ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-515/2021 от 29.11.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Сентякова Н.А. Дело № 7-515/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 29 ноября 2021 года жалобу начальника бюро оперативного планирования и оплаты труда планового экономического отдела АО «<данные изъяты>» Л.Н.Л. на решение судьи Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 10 сентября 2021 года, которым постановление заместителя начальника Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения Федеральной антимонопольной службы России от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника бюро оперативного планирования и оплаты труда планового экономического отдела АО «<данные изъяты>» Л.Н.Л. отменено, дело направлено на новое рассмотрение,

установил:

постановлением заместителя начальника Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения Федеральной антимонопольной службы России .7.2-77/2021 от 26 апреля 2021 года производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении начальника бюро оперативного планирования и оплаты труда планового экономического отдела АО «<данные изъяты>» Л.Н.Л. по факту административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено за отсутствием события и состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, и.о. Удмуртского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Л.Н.Л.. подан протест.

Решением судьи Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 10 сентября 2021 года постановление по делу об административном правонарушении от 26 апреля 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации.

Не согласившись с решением судьи районного суда, начальник бюро оперативного планирования и оплаты труда планового экономического отдела АО «<данные изъяты>» Л.Н.Л.. обратилась с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики. Просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что районным судом при вынесении решения не указано какой именно ущерб общественным интересам нанесло совершенное деяние, отчеты не могли повлиять на формирование сводных данных об исполнении государственного оборонного заказа, а также тем, что в настоящее время срок давности привлечения ее к административной ответственности истек.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Как установлено судом из материалов дела, Акционерное общество «<данные изъяты>» (далее АО «<данные изъяты>») согласно приказам Минпромторга России от 29.11.2019 № 4485, от 26.06.2020 № 2036 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, и отраслевого распределения интегрированных структур, осуществляющих свою деятельность в отраслях промышленности, относящихся к сфере ведения Минпромторга России, и их состава» было включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса до 03.11.2020.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 № 1709-72 «О государственном оборонном заказе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» АО «<данные изъяты>» обязано было ежеквартально предоставлять в ФАС России отчеты о ходе выполнения и финансирования заданий государственного оборонного заказа в 2020 году по установленной ФАС России форме (форма отчета 1-ГОЗ: страницы 1, 2, 3).

В адрес АО «<данные изъяты>» 07.04.2020 поступило требование ФАС России от 20.03.2020 № ДФ/22599-ДСП/20 о необходимости ежеквартального представления отчетов по форме 1-ГОЗ.

В требовании указано, в том числе, что квартальный отчет по форме 1 -ГОЗ за 3 месяца (страницы 1 и 2 отчета) представляется в ФАС России в бумажном виде и в электронном виде (в формате Excel) с сопроводительным письмом до 5 апреля, квартальные отчеты за 6, 9, 12 месяцев предоставляются в том же порядке в срок до 5 июля, 5 октября, 20 января.

В случае отсутствия у организации обязательств по исполнению заданий государственного оборонного заказа, предусмотренных государственными контрактами и /или контрактами, она не освобождается от ежеквартального предоставления в ФАС России в установленные сроки отчета в виде: информационного письма об отсутствии указанных обязательств. При этом страница 3 отчета по форме 1-ГОЗ должна предоставляться организацией ОПК ежеквартально в установленные сроки.

АО «<данные изъяты>» отчет по форме 1-ГОЗ в виде информационного письма об отсутствии указанных обязательств за 9 месяцев 2020 года направлен в ФАС России почтой 11 ноября 2020 года за дсп, то есть с нарушением установленных сроков.

10 марта 2021 года Удмуртским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в отношении должностного лица АО «<данные изъяты>» Л.Н.Л. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП РФ.

Постановление и материалы к нему направлены на рассмотрение в ФАС России.

Постановлением заместителя начальника Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ по делу .7.2-77/2021 производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица АО «<данные изъяты>» Л.Н.Л. прекращено в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.

В постановлении о прекращении производства по делу должностным лицом сделан вывод, что должностное лицо АО «<данные изъяты>» Л.Н.Л. направила в ФАС России письмо исх. от 11.11.2020 дсп, которое является сопроводительным письмом к представляемым сведениям о финансово-экономическом состоянии организации за 9 месяцев 2020 года (страницы 3 отчета по форме 1-ГОЗ) и не является отчетом по форме 1-ГОЗ (страницы 1, 2 отчета) в виде информационного письма об отсутствии обязательств по исполнению заданий государственного оборонного заказа, который должен быть представлен до 05 октября 2020 года.

ФАС России сделан вывод о том, что направленное АО «<данные изъяты>» в ФАС России письмо исх. от 11.11.2020 дсп является сопроводительным письмом к представляемым сведениям о финансово-экономическом состоянии организации за 9 месяцев 2020 года (страница 3 отчета по форме 1-ГОЗ) и не является отчетом по форме 1-ГОЗ в виде информационного письма об отсутствии обязательств по исполнению заданий государственного оборонного заказа, предусмотренных государственными контрактами и/или контрактами, по результатам работы за 9 месяцев 2020 года, в связи, с чем факт направления АО «<данные изъяты>» в ФАС России указанного письма не может являться доказательством несвоевременного представления АО «<данные изъяты>» информационного письма об отсутствии обязательств по исполнению заданий государственного оборонного заказа, предусмотренных государственными контрактами и/или контрактами, по результатам работы за 9 месяцев 2020 года.

Несогласие прокурора с постановлением о прекращении производства об административном правонарушении послужило основанием для его обращения в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что содержащийся в оспариваемом постановлении вывод об отсутствии в действиях (бездействии) АО «<данные изъяты> события правонарушения является неправомерным.

Согласно ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа, либо представление заведомо недостоверных информации и документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц -от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа установлены Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Частью 1 статьи 15.3 данного Федерального закона установлено, что государственные заказчики, федеральные органы исполнительной власти, иные осуществляющие в установленном порядке функции указанных органов органы или организации, юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в контролирующий орган (его должностным лицам) в установленный срок по мотивированному требованию необходимые контролирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО «<данные изъяты>» направлено письмо ФАС России о представлении отчета по форме 1-ГОЗ от 20.03.2020 № ДФ/22599-ДСП/20, в котором указано на необходимость представления отчета по форме 1-ГОЗ (страница 1 и 2 отчета) по результатам работы, в том числе за 6, 9 месяцев 2020 года до 05.07.2020, 05.10.2020 с сопроводительным письмом.

Требованием ФАС России также установлено, что в случае отсутствия у организации ОПК обязательств по исполнению заданий ГОЗ, предусмотренных государственными контрактами и/или контрактами, она не освобождается от ежеквартального представления в ФАС России в установленные сроки отчета в виде: информационного письма об отсутствии указанных обязательств. При этом страница 3 отчета по форме 1-ГОЗ должна представляться организацией ОПК ежеквартально в установленные сроки.

В нарушение указанного, должностным лицом АО «<данные изъяты>» Л.Н.Л. направлен 11 ноября 2020 года за дсп в ФАС России отчет по форме 1-ГОЗ в виде информационного письма об отсутствии контрактов по исполнению государственного оборонного заказа за 9 месяца 2020 года, то есть указанные отчеты направлены с нарушением установленного срока.

Указанное, как правомерно отмечено судом первой инстанции, свидетельствует о наличии в действиях должностного лица состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, Верховный Суд Удмуртской Республики отмечает, что в силу статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ, составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Как ранее было указано, сроки предоставления информационных писем содержатся в требовании ФАС России от 20.03.2020 №ДФ/22599-ДСП/20 о необходимости ежеквартального представления отчетов по форме 1-ГОЗ, направленном ФАС России в адрес АО «<данные изъяты>». В требовании указано, что информационное письмо об отсутствии обязательств по исполнению заданий ГОЗ за 9 месяцев предприятию следовало предоставить в срок до 5 октября 2020 года.

Таким образом, годичный срок привлечения предприятия к административной ответственности за несвоевременное предоставление в ФАС России информационного письма за 9 месяцев 2020 года истек 6 октября 2021 года.

Как справедливо указал Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики, на момент вынесения решения по делу годичный срок привлечения должностного лица АО «<данные изъяты>» Л.Н.Л. к административной ответственности по ч.2 ст. 19.7.2 КоАП РФ по эпизоду за 9 месяцев 2020 года не истек.

Вместе с тем, на момент рассмотрения в Верховном Суде Удмуртской Республики настоящей жалобы, срок давности привлечения должностного лица АО «<данные изъяты>» Л.Н.Л. к административной ответственности (один год со дня обнаружения административного правонарушения), установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по ч.2 ст.19.7.2 КоАП РФ по эпизоду за 9 месяцев 2020 года для данной категории дел, истек.

Учитывая данные обстоятельства, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 -30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Удмуртской Республики

решил:

решение судьи Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 10 сентября 2021 года изменить, изложить резолютивную часть решения судьи в следующей редакции:

«постановление заместителя начальника Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения Федеральной антимонопольной службы России от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника бюро оперативного планирования и оплаты труда планового экономического отдела АО «<данные изъяты>» Л.Н.Л. отменить, производство по делу прекратить».

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, через суд, вынесший решение.

Судья Г.Р. Багаутдинова