РЕШЕНИЕ
по делу № 7-50/2021
Судья Чимова З.В. № 7-50/21
г. Черкесск 14 мая 2021 года
Судья Верховного Суда КЧР Чотчаев Х.О., при секретаре Аппоевой Р.С., с участием представителя Генерального директора ООО «Управление жилищного хозяйства №1» ФИО1 ФИО2 по доверенности от 12.04.2021 г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Генерального директора ООО «Управление жилищного хозяйства №1» ФИО1 на решение судьи Черкесского городского суда КЧР от 24 февраля 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии мэрии муниципального образования г. Черкесска № 008359 от 09 ноября 2020 года Генеральный директор ООО «Управление жилищного хозяйства №1» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях» - неисполнение или ненадлежащее исполнение п.2.5 «Правил благоустройства территории муниципального образования города Черкесска», утвержденных решением Думы муниципального образования города Черкесска от 27.10.2017 № 16, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Генеральный директор ООО «Управление жилищного хозяйства №1» ФИО1 обратился в Черкесский городской суд КЧР с жалобой об отмене указанного постановления в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 24 февраля 2021 жалоба Генерального директора ООО «Управление жилищного хозяйства №1» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4 Закона КЧР от 11.04.2005 года №40-РЗ «Об административных правонарушениях», оставлена без удовлетворения, а постановление административной комиссии муниципального образования г. Черкесска №008359 от 09 ноября 2020 года - без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд КЧР, ФИО1 просит решение судьи Черкесского городского суда КЧР от 24 февраля 2021 года и постановление административной комиссии муниципального образования г. Черкесска №008359 от 09 ноября 2020 года отменить, производство по делу прекратить ввиду грубого нарушения требований законодательства РФ. Указывает, что в материалах дела отсутствует Приказ (распоряжение) о проводимой проверке, членов комиссии. Приказ (распоряжение) ему никто не вручал.
В письменных возражениях представитель мэрии МО города Черкесска просит решение суда от 24.02.2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Генерального директора ООО «Управление жилищного хозяйства №1» ФИО1 – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя ФИО1-ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Решение суда первой инстанции не соответствует вышеуказанным требованиям.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
При этом положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются лишь в прямо предусмотренных частями 3, 3.1 статьи 1 Законом случаях.
Согласно пункту 4 статьи 2 данного Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от декабря 2008 года N 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
К грубым нарушениям результатов проверок, влекущим их отмену, относится нарушение требования о проведении проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (п. 4 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Обстоятельства дела не указывают на освобождение органа государственного контроля (надзора) от издания отдельного распоряжения при проведении внеплановой проверки, и неприменение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, поскольку в целях проверки фактов, изложенных в обращении граждан, административный орган осуществлял проверочные мероприятия, в ходе которых установил событие административного правонарушения, и обязан был руководствоваться требованиями Закона N 294-ФЗ.
В нарушение данного требования закона, 29 октября 2020 года комиссией Управления ЖКХ МО г. Черкесска был составлен Акт №73 обследования общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома №49 по ул. Первомайской г. Черкесска. По результатам обследования комиссия установила, что элементы детской игровой площадки содержатся в ненадлежащем состоянии, а именно, частично отсутствуют сидения на элементе площадки «Карусель», частично нарушено сопряжение частей элементов площадки «Горка», разрушено лакокрасочное покрытие элементов детской игровой площадки. На основании данного Акта главным специалистом отдела жилищного контроля Управления ЖКХ мэрии муниципального образования г. Черкесска <ФИО> был составлен протокол об административном правонарушении от 29 октября 2020 года №010145.
Постановлением по делу об административном правонарушении № 008359 от 09.11.2020 года административной комиссии мэрии муниципального образования г. Черкесска Генеральный директор ООО УЖХ №1 ФИО1 III.И. в соответствии с Законом КЧР «Об административных правонарушениях» от 11.04.2005 г. №40-РЗ привлечен к административной ответственности по п.2.5 «Правил благоустройства территории муниципального образования г. Черкесска», утвержденных решением Думы муниципального образования г.Черкесска от 27.10.2017 №16 к штрафу в размере 3000 рублей
В соответствии со ст.4 Закона КЧР от 11 апреля 2005 г. № 40-РЗ «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых специально не установлена федеральными законами либо настоящим Законом.
Из вышеуказанного следует, что вменяемые органом муниципального жилищного контроля нарушения в действиях управляющих организаций, имеющих лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, подпадают под административную ответственность, предусмотренную ст. 14.1.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, проведение вышеуказанных внеплановых выездных проверок в отношении ООО «УЖХ №1», составление должностными лицами Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска протоколов об административных правонарушениях по ст. 4 Закона КЧР №40-РЗ и последующее привлечение юридических и должностных лиц к административной ответственности является незаконным, выходит за пределы компетенций органов муниципального контроля.
Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится (ст.18 ФЗ № 294-ФЗ).
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 11 апреля 2005 г. № 40-РЗ «Об административных правонарушениях» устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к предметам ведения Российской Федерации, а также определяет органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом.
Отдел контроля УЖКХ мэрии МО г. Черкесска в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции, установленные Положением об отделе контроля городского хозяйства. В своей деятельности отдел руководствуется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и Муниципального контроля, Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", решениями Думы муниципального образования города Черкесска, Положением об отделе контроля городского хозяйства. Осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства и санитарно-экологического состояния города.
Согласно ст.20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом муниципального контроля с грубым нарушением требований законодательства к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится (ст.18 ФЗ № 294-ФЗ).
При таких обстоятельствах, постановление N008359 от 09.11.2020 г. административной комиссии мэрии МО г. Черкесска, решение судьи Черкесского городского суда от 24.02.2021 г., вынесенные в отношении Генерального директора ООО «Управления жилищного хозяйства №2» ФИО1, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу Генерального директора ООО «Управления жилищного хозяйства №1» ФИО1- удовлетворить.
Постановление N 008359 от 09.11.2020 г. административной комиссии мэрии МО г. Черкесска, решение судьи Черкесского городского суда от 24.02.2021 г., вынесенные в отношении Генерального директора ООО «Управления жилищного хозяйства №1» ФИО1 о привлечении его к административной ответственности по п.2.5 «Правил благоустройства территории муниципального образования г. Черкесска», утвержденного решением Думы муниципального образования г. Черкесска – отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч.1ст.24.5 КоАП РФ.
Председательствующий
1версия для печатиДело № 7-50/2021 (Решение)