ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-515/2014 от 28.08.2014 Кировского областного суда (Кировская область)

     Судья Мильчакова С.А.                                                             Дело № 7-515/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 г. Киров                                                                                     28 августа 2014 года

 Судья Кировского областного суда Опалев О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника управляющего директора ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 по доверенности ФИО2 на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу                               № № от 28 апреля 2014 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 14 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

 УСТАНОВИЛ:

 постановлением руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу № № от 28 апреля 2014 года управляющий директор ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что ей назначено наказание в виде <данные изъяты>.

 По результатам рассмотрения жалобы ФИО1 решением судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 14 июля 2014 года постановление руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу                               № № от 28 апреля 2014 года оставлено без изменения.

 В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник управляющего директора ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 по доверенности ФИО2 просит постановление руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу № № от                         28 апреля 2014 года и решение суда от 14 июля 2014 года отменить и прекратить производство по делу. Полагает, что протокол об административном правонарушении № № от 19 марта 2014 года необоснованно составлен в отсутствие привлекаемого лица. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1, назначенное на <дата> (понедельник) года в                                 <адрес>, получено ФИО1 в <адрес> <дата> (пятница), что лишило ее возможности воспользоваться правом, давать объяснения и знакомиться с материалами дела. Уведомление о времени и месте составления протокола не является надлежащим. Протокол об административном правонарушении от 24 <дата> в отношении ФИО1 составлен с грубыми нарушениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является недопустимым доказательством, что влечет отмену постановления о назначении административного наказания, вынесенного на основании указанного протокола. Акт проверки № № от <дата> направлен в адрес ОАО «Кировэнергосбыт» с копией протокола об административном правонарушении от <дата> и получен ОАО «Кировэнергосбыт»             <дата>, то есть после составления протоколов. На момент получения уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ФИО1 не обладала информацией о том, какие нарушения были выявлены в результате проверки, по каким фактам возбуждалось дело об административном правонарушении. Считает, что в действиях ФИО1 отсутствует событие административного правонарушения. Выводы Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу и суда о наличии у ФИО1 обязанности использовать при идентификации клиентов Перечень, доступ к которому возможен через личный кабинет, считает не основанным на нормах права. С открытым перечнем, размещенным на официальном сайте Росфинмониторинга и посредством «Российской газеты», сверка клиентов ОАО «Кировэнергосбыт» производилась, в связи с чем нарушения со стороны ФИО1 отсутствуют. ЗАО «Крона» и ООО «Финансовые технологии» не находятся на обслуживании в ОАО «Кировэнергосбыт», следовательно, его клиентами не являются, ОАО «Кировэнергосбыт» не обязано их идентифицировать. Предоставляя займы указанным лицам, общество осуществляло операции с собственными денежными средствами. Статья 5 Федерального закона                            № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» содержит исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, деятельность которых подконтрольна Федеральному закону № 115-ФЗ от 07.08.2001. Вместе с тем ОАО «Кировэнергосбыт» ни к одной из указанных организации не относится, являясь оператором по приему платежей.                 По мнению заявителя жалобы, на иную деятельность, кроме как в качестве оператора по приему платежей, действие Федерального закона                            № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не распространяется. ФИО1 как управляющий директор, осуществляя текущее руководство деятельностью ОАО «Кировэнергосбыт» предпринимала необходимые организационные меры по соблюдению возглавляемой ею организацией требований законодательства о противодействии организации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в том числе по идентификации клиентов.

 В отзыве на жалобу МРУ Росфинмониторинга по ПФО полагал постановление от 28 апреля 2014 года № № и решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 14 июля 2014 года, подлежащими оставлению без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

 Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения защитника управляющего директора ОАО «Кировэнергосбыт» по доверенности ФИО3, поддержавшую требования и доводы жалобы, прихожу к следующему.

 Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи.

 Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, обеспечивающие предупреждение, выявление и пресечение деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, объективную сторону (событие административного правонарушения) образует нарушение требований нормативных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в виде их неисполнения (бездействие).

 Правовой механизм такого противодействия установлен Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 Статьей 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определено, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

 В соответствие со статьей 3 Закона №115-ФЗ определены понятия: внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

 В силу статьи 2 Закона № 115-ФЗ его действие распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения.

 К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе операторы по приему платежей (статья 5 Закона №115-ФЗ). Указанные лица обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Согласно пункту 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.

 При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.2003                № 27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведений организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» установлено, что сведения об организациях и (или физических лицах) включенных в перечень по основаниям предусмотренным подпунктами 1-3, 6, 7 пункта 2.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ, размещаются на официальном сайте Росфинмониторинга в сети интернет, а так же публикуются в «Российской Газете».

 Пунктом 1.3 Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» установлено, что организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно (далее - «разовые» операции), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

 Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 установлена обязанность в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок организации оценивать и присваивать клиенту степень (уровень) риска (пункт 2.12).

 Как усматривается из протокола об административном правонарушении от <дата>, в результате рассмотрения акта выездной проверки от <дата> № № исполнения ОАО «Кировэнергосбыт» требований Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» за период с <дата> по                                <дата> установлено, что ОАО «Кировэнергосбыт» с                      <дата> является оператором по приему платежей. В период с                  <дата> по <дата> управляющим директором ФИО1 в ОАО «Кировэнергосбыт» не исполнялось законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, а именно:

 1) В соответствии с приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

 В перечень, работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включаются следующие сотрудники:

        а) руководитель организации;

 б) руководитель филиала организации;

 в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

 г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо);

 д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;

 е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);

 ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;

 з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

 В нарушение требований Приказа Росфинмониторинга от                  03.08.2010 № 203 в число сотрудников, обязанных проходить обучение, не включены юристы филиалов общества, несмотря на фактическое наличие сотрудников на указанных должностях, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении требований по подготовке и обучению кадров;

 2) В соответствии с приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение надлежит проводить в том числе в форме дополнительного инструктажа.

 Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:

 при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

 при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;

 при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

 при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

 В нарушение Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 обучение в форме дополнительных инструктажей с <дата>,                    <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> с управляющим директором общества ФИО1 не проводилось. Обучение в форме дополнительного инструктажа с директором филиала <дата> и <дата> также не проведено;

 3) Согласно пункту 2.1 Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011             № 59 Идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:

 установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;

 проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;

 оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;

 обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

 В нарушение пункта 2.1 Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011             № 59 после изменения порядка доступа к Перечню лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, а именно после <дата> Перечень просматривался и скачивался ОАО «Кировэнергосбыт» однократно - <дата>, что свидетельствует о факте отсутствия работы по идентификации своих клиентов с Перечнем с <дата> по <дата>, а также впоследствии, поскольку лишь за <дата> Перечень актуализировался дважды. В ОАО «Кировэнергосбыт» при принятии на обслуживание таких клиентов как ЗАО «КРОНА», ООО «Финансовые технологии», отвечающих признакам повышенной степени риска, уровень риска как повышенный не присвоен и не зафиксирован.

 Вместе с тем постановлением руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу№ № от 28 апреля 2014 года установлено, что согласно пункту 3 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 в Перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, должен быть включен в частности руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации. Согласно штатному расписанию                                     ОАО «Кировэнергосбыт» в филиалах организации отсутствуют руководители юридических подразделений филиалов, в связи с чем сделан вывод о том, что управляющим директором ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 не допущено нарушения в части не включения юристов филиалов в перечень сотрудников, обязанных проходить обязательную подготовку и обучение. Данный эпизод исключен из числа вменяемых управляющему директору               ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1

 Поскольку в протоколе об административном правонарушении не указано, в каких случаях дополнительный инструктаж не проводился, данный эпизод также исключен из числа вменяемых управляющему директору               ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1

 В то же время материалами дела подтверждается, что на момент проведения проверки клиентам заявителя, а именно: ЗАО «Крона» и                       ООО «Финансовые технологии», отвечающих признакам повышенной степени риска, уровень риска как повышенный не присвоен и не зафиксирован документально.

 Обществом на протяжении длительного времени с <дата> по <дата> не проводилась проверка наличия либо отсутствия в отношении своих клиентов сведений о принадлежности их к экстремистской деятельности или терроризму путем получения (скачивания) информации из Перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности через личный кабинет на официальной сайте Рофинмониторинга в сети Интернет.

 Указанные обстоятельства правомерно квалифицированы должностным лицом как нарушение Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ                   «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 №59, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Довод жалобы о том, что в действиях управляющего директора               ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 отсутствует событие административного правонарушения, поскольку при идентификации клиентов она должна была пользоваться только открытым Перечнем лиц причастных к экстремистской деятельности и не обязана получать информацию по закрытому Перечню через личный кабинет, отклоняется судом как основанный на ошибочном толковании закона. Подпункты 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Закона № 115, в которых содержатся сведения о лицах, подлежащих идентификации в рамках внутреннего контроля, изъяты из свободного доступа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 №27 и могут быть получены только через получение электронных данных в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет. Учитывая изложенное, вывод должностного лица о том, что обществом не предпринят полный комплекс мер по получению информации о лицах причастных к экстремистской деятельности, в целях идентификации своих клиентов, является обоснованным.

 Довод заявителя жалобы об отсутствии обязанности, подвергать внутреннему контролю, оценивать и присваивать степень риска своим контрагентам в процессе обычной хозяйственной деятельности (ЗАО «Крона» и ООО «Финансовые технологии») также отклоняется судом, поскольку не основан на положениях Закона №115-ФЗ: правовой статус                                        ОАО «Кировэнергосбыт» как организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом обязывает общество принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в отношении всех своих контрагентов без исключения по осуществлению внутреннего контроля и идентификации их относительно лиц, указанных в Перечне.

 Фактические обстоятельства несоблюдения ФИО1 требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Таким образом, в действиях управляющего директора                                  ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 должностным лицом и судом при производстве по делу об административном правонарушении установлены все признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, должностное лицо привлечено к административной ответственности в установленный срок.

 Довод жалобы о том, что административным органом не предприняты необходимые и достаточные меры по заблаговременному извещению привлекаемого к ответственности лица о составлении протокола об административном правонарушении суд находит не обоснованным. Представленными в материалы дела документами подтверждается, что должностное лицо заблаговременно извещено о составлении протокола об административном правонарушении, право заявлять ходатайства разъяснено, доказательств того, что заявитель этим правом воспользовался материалы дела не содержат. Период времени с момента извещения лица о составлении протокола до его фактического составления (с <дата> до                                   <дата>), суд находит достаточным для обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол, гарантий предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По тем же основаниям суд не принимает во внимание довод заявителя о нарушении его прав на защиту невручением акта проверки до момента составления протокола. Получение заявителем акта проверки от <дата> после составления протокола об административном правонарушении не является обстоятельством, подтверждающим нарушение процессуальных гарантий права заявителя на защиту.

 Вопреки доводам жалобы, в материалы дела не представлено доказательств того, что ФИО1 приняты все зависящие от нее меры, направленные на соблюдение требований законодательства.

 В целом доводы, изложенные в жалобе, были предметом проверки суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении судьи, оснований не согласиться с которой не имеется.

 Должностному лицу назначено административное наказание в виде предупреждения, с учетом положений статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что отвечает характеру совершенного административного правонарушения.

 Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, не усматривается.

 Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 РЕШИЛ:

 постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу                               № № от 28 апреля 2014 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 14 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника управляющего директора ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.

         Судья

 Кировского областного суда

   О.М. Опалев