ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-517/19 от 03.07.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-517/2019

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 03 июля 2019 года

Судья Ленинградского областного суда Рябинин К.В.,

при секретаре Степановой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Норман СПб» ФИО1 на постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 06 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 06 мая 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Норман СПб» (далее – ООО «Норман СПб», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе генерального директора ООО «Норман СПб» ФИО1 содержится просьба об отмене постановления в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что в нарушение требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственники и законные владельцы <адрес> в <адрес>, включая и ООО «Норман СПб», не были извещены о включении данного дома в перечень выявленных объектов культурного наследия. С учетом этого, ООО «Норман СПб» как и арендодателю не было известно о том, что данный дом включен в указанный перечень. Кроме этого, надписи на фасаде здания были размещены иным лицом.

Защитник ООО «Норман СПб» в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Норман СПб», прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

На основании части 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с п.8 ст.16.1 Федерального закона № 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (п.9 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления (п.9 ст.16.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

После принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы (п.1 ст.18 Федерального закона № 73-ФЗ).

Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия (п.8 ст.18 Федерального закона № 73-ФЗ).Региональный орган охраны объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия направляют письменное уведомление собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, о принятии решения о включении такого объекта в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения (п.14 ст.18 Федерального закона № 73-ФЗ).

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что региональный орган охраны объектов культурного наследия обязан первоначально уведомить собственника или законного владельца выявленного объекта культурного наследия о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, после чего у собственника или законного владельца данного объекта возникает обязанность по выполнению определенных пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия. Затем, после принятия решения о включении такого выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации региональный или федеральный орган охраны объектов культурного наследия направляет собственнику или законному владельцу данного объекта письменное уведомление о принятии данного решения.

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении по результатам проверки, проведенной 21 февраля 2019 года, содержания объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом с магазинами П.Ю. Песонена» (приказ комитета по культуре Ленинградской области от 01.03.2018 № 01-03/18-28), расположенного по адресу <адрес>, установлено, что ООО «Норман СПб» допустило проведение работ по установке информационных надписей на фасаде (с лицевой стороны) вышеуказанного объекта культурного наследия без согласования проектной документации с уполномоченным органом в сфере охраны объектов культурного наследия, что повлекло изменение облика, интерьера объекта культурного наследия.

Согласно материалам дела ООО «Норман СПб» на основании договора аренды от 01 февраля 2017 года № А/2017-10 арендует нежилое помещение общей площадью 119,2 кв.м в доме по адресу <адрес>. Арендодателем нежилого помещения является ИП ФИО2

Из приказа Комитета по культуре Ленинградской области от 01.03.2018 № 01-03/18-28 следует, что дом 12 по Ленинградскому шоссе в г,Выборге Ленинградской области был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по культуре Ленинградской области от 1 декабря 2015 года N 01-03/15-63, как выявленный объект культурного наследия "Жилой дом с магазинами б. а/о "Каннас".

Приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 01.03.2018 № 01-03/18-28 выявленный объект культурного наследия "Жилой дом с магазинами б. а/о "Каннас", расположенный по адресу: <адрес>, вид объекта - памятник, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения с наименованием "Жилой дом с магазинами П.Ю.Песонена".

В соответствии с п.5 вышеуказанного приказа на отдел по осуществлению полномочий Ленинградской области в сфере объектов культурного наследия департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области возложена обязанность по направлению письменного уведомления собственнику или иному законному владельцу памятника о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Между тем, в материалах дела нет каких-либо доказательств о выполнении региональным органом охраны объектов культурного наследия установленных п.8 ст.16.1 и п.14 ст.18 Федерального закона № 73-ФЗ требований о направлении собственникам или законным владельцам выявленного объекта культурного наследия, а затем объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующих уведомлений.

Принимая во внимание, что в силу п.9 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления, в действиях ООО «Норман СПб» отсутствует вина в совершении административного правонарушения. предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, так как данному лицу как и его арендодателю не было известно о включении <адрес> в <адрес> первоначально в перечень выявленных объектов культурного наследия, а затем в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В связи с отсутствием вины ООО «Норман СПб» в совершенном правонарушении, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 06 мая 2019 года подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 06 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Норман СПб» отменить. Производство по делу прекратить.

Судья

Судья Швецова Н.В.