ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-517/20193И от 03.07.2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

судья - Ганин С.В.

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск дело № 7-517/2019 3 июля 2019 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,

с участием представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО2 на решение Кондинского районного суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 25 апреля 2019 года, которым постановление * начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 15 октября 2018 года о привлечении юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.32, ч.4 ст.8.25 КоАП РФ – оставлено без изменения, а жалоба представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» – без удовлетворения,

установил:

Постановлением * начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 15 октября 2018 года ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 8.32 и ч.4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 41 000 рублей, за то, что Обществом нарушен п. «а» ч.13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417. В ходе плановой выездной проверки, в отношении Общества на основании распоряжения руководителя * от ** было установлено, что на основании договора аренды лесного участка * от * Общество использует лесной участок под объект: «месторождение песка * г на *». Арендуемый лесной участок площадью - 97,3801 га. Согласно договору аренды *-ДА от * арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов. Кроме того, проектом освоения лесов, утвержденным ООО «ЛУКОЙЛ- Западная Сибирь» предусмотрено создание минерализованных полос (уход за минерализованными полосами) по периметру площадных объектов на участках, граничащих с лесом - квартал *, в том числе ежегодное обновление минерализованных полос, (таблица 5.2.1). Однако проверкой установлено отсутствие минерализованных полос по периметру указанных участков, чем нарушены правила пожарной безопасности в лесах и условия договора аренды лесного участка.

Не согласившись с вынесенным постановлением представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» обратился в суд первой инстанции с жалобой.

Решением Кондинского районного суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 25 апреля 2019 года постановление * начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 15 октября 2018 года о привлечении юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.32, ч.4 ст.8.25 КоАП РФ – оставлено без изменения, а жалоба представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО2 просит отменить решение суда и признать незаконным постановление должностного лица Природнадзора Югры, мотивируя жалобу тем, что Общество уже привлечено к ответственности за данные правонарушения постановлением Природнадзора Югры * от 15.10.2018 года, хотя закон запрещает двойное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение.

В судебном заседании представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО1 поддержала жалобу в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и постановления должностного лица с прекращением производства по делу в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

Так, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ на момент рассмотрения дела судом первой инстанции была предусмотрена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.

В данном случае правонарушения являются длящимися, так как юридическим лицом не принимались длительное время меры к обустройству карьера на лесном участке минерализованной полосой.

Согласно рассматриваемому постановлению о назначении административного наказания * года, в результате проверки ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» * был составлен акт проверки * от 30.08.2018 года. Проверкой установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» с Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-* заключен договор аренды лесного участка *-ДА от 08.09.2016 года об использовании лесного участка под объект «Месторождение песка * на Толумском лицензионном участке». Проектом освоения лесов предусмотрена обязанность ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» регулярной очистки используемых лесов, создание минерализованных полос по периметру площадных объектов, а также регулярное проведение очистки леса от захламления строительными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором. * в 14.03 в ходе проверки было установлено отсутствие минерализованных полос по периметру площадных объектов, граничащих с лесом в кварталах 217, 219, чем нарушены Правила пожарной безопасности в лесах и условия договора аренды лесного участка.

Кроме того, согласно материалов дела (т.2 л.д 13-22) постановлением начальника Кондинского отдела Природнадзора Югры ФИО3 * от 15.10.2018 года ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.32, ч.4 ст.8.25, ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ. Согласно указанному постановлению, в результате проверки ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Природнадзором Югры был составлен акт проверки * от 30.08.2018 года. Проверкой установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» с Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры заключен договор аренды лесного участка *-ДА от * об использовании лесного участка под объект «Месторождение песка * на *». Проектом освоения лесов предусмотрена обязанность ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» регулярной очистки используемых лесов, создание минерализованных полос по периметру площадных объектов, а также регулярное проведение очистки леса от захламления строительными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором. * в * в ходе проверки было установлено засорение и загрязнение территории лесного участка бытовыми и древесными отходами в квартале *, чем нарушены Правила пожарной безопасности в лесах, Правила санитарной безопасности в лесах и условия договора аренды лесного участка.

Из указанных постановлений Природнадзора Югры * и *, от *, следует что ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» дважды привлечено к ответственности за одни и те же правонарушения, в частности за нарушение Правил пожарной безопасности (ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ) на лесном участке, переданном ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» под объект «Месторождение песка * на *» по договору аренды *-ДА от * и за нарушение условий договора аренды лесного участка * от 08.09.2016 года в части обязанности соблюдать правила пожарной безопасности на арендуемом лесном участке (ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ).

Указанными действиями (бездействием) ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» совершено одно правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах), выразившееся в отсутствии обустройства месторождения песка минерализованными противопожарными полосами и засорение, непроведение очистки лесного участка от древесных и бытовых отходов, а также совершено одно, правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, выразившееся в нарушении условий договора аренды лесного участка * от 08.09.2016 года в части обязанности соблюдать правила пожарной безопасности на арендуемом лесном участке.

Указанные действия охватываются одним составом ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ и одним составом ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ (в настоящее время утратила силу), так как указанные нарушения Правил пожарной безопасности были выявлены в один момент (то есть правонарушение совершено в одно и то же время – в момент выявления проверкой длящегося правонарушения), в ходе одной проверки, совершены в одном и том же месте – на одном и том же лесном участке, арендуемом по одному и тому же договору, нарушены условия одного и того же договора.

Соответственно, выявленные в ходе одной проверки нарушения Правил пожарной безопасности должностным лицом Природнадзора Югры должны были быть квалифицированы как одно правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ и как одно правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ. Действия административного органа, привлекающего юридическое лицо к ответственности за каждое отдельное нарушение Правил пожарной безопасности в лесах на одном и том же арендуемом лесном участке по отдельному постановлению по ч.1 ст. 8.32, ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, с назначением отдельного наказания по каждому нарушению Правил пожарной безопасности, основано на неверном толковании норм права.

Нарушения Правил пожарной безопасности в выявлены в ходе проведения одной проверки, совершены в одно и то же время – в момент проведения проверки (момент выявления длящегося правонарушения), на одном и том же лесном участке, все правонарушения предусмотрены одной и той же частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах в момент проведения проверки (момент выявления длящегося правонарушения), все правонарушения предусмотрены одной и той же частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ. ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» совершено одно административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и одно административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы суда первой инстанции о том, что засорение леса бытовыми и древесными отходами совершено путем действия, а необустройство карьера минерализованными полосами совершено путем бездействия, основаны на неверном толковании норм права. Так, ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах. Для данного состава правонарушения не имеет значения, совершается ли оно путем действия или путем бездействия, так как правила пожарной безопасности в лесах могут быть нарушены и действиями, и бездействием. Важен лишь факт нарушения правил пожарной безопасности на лесном участке.

Кроме того, из постановления *, следует, что время совершения правонарушения (засорение леса бытовыми и древесными отходами) Природнадзором Югры не установлено и данное правонарушение рассматривается административным органом как длящееся и совершенное * (по итогам проведенной проверки). Кроме того, из постановления Природнадзора Югры *, следует, что в вину Обществу также вменяется нарушение условий проекта освоения лесов, заключающееся в непроведении регулярной очистки лесов, просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, древесными и бытовыми отходами.

Указанное непроведение очистки леса от захламления древесными и бытовыми отходами является ничем иным как бездействием.

В связи с изложенным все указанные нарушения правил пожарной безопасности в лесах охватываются одним составом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ и одним составом ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ.

Так как ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» постановлением начальника Кондинского отдела Природнадзора Югры ФИО3 * от 15.10.2018 года уже привлечено к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности на данном лесном участке и за нарушение условий договора аренды данного лесного участка, то дальнейшее привлечение Общества постановлением начальника Кондинского отдела Природнадзора Югры ФИО3 * от 15.10.2018 года к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности на этом же лесном участке и за нарушение условий договора аренды этого же лесного участка, выявленные в ходе одной и той же проверки, является недопустимым в связи с тем, что влечет неоднократное привлечение к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

Указанные существенные нарушения требований КоАП РФ влекут отмену постановления должностного лица и решения суда первой инстанции с прекращением производства по делу в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,

решил:

Решение Кондинского районного суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 25 апреля 2019 года в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.32, ч.4 ст.8.25 КоАП РФ – отменить.

Постановление начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3 * от 15.10.2018 года о назначении административного наказания юридическому лицу ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.32, ч.4 ст.8.25 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.32, ч.4 ст.8.25 КоАП в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» – прекратить по основанию, предусмотренному п.7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов

*

*

*