ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-511 от 04.10.2021 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №7-511 судья Сорокин В.В.

Р Е Ш Е Н И Е

4 октября 2021 года г.Тула, пр.Ленина, д.45

Судья Тульского областного суда Орлова И.А.,

при секретаре Кузнецовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя комитета по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области по доверенности Михайловой У.А. на определение судьи Заокского районного суда Тульской области от 20 августа 2021 года о возврате жалобы,

у с т а н о в и л :

определением должностного лица Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Г.Н., в связи с грубым нарушением требований к организации проверки.

Не согласившись с указанным определением, представитель комитета по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области по доверенности Михайлова У.А. обратилась с жалобой в Заокский районный суд Тульской области.

Определением судьи Заокского районного суда Тульской области от 20 августа 2021 года жалоба представителя комитета по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области по доверенности Михайловой У.А. на определение начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, возвращена заявителю без рассмотрения.

Не согласившись с указанным определением судьи районного суда, представитель комитета по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области по доверенности Михайлова У.А. обратилась с жалобой Тульский областной суд, в которой просит отменить указанный судебный акт, а жалобу вернуть в Заокский районный суд Тульской области на новое рассмотрение.

Представитель комитета по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области по доверенности Михайлова У.А. в судебном заседании поддержала доводы по основаниям в ней изложенным просила удовлетворить.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения подателя жалобы Михайловой У.А., судья приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса.

Частью 4 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 указанного кодекса.

Возвращая жалобу комитета по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области судья районного суда, принимая оспариваемое определение, исходил из отсутствия права комитета по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области на обжалование определения должностного лица об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).

В соответствии с частью 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Пунктом 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 названной статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункт 6 этой же статьи).

Согласно части 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Пунктом 7 части 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушения.

В соответствии с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - органы государственного надзора), их территориальными органами.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением, в т.ч. обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями (подпункт "б" пункта 7).

Из материалов дела установлено, что на основании распоряжения главы администрации МО Заокский район от ДД.ММ.ГГГГ-р назначена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Г.Н., направлено извещение о дате, времени и месте проведения проверки.

В соответствии с п.64 раздела 5 Порядка осуществления муниципального земельного контроля, утверждённого Постановлением Правительства Тульской области от 29.12.2014 №704, о проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется органом муниципального земельного контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой в действиях Г.Н. усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт .

Во исполнение требований пункта 12 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1515, в соответствии с которым в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, органы муниципального земельного контроля направляют копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного правонарушения в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию, органом муниципального земельного контроля – администрации МО <адрес> в Управление Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям направлен материал проверки для принятия мер в рамках компетенции.

Из определения должностного лица Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям следовало, что представленные материалы проверки не содержали информации о доставке корреспонденции адресату, равно как и отсутствовали сведения о том, что корреспонденция не получена по обстоятельствам, зависящим от адресата. Указанный факт свидетельствовал о том, что проверка в отношении Г.Н. проведена при отсутствии надлежащего уведомления лица в нарушении требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Определением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения указанных документов в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Г.Н. отказано, в связи с грубым нарушением требований к организации проверки.

Оспаривая законность вынесенного определения, комитет по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области направил жалобу в суд, по разрешению вопроса о принятии которой, судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принято обжалуемое определение.

С учетом изложенных обстоятельств, того, что в данном случае комитет по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области выступал в качестве органа муниципального земельного контроля, судья пришел к обоснованному выводу о том, что комитет по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области в силу требований статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не наделен правом обжалования вынесенного акта должностного лица, учитывая, что при исполнении возложенных функции одновременно не мог осуществлять реализацию прав собственника на земельные участки государственная собственность на которые не разграничена.

В данной ситуации комитет по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области, будучи не согласным с определением должностного лица Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям по вопросу отказа в возбуждении в отношении Г.Н. дела об административном правонарушении вправе был обратиться в прокуратуру с просьбой о принесении протеста.

В случае, если бы комитет по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области, располагая сведениями о самовольном захвате земель, находящихся в его распоряжении, инициировал бы возбуждение дела об административном правонарушении как лицо, уполномоченное в силу закона собственником на распоряжение имуществом (земельным участком), находящимся в ее распоряжении (пункт 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25 января 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), у комитета по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области возникло бы самостоятельное право на обжалование соответствующего решения должностного лица.

Согласно акту муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ. выявленные со стороны Г.И, нарушения земельного законодательства заключались в отсутствии признаков первичной обработки почвы, посева зерновых, кормовых и иных сельскохозяйственных культур. На участке произрастала сорная растительность и молодая поросль кустарников.

Применительно к установленным обстоятельствам комитет по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области как орган муниципального контроля в рамках осуществления возложенных полномочий не вправе ставить вопрос об отмене вынесенного должностным лицом определения, учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не относится к кругу лиц, обладающих правом обжалования вынесенного должностным лицом Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

При указанных обстоятельствах, определение судьи районного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется. С учетом требований статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правовые основания для принятия жалобы комитета по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области на определение должностного лица в отсутствие такого права у судьи районного суда отсутствовали.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств правовым основанием к отмене принятого акта не является.

При таких обстоятельствах оснований для отмены определения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ

решил:

определение судьи Заокского районного суда Тульской области от 20 августа 2021 года о возврате жалобы на определение начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 16 июля 2021 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу представителя комитета по земельно-имущественным отношениям администрации МО Заокский район Тульской области по доверенности Михайловой У.А. - без удовлетворения.

В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: