ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-514/2014 от 02.09.2014 Кировского областного суда (Кировская область)

     Судья Мильчакова С.А.                                                             Дело № 7-514/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 г.Киров                                                                                     02 сентября 2014 года

 Судья Кировского областного суда Сметанина О.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении

 по жалобе ФИО1

 на постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО ФИО2 № 04-14/85/1 от 28 апреля 2014 года, решение судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 14 июля 2014 года, вынесенные в отношении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля открытого акционерного общества «Кировэнергосбыт», ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,

 установил:

 постановлениемруководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) ФИО2 №04-14/85/1 от 28 апреля 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 14 июля 2014 года, специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля открытого акционерного общества «Кировэнергосбыт» (далее - ОАО «Кировэнергосбыт»), ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.

 В жалобе, поданной в Кировский областной суд, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, в связи с отсутствием события административного правонарушения производство по делу прекратить. Указывает, что протокол об административном правонарушении в отношении нее составлен с грубым нарушением требований КоАП РФ. Акт проверки получен после составления протокола об административном правонарушении 24.03.2014г. Суд первой инстанции, делая вывод о необходимости использования обществом закрытого Перечня при идентификации клиентов, не применил закон, подлежащий применению, а именно п.2 ст.6 Федерального законао противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и п.7 Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.Росфинмониторинг не вправе устанавливать для лиц обязанность пользоваться при идентификации исключительно закрытым Перечнем, а в случае использования Перечня, находящегося в открытом доступе, расценивать эти действия как ненадлежащее осуществление внутреннего контроля. Также неверно применен материальный закон при оценке доводов о присвоении и фиксировании повышенной степени уровня риска при принятии на обслуживание общества ЗАО «Крона» и ООО «Финансовые технологии». Указанные организации не находятся на обслуживании ОАО «Кировэнергосбыт», соответственно клиентами общества не являются и идентифицировать их общество не обязано. Предоставляя займы указанным лицам, общество осуществляло операции с собственными денежными средствами. Действие законодательствао противодействии отмыванию (легализации) доходов распространяется на ОАО «Кировэнергосбыт» только при осуществлении деятельности в качестве оператора по приему платежей и не распространяетсяна иную деятельность. Полагает, что надлежащим образом исполняла обязанности по осуществлению внутреннего контроля, в том числе по идентификации клиентов, приняла необходимые меры по соблюдению ОАО «Кировэнергосбыт» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 На жалобу поступили возражения представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО ФИО3, в которых указано на законность вынесенных по делу постановления должностного лица и решения судьи, несостоятельность доводов жалобы. Просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО.

 ФИО1 надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание областного суда не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении жалобу без своего участия, в связи с чем нахожу возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.

 Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы,прихожу к следующему.

 Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за административные правонарушения, посягающие на установленный порядок осуществления противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 Правовой механизм такого противодействия установлен Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 Согласно ч.1 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

 Из материалов дела усматривается, что сотрудниками МРУ Росфинмониторинга по ПФО в период с 17.02.2014г. по 17.03.2014г. проведена выездная проверка соблюдения ОАО «Кировэнергосбыт», расположенного по адресу: <...>, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.01.2010г. по 31.01.2014г., в ходе которой установлено следующее.

 ОАО «Кировэнергосбыт» с 22.03.2010г. является оператором по приему платежей, что в силу ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ обязывает его принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 Согласно ст.4 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, относится осуществление внутреннего контроля.

 В соответствии со ст.3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ:

 внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

 осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

 Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 05.12.2005 №715, действовавшего на момент проведения проверки,предусматривалось, что требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

 Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 В соответствии с п.2 Положения руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

 Согласно данному Положению в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение надлежит проводить, в том числе в форме дополнительного инструктажа (п.6).

 В соответствии с п.8 Положения дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:

 при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

 при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным, путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;

 при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

 при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

 В период с 01.02.2013г. по 17.03.2014г. в ОАО «Кировэнергосбыт» требования вышеуказанных правовых актов не исполнялись.

 Согласно утвержденному Перечню обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в ОАО «Кировэнергосбыт» должны проходить управляющий директор, заместитель руководителя управления финансов (исполняющий функции специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля), юрист, директора филиалов, директор по экономике и финансам, специалисты по обслуживанию клиентов, выполняющих функции по приему наличных денежных средств.

 Проверкой установлено, что 30.04.2013г., 15.05.2013г., 08.07.2013г., 12.11.2013г., 14.01.2014г., 31.01.2014г. с управляющим директором ФИО4 не проведенообучение в форме дополнительных инструктажей.

 С 06.05.2013г. в составе ОАО «Кировэнергосбыт» имеются филиалы, руководство которыми осуществляют директора филиалов.

 Обучение в форме дополнительного инструктажа с директорами филиалов 15.05.2013г. и 08.07.2013г. также не проведено.

 Отсутствие прохождения дополнительного обучения управляющим директором ФИО4 и директорами филиалов в порядке, установленном Положением, свидетельствует об отсутствии надлежащего осуществления в обществе внутреннего контроля.

 Согласно п.2 ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 №27 утверждено Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, пунктом 7 которого установлено, что сведения об организациях и (или физических лицах) включенных в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-3, 6, 7 п.2.1 ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, размещаются на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет, а так же публикуются в «Российской Газете».

 Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 N59 утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

 Пунктом 1.3 Положения установлено, что организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно (далее - «разовые» операции), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

 Согласно п.2.1 указанного Положения идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:

 установление определенных п.п.1 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;

 проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона;

 определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;

 выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

 оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;

 обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

 Согласно информации МРУ Росфинмониторинга по ПФО после изменения порядка доступа к Перечню лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, а именно после 01.02.2013г. Перечень просматривался и скачивался ОАО «Кировэнергосбыт» однократно 17.10.2013г., что свидетельствует об отсутствии работы по идентификации своих клиентов с Перечнем с 01.02.2013г. до 17.10.2013г., а также впоследствии.

 Довод ФИО1 о том, что при идентификации клиентов она имела право использовать только открытый Перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности, имеющийся на официальном сайте Росфинмониторинга, и не обязана была получать информацию по закрытому Перечню через личный кабинет, не имеет правового значения, так как неисполнение обязанности по идентификации юридических лиц выразилось не только в отсутствии сверки с указанным Перечнем.

 В соответствии с Правилами внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт» в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными 01.08.2012г., в целях идентификации юридических лиц компанией устанавливаются и фиксируются идентификационные сведения в анкете клиента, являющейся приложением к Правилам.

 В ходе проверки ФИО1 даны объяснения, что анкеты на юридических лиц не ведутся ввиду сбора пакета основных учредительных документов и фиксации идентификационных данных в договорах.

 Однако, помимо основных данных, предусмотренных п.п.1 п.1 ст.7 Федерального законаот 07.08.2001 N 115-ФЗ, Положением, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 №59, предусмотрены и другие обязательные этапы идентификации, в том числе сверка с Перечнем и фиксация результатов ее проведения, присвоение уровня риска клиенту.

 Отсутствие анкет, предусмотренных Правилами внутреннего контроляОАО «Кировэнергосбыт», и следовательнонеисполнение требований Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011№59, также свидетельствует об отсутствии внутреннего контроля в организации.

 В соответствии с программой оценки риска, предусмотренной Правилами внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт», к деятельности, подверженной повышенному риску осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, относятся клиенты, находящиеся на обслуживании в организации (срок, прошедший со дня принятия на обслуживание клиента) менее 1 года (п.8 приложения № 7 к правилам внутреннего контроля).

 Проверкой установлено, что в ОАО «Кировэнергосбыт» при принятии на обслуживание следующих клиентов, отвечающих признакам повышенной степени риска, повышенный уровень риска не присвоен и нигде не зафиксирован:

 10.04.2013г. ЗАО «КРОНА» (<данные изъяты>);

 17.10.2013г. ООО «Финансовые технологии» (<данные изъяты>). ООО «Финансовые технологии» зарегистрировано 07.12.2012г. (то есть менее чем за год до совершения финансовой операции), уставный фонд <данные изъяты> рублей, учредитель - нерезидент РФ, зарегистрированный в офшорной юрисдикции, при первичном заключении договоров за один календарный день предоставлено займов на сумму <данные изъяты> рублей.

 Отсутствие присвоения и фиксирования уровня риска клиентам подтверждает неисполнение в ОАО «Кировэнергосбыт» утвержденных 01.08.2012г. Правил внутреннего контроля, неосуществление внутреннего контроля в обществе.

 Возражение лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что общество не обязано подвергать внутреннему контролю, оценивать и присваивать степень риска своим контрагентам в процессе обычной хозяйственной деятельности обоснованно отклонен судом первой инстанции. В силу Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ правовой статус ОАО «Кировэнергосбыт» как организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе по приему платежей, обязывает общество принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в отношении всех своих контрагентов без исключения.

 В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Согласно приказам ОАО «Кировэнергосбыт» от 16.08.2011г. № 204 и от 01.08.2012г. №216 специальным должностным лицом, которое обязанообеспечивать соблюдение и реализацию в обществе правил внутреннего контроля и законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является заместитель руководителя управления финансов ФИО1

 19.03.2014г. в отношении ФИО1 ведущим специалистом-экспертом МРУ Росфинмониторинга по ПФО составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

 Доводы ФИО1 о нарушениях, допущенных должностным лицом административного органа при составлении протокола об административном правонарушении, отклоняю.

 Как следует из материалов дела уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ было получено ФИО1 и возвращено в МРУ Росфинмониторинга по ПФО 19.03.2014г. до составления в 17 час. 30 мин. протокола (л.д.179, 182, 185 т.3). В уведомлении права, предусмотренные ст.51 Конституции Российской Федерации, ст.25.1 КоАП РФ, в том числе права на представление доказательств, заявление ходатайств и отводов, пользования юридической помощью защитника, ФИО1 разъяснены.

 Получив уведомление ФИО1 ходатайства о перенесении срока составления протокола, иных ходатайств не заявила, в связи с чем протокол составлен в ее отсутствие в соответствии с положениями ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ.

 Доводы о сроке получения акта проверки не влекут отмену состоявшихся по делу постановлений, ввиду того, что акт проверки направлен ОАО «Кировэнергосбыт» в установленный Административным регламентом, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 06.06.2012 N192, трехдневный срок.

 Срок составления протокола об административном правонарушении законодательно не связан со сроком получения акта по результатам проверки.

 Фактические обстоятельства несоблюдения ФИО1 требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

 Данное деяние образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

 В целом доводы, изложенные в жалобе, были предметом проверки суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении судьи, оснований не согласиться с которой не имеется.

 Вопреки доводам жалобы, в материалы дела не представлено доказательств того, что ФИО1 приняты все зависящие от нее меры, направленные на соблюдение требований законодательства.

 Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

 Административное наказание назначено ФИО1 в наименьшем размере, установленном санкцией ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

 Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу постановлений, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

 Постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется.

 Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

 решил:

 постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО ФИО2 № 04-14/85/1 от 28 апреля 2014 года, решение судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 14 июля 2014 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

         Судья Кировского областного суда

   О.Н.Сметанина