ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-512/2021 от 03.06.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 7-512/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 03 июня 2021 года

Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора
АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» Громова Д.В. на решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 23 марта
2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Маковецкой Т.Ю. № 9 от 22 января
2021 года АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» признано виновным
в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Решением судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 23 марта 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба АО «Дзержинская швейная фабрика
«Русь» – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, генеральный директор АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» Громов Д.В. просит состоявшиеся по делу постановление административного органа и судебное решение отменить за незаконностью и необоснованностью, полагая, что они вынесены с нарушением норм процессуального права, в частности неуполномоченным должностным лицом, заинтересованным в исходе дела, на основании доказательств, полученных с нарушением требований закона.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав защитника АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» Шургалина И.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя административного органа Маковецкую Т.Ю., полагавшую, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу п. 1. ст. 14 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

I класс опасности отходов - это чрезвычайно опасные отходы. Уровень негативного воздействия на живые существа таких объектов очень высокий. Накопление отходов I класса постепенно приводит к разрушению экологии, которое невозможно исправить.

Согласно п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 №-681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила).

В соответствии с п. 5 Правил накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.

Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (п. 14 Правил).

В силу п. 15 Правил допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.

Согласно п. 16 Правил не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.

В местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочно-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях (п. 12 Правил).

Как следует из материалов дела, в ходе проверки 13.11.2020 установлено, что АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» осуществляет деятельность по адресу: [адрес]

На предприятии образуются отходы I класса опасности - отработанные ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, утратившие потребительские свойства. Паспорт на опасные отходы
I класса опасности разработан и согласован с Департаментом Росприроднадзора по ПФО в 2011 году.

На территории предприятия осуществляется временное хранение (накопление) отходов.

При обследовании склада временного складирования отходов ртутных ламп АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» установлено, что, в нарушение вышеуказанных требований, хранение ламп осуществляется без обеспечения сохранности ламп. Часть ламп находилась в вертикальном неустойчивом положении у стены склада, что создавало опасность повреждения ламп.

В нарушение требований п. 12 Правил, автоматические газосигнализаторы на пары ртути и средства защиты органов дыхания на складе временного хранения отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

Материалами дела установлено, что между АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор по транспортированию, сбору, обезвреживанию или утилизации опасных отходов от 16.11.2020, представлены акт приема отходов I класса опасности от 16.11.2020 №ЭПНФ-003547 и акт на оказание услуг № ЭПНФ от 16.11.2020.

Вместе с тем, в соответствии с лицензией от 25.12.2019 № (52)-8714- СТОУБ, выданной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия, ООО «<данные изъяты>» имеет право осуществлять деятельность по транспортировке отходов I-IV классов опасности. Лицензия на осуществление работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I классов опасности у ООО «<данные изъяты>» отсутствует. Договор на обезвреживание (утилизацию) ООО «<данные изъяты>», АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» не представлен.

Выявленные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения вменяемого административного правонарушения и вина АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» в его совершении, подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.12.2020; актом проверки от 17.11.2020; копией журнала учета отходов производства и потребления на АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь»; копией паспорта опасного отхода; копией договора № ЭП-01458 от 16.11.2020; копией акта оказания услуг от 16.11.2020; копией акта-справки приема отходов; исходными сведениями об отходе; копией акта компонентного состава отходов; выпиской из ЕГРЮЛ; копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, другими материалами дела, которые оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11
КоАП РФ.

Таким образом, в действиях АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» присутствуют признаки состава административного правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а именно: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

При таких обстоятельствах, административный орган правильно своим постановлением от 22 января 2021 года привлек АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2
КоАП РФ, а суд своим решением от 23 марта 2021 года обоснованно отказал в удовлетворении жалобы АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» на вышеуказанное постановление административного органа.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Вывод административного органа и суда о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и виновности
АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» в его совершении является правильным и обоснованным.

Вопреки доводам жалобы допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для определения значимых обстоятельств и рассмотрения настоящего дела по существу, при этом доказательств, полученных с нарушением требований закона, не установлено.

Доводы жалобы в той части, что старший государственный инспектор Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Маковецкая Т.Ю. не уполномочена на рассмотрение дела об административном правонарушении, основаны на неверном понимании и толковании норм действующего законодательства, согласно ст. 23.29 КоАП РФ старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе по ст. 8.2 КоАП РФ.

Тот факт, что старший государственный инспектор Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Маковецкая Т.Ю. участвовала при проведении прокурорской проверки в качестве специалиста, а также вынесла обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, не свидетельствует о ее заинтересованности в исходе дела, данное обстоятельство не является основанием для отвода либо самоотвода должностного лица, предусмотренным ст. 29.2 КоАП РФ.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено и вынесено постановление надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями КоАП РФ, при вынесении постановления должностным лицом не допущено каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение вынесенного постановления и решения суда.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом закона, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судом были допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, в том числе влекущие ущемление прав лица, привлеченного к административной ответственности, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» с учетом характера совершенного правонарушения и отсутствием смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, административный штраф назначен в минимальном размере в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь» к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения и постановления административного органа от 22 января 2021 года, по делу не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9
КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 23 марта 2021 года и постановление старшего государственного инспектора Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Маковецкой Т.Ю. № 9 от 22 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении
АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь», оставить без изменения, жалобу генерального директора АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь»
Громова Д.В. – без удовлетворения.

Судья областного суда Д.В. Шелудяков