многоквартирном доме. В зависимости от вида выполняемых собственниками нежилого помещения самостоятельно за свой счет дополнительных работ по благоустройству территорий, прилегающих к многоквартирным домам, в том числе и на территории, непосредственно примыкающей к принадлежащему им нежилому помещению, перечень, объемы, иные критерии и порядок выполнения работ (благоустройство входной группы в нежилое помещение, установка МАФ, проведение работ на земельном участке, входящем в состав общего имущества многоквартирных домов, и другие работы) согласовываются в установленном законодательством порядке.

Согласно подпункта 7 пункта 79 Правил благоустройства работы по содержанию объектов благоустройства включают, в том числе, ежедневную уборку территории (мойка, полив, подметание, удаление мусора, снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте). В зимний период работы по уборке территорий с усовершенствованным покрытием, включающие уборку от снега и наледи до твердого покрытия и обработку противогололедными материалами, проводятся до 8 часов утра.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, 21 марта 2018 года в 10 часов 47 минут установлено, что ООО УК «Союз» при управлении многоквартирным домом № 31а по ул. Российская в г. Челябинске допустило ненадлежащее содержание на придомовой территории


4

такого элемента благоустройства как тротуар, расположенный во дворе данного дома и используемый для подхода к входным группам (подъездам) многоквартирного дома. Нарушения выразились в скопление снега и наледи на поверхности тротуара, а также отсутствие обработки данного тротуара противогололедными материалами.

24 апреля 2018 года главным специалистом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства Управления благоустройства г. Челябинска составлен протокол об административном правонарушении № 04-04-2018/318 в отношении ООО УК «Союз».

15 мая 2018 года административной комиссией, осуществляющей деятельность на территории г. Челябинска вынесено постановление о привлечении ООО УК «Союз» к административной ответственности по части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-30 «Об административных правонарушениях в Челябинской области».

Судья районного суда в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении проанализировав представленные доказательства, пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела и влекущих отмену постановления административной комиссии. В связи с этим, постановление коллегиального органа оставлено без изменения.

С выводами судьи районного суда нельзя согласиться, а доводы жалобы заслуживают внимания.

В частях 3, 3.1. статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сказано, что региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль в качестве исключения в части применения к ним положений данного закона не перечислен. Таким образом, контрольно-надзорные мероприятия должны осуществляться административными органами с учетом положений названного Федерального закона, с учетом особенностей, перечисленных в статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 26 части 4 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Согласно части 5 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля


принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сказано, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В силу части 4 статьи 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

При осуществлении мероприятий по контролю, проводимых 21 марта 2018 года, ведущим специалистом отдела благоустройства МКУ АТИ были обнаружены нарушения в части содержания придомовой территории, находящейся в ведении ООО УК «Союз». Однако, вопреки требованиям


6

закона, в отношении Общества главным специалистом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства Управления благоустройства г. Челябинска составлен протокол об административном правонарушении, в то время как ему надлежало направить в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица. В дальнейшем на основании данного протокола административной комиссией осуществляющей деятельность на территории г. Челябинска было вынесено постановление о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Фактически ведущим специалистом отдела благоустройства МКУ АТИ произведена выездная внеплановая проверка в отношении ООО УК «Союз» в отсутствие соответствующего распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Кроме того, юридическое лицо, в отношении которого производилась проверка, вопреки положению закона, о ее проведении соответствующим образом не уведомлялось, акт проверки отсутствует.

На основании вышеизложенного прихожу к выводу о том, что в отношении ООО УК «Союз» фактически проведена выездная внеплановая проверка, существенные нарушения в организации и проведении которой согласно положениям пунктов 4, 6 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ являются основанием для признания результатов такой проверки недействительными.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Приведенные обстоятельства свидетельствует о недоказанности наличия в действиях ООО УК «Союз» объективной стороны состава вмененного ему правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории г. Челябинска от 15


7

мая 2018 года, решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 20 ноября 2018 года подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда,

Решил:

Постановление административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории г. Челябинска от 15 мая 2018 года, решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 20 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-30 «Об административных правонарушениях в Челябинской области», в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Союз» - отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

А.А. Смолин