ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2022 года № 7-512/2022
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Коничева А.А., рассмотрев жалобу защитника директора Вологодского филиала АО «Шувалово» ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение судьи Грязовецкого районного суда Вологодской области от 30 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора от 03 февраля 2022 года директор Вологодского филиала АО «Шувалово» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.
Кроме того, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 в адрес директора АО Вологодского филиала АО «Шувалово» ФИО1 внесено представление от <ДАТА>№... об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, директор Вологодского филиала АО «Шувалово» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, а также на нарушение требований законодательства при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, просил постановление отменить, производство по делу прекратить. Также просил признать недействительным представление от <ДАТА>№....
Решением судьи Грязовецкого районного суда Вологодской области от 30 июня 2022 года постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора от <ДАТА>№... по делу о привлечении директора Вологодского филиала АО «Шувалово» ФИО1 к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 КоАП РФ и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от <ДАТА>№... оставлены без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе защитник директора Вологодского филиала АО «Шувалово» ФИО1 по доверенности ФИО4, ссылаясь на отсутствие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник директора Вологодского филиала АО «Шувалово» ФИО1 ФИО4 доводы жалобы поддержала.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщила, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Основанием для привлечения директора Вологодского филиала АО «Шувалово» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, послужили изложенные в оспариваемом постановлении должностного лица выводы о том, что ФИО1, являясь должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, не принял достаточных мер и допустил осуществление АО «Шувалово» деятельности в отсутствие паспорта на образующийся отход «навоз свиней свежий», имеющий III класс опасности.
Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Перечнем образующихся в Российской Федерации отходов, пришел к выводу, что вина ФИО5 установлена собранными в ходе производства по делу доказательствами.
С такими выводами нельзя согласиться в силу следующих причин.
Согласно постановлению государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области ФИО3 от 03 февраля 2022 года в ходе плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении АО «Шувалово» в период с 30 ноября по 21 декабря 2021 года установлено, что в результате деятельности общества образуются отходы «навоз свиней свежий», имеющий III класс опасности. В нарушение статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3 Порядка паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1026, паспорт на указанные отходы АО «Шувалово» не представлен. Проверка проходила по адресу: Вологодская область, Грязовецкий район, Перцевская сельская администрация, вне границ д.Пузово (Вологодский филиал).
Выявленный факт явился основанием для привлечения директора Вологодского филиала АО «Шувалово» ФИО1 к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 КоАП РФ и внесении в его адрес представления от 03 февраля 2022 года № 08-01-20/2022-28-04 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Перечень образующихся в Российской Федерации отходов содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242 (далее - ФККО), который формируется на основании общности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
ФККО включает в себя, в том числе, блок 1 «Отходы сельского, лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства», в который входит подтип «Отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных)» (код ФККО 1 12 000 00 00 0) и в котором под кодом 1 12 510 01 33 3 указан «навоз свиней свежий».
Вместе с тем, понятие отходы, которое приведено в статье 1 названного выше Федерального закона, подразумевает под собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (при этом данная статья дает определение каждого из этих составляющих понятий).
В соответствии с Письмом Минприроды России от 05 мая 2016 года № 04-12-27/9376 в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11 августа 2016 года №ВА-14-27/8782 также разъяснило, что если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.
Как усматривается из материалов дела, АО «Шувалово» осуществляет деятельность по выращиванию и разведению свиней, в результате которой образуются естественные отходы - «навоз свиней свежий», отнесенный ФККО к III классу опасности. Дополнительным видом деятельности общества является выращивание кормовых культур. ФИО1 является директором Вологодского филиала общества.
Основной довод, изложенный административным органом, связан с тем, что образуемый в ходе производственной деятельности общества «навоз свиней» является отходом.
Вместе с тем, административным органом не учтено следующее.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности не является для общества самостоятельным видом деятельности, а относится к одному из циклов производственного процесса.
Образующийся в процессе деятельности общества по содержанию животных свиной навоз является продуктом жизнедеятельности последних и используется АО «Шувалово» в производственной деятельности в качестве органического удобрения путем внесения на собственные поля для выращивания, в том числе, кормовых культур.
При этом процесс производства органических удобрений из навоза регламентирован Технологическим регламентом, разработанным ФГБУ ГСАС «Костромская» в 2015 году, и утверждён директором общества. В данном регламенте описан технологический процесс производства органического удобрения, учтены государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования. Кроме того, «навоз» отражается в бухгалтерском учете общества.
Действующая система ГОСТов определяет, что свиной навоз является вторичным материальным ресурсом (ГОСТ Р54098-2010 «Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения») и исходным сырьем для приготовления органического удобрения (ГОСТ Р53117-2008 «Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия»).
ГОСТом Р54098-2010 определено, что отходами в целом являются материалы или предметы, от которых их владелец избавляется, хочет избавиться или должен избавиться. Вторичные материальные ресурсы – это отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.
В соответствии с ГОСТом 30772-2001, область применения которого - установление терминов и определений основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, отходы - это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующийся в процессе или по завершению определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Одновременно в силу пункта 3.16 ГОСТа 30772-2001 побочный продукт представляет собой дополнительную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции и не являющуюся целью данного производства, но пригодную как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. Примечанием к данному пункту установлено, что побочный продукт не является отходом.
В соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, опубликованными 24 мая 2016 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
Названные разъяснения даны Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пределах полномочий предоставленных этому органу пунктами 1 и 6.2 «Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года №1219.
Кроме того, следует учесть, что 14 июля 2022 года принят Федеральный закон № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу с 1 марта 2023 года), в соответствии с которым побочные продукты животноводства - вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве; побочные продукты животноводства не являются отходами.
В данном случае «свиной навоз» не относится ни к отходам производства, ни к отходам потребления, он не уничтожается и не подлежит захоронению, а является сырьем для приготовления органического удобрения.
Принимая во внимание, что ни в Федеральном законе №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ни в Федеральном законе №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не содержится понятия «отходы животноводства» и, как следствие, «утилизация отходов животноводства», соответствующую позицию сформировало Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общество использует органическое удобрение на основе свиного навоза (как побочного продукта производства) в качестве продукции, при ведении им хозяйственной деятельности, процесс преобразования отходов производства в удобрение происходит естественным путем, он не носит характер самостоятельного вида деятельности и не является утилизацией в смысле, придаваемом этому понятию статьей 1 Федерального закона №89-ФЗ, требования по составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, на него не распространяются.
Указанные обстоятельства исключают возможность привлечения директора Вологодского филиала АО «Шувалово» к административной ответственности по ч.9 статьи 8.2 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Грязовецкого районного суда Вологодской области от 30 июня 2022 года, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 №... от 03 февраля 2022 года и представление от <ДАТА>№... об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенные в отношении директора Вологодского филиала АО «Шувалово» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить, производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Вологодского областного суда А.А. Коничева