ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 7-50/2024
УИД 03RS0004-01-2024-000357-33
город Уфа 30 января 2024 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Вакилова К.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ширшовой Э.С.,
с участием ФИО1, его защитника- адвоката Кандарова М.Г.,
рассмотрев жалобу защитника ФИО1 - адвоката Кандарова М.Г. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, дата года рождения, гражданина Республики Узбекистан,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 января 2024 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, защитник ФИО1 – адвокат Кандаров М.Г. просит постановление судьи от 20 января 2024 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, указывает, что прямого умысла на совершение административного правонарушения ФИО1 не имел, он обратился к ФИО2, который обладает познаниями в области миграционного законодательства и который должен был узаконить его официальное нахождение на территории Российской Федерации, однако, этого не сделал. Указывает, что при составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 не был обеспечен переводчиком и был лишен права ведения дела на родном языке. С учетом того, что ФИО1 ранее не привлекался к административной ответственности полагает необходимым исключить назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник Кандаров М.Г. доводы жалобы поддержали, ФИО1 пояснил, что русским языком владеет, патент приобретён им марте 2023 года, налог на патент оплачен им по февраль 2024 года (в марте 2023 года за два месяца, в апреле 2023 года за три месяца, в августе 2023 года за три месяца, в ноябре 2023 года за три месяца).
Выслушав ФИО1, его защитника Кандарова М.Г., определив возможным рассмотреть жалобу в отсутствие должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.ч.1,2 ст. 24.2 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Вопреки доводам жалобы установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела судьей, ФИО1 были разъяснены его процессуальные права, об обеспечении его переводчиком ФИО1 ходатайств не заявлял, помимо этого, факт владения ФИО1 русским языком установлен и в судебном заседании при рассмотрении настоящей жалобы.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
В силу ст. 2 указанного закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как указано в п. 1 ст. 5 указанного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее по тексту Федеральный закон № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения иностранного гражданина ФИО3 к административной ответственности послужили обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 18 января 2024 года, согласно которому ФИО1 допустил нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, превышении срока пребывания с в Российской Федерации более 90 суток, и в уклонении от выезда из Российской Федерации, так как ФИО1 после окончания срока пребывания – дата за пределы Российской Федерации не выехал, чем нарушил требование п. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ и ст. 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ.
Действия ФИО1 судьей районного суда квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем при вынесении обжалуемого судебного акта судьей районного суда не учтено следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, свидетельствующие, в частности, о наличии события административного правонарушения, а также устанавливается лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность.
О совершении административного правонарушения по общему правилу составляется протокол по делу об административном правонарушении, который должен соответствовать требованиям, установленным положениями ст. 28.2 КоАП РФ.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены ст. 29.10 КоАП РФ.
В силу п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
К событию административного правонарушения относятся время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
Для решения вопроса о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, необходимо установить, имеются ли законные основания временного пребывания (проживания) иностранного лица на территории Российской Федерации.
Для указанных целей проверке подлежит наличие у иностранного гражданина документа, подтверждающего его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в том числе дата въезда в Российскую Федерацию, обстоятельства въезда.
Признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что данный иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию и после дата не покинул ее территорию.
Данный вывод судьи районного суда не основан на материалах дела.
Согласно ч.ч.1,4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно досье на ФИО1, произведена его регистрация по месту пребывания на период до дата, из этого же документа усматривается наличие у ФИО1 девствующего патента №...№..., выданного дата (л.д. 5).
Между тем, в силу ст. ст. 2 и 5 Федерального закона № 115-ФЗ, законность пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации определяется не только сроком его регистрации по месту пребывания, а потому вывод судьи об истечении срока пребывания ФИО1 на территории Российской Федерации дата является преждевременным.
Наличие у иностранного гражданина действующего документа, подтверждающего его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации при рассмотрении дела не устанавливалось.
Само по себе отсутствие в момент проведения государственного контроля (надзора) в сфере миграции у иностранного гражданина или лица без гражданства при себе действительных документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, если имеются сведения о том, что такие документы выдавались в предусмотренном законодательством порядке компетентными государственными органами иностранному гражданину или лицу без гражданства, не утрачены и сохраняют свое действие («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года).
В материалах дела имеется выданный ФИО1 дата и действительный по настоящее время патент.
Данное обстоятельство необоснованно было оставлено судьей районного суда без внимания, поскольку в силу п. 5 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со ст. 13.3 названного закона, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115- иностранные граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, вправе осуществлять трудовую деятельность по найму у физических лиц, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, на основании патента.
Пунктом 5 статьи 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Патент выдается при условии уплаты фиксированного авансового платежа по НДФЛ за период действия патента.
Базовая сумма фиксированного платежа установлена в размере 1200 руб. и подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, принятый на соответствующий календарный год, и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый законами субъектами РФ (п.п. 2п.п. 2 - 3 ст. 227.1 НК РФ).
Приказом Минэкономразвития России от 19.10.2022 № 573 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2023 год» в целях применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ установлен коэффициент-дефлятор в размере 2,270.
Таким образом, в 2023 году фиксированный авансовый платеж по НДФЛ для получения патента на работу рассчитывается следующим образом: 1200 x 2,270 x региональный коэффициент.
С учетом регионального коэффициента сумма ежемесячных авансовых платежей за патент в 2023 году в Республике Башкортостан составляет 4700 рублей в месяц (Закон Республики Башкортостан от 27.11.2014 № 151-з, региональный коэффициент 1,72541).
Установлено, что ФИО1 прибыл в Российскую Федерацию дата, дата им получен патент.
16 марта 2023 года ФИО1 уплачен фиксированный авансовый платеж по НДФЛ в сумме 9400 рублей (за два месяца до 16 мая 2023 года).
28 апреля 2023 года ФИО1 уплачен фиксированный авансовый платеж по НДФЛ в сумме 14100 рублей (за три месяца до 16 августа 2023 года).
08 августа 2023 года ФИО1 уплачен фиксированный авансовый платеж по НДФЛ в сумме 14100 рублей (за три месяца до 16 ноября 2023 года).
10 ноября 2023 года ФИО1 уплачен фиксированный авансовый платеж по НДФЛ в сумме 14100 рублей (за три месяца до 16 февраля 2024 года).
Следовательно, на момент составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности патент ФИО1 являлся действующим, а налог по нему оплаченным.
Вышеприведенные обстоятельства судьей при рассмотрении дела не выяснялись и не устанавливались, хотя информация о наличии у ФИО1 действующего патента в материалах дела имелась (л.д. 5), максимально возможный срок продления действия патента (двенадцать месяцев со дня выдачи патента) не истек.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, а потому постановление законным признать нельзя, оно подлежит отмене, а производство в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
жалобу защитника ФИО1 - адвоката Кандарова М.Г. удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
ФИО1 освободить из Центра временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Башкортостан адрес немедленно.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители, либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан К.В.Вакилова
Справка: судья районного суда Идиятова Н.Р., дело районного суда № 5-14/2024