Судья Богзыкова Е.В. № 7-51/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,
при секретаре Клиповой Д.В.,
с участием ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО5 на постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО5,
у с т а н о в и л:
22 мая 2018 года старшим инспектором ОИАЗ УМВД России по г. Элисте ФИО1 в отношении ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 24).
Согласно указанному протоколу, 19 мая 2018 года с 11 часов 20 минут до 12 часов 45 минут у мемориала «Исход и Возвращение», расположенном на перекрестке улиц Н.С.Хрущева и ФИО6 г. Элисты, ФИО5 организовал и провел публичное мероприятие в форме митинга, в котором принимало участие примерно 50 человек, без предварительного согласования с Администрацией г. Элисты места и времени проведения мероприятия, в нарушение п. 1 ч. 4, ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 мая 2018 года действия ФИО5 переквалифицированы с части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 11000 рублей
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, ФИО5 просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает на то, что суд не дал должной оценки действиям республиканской власти и администрации г. Элисты, фактически воспрепятствовавшим проведению съезда ойрат-калмыцкого народа.
В судебном заседании ФИО5 доводы жалобы поддержал.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ).
Организатор публичного мероприятия вправе проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (часть 3 статьи 5).
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
При этом в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемое количество участников публичного мероприятия, формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия, фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона, фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (часть 3 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 года
№ 385-IV-3 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Калмыкия» уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в местную администрацию муниципального образования, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Положениями части 5 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Как усматривается из материалов дела, 8 мая 2018 года в администрацию г. Элисты поступило письменное обращение исполкома Чуулhн-Съезда ойрат-калмыцкого народа, подписанное ФИО5, ФИО2, ФИО3, о том, что 19 мая 2018 года в г. Элисте состоится второй Чуулhн-Съезд ойрат-калмыцкого народа. Дата и время проведения: 19 мая 2018 года с 10 до 16 часов. Приглашают главу администрации принять участие в Чуулhн-Съезде. Просят оказать содействие в аренде помещения для проведения Чуулhн-Съезда ойрат-калмыцкого народа, рассмотреть кинотеатр «Родина» и другие возможные и подходящие варианты. Для направления ответа заявители указали адрес: <Данные изъяты>, контактные телефоны (л.д. 22).
Письмом от 14 мая 2018 года Администрация г. Элисты, рассмотрев уведомление о проведении второго Чуулhн-Съезда ойрат-калмыцкого народа 19 мая 2018 года в здании МБУ «Культурный центр «Родина», сообщила ФИО5, ФИО2 о том, что в МБУ «Культурный центр «Родина» проводятся работы по устранению выявленных по представлению прокурора г. Элисты нарушений пожарной безопасности, организация культурно-массовых мероприятий приостановлена. В связи с чем, проведение заявленного мероприятия в МБУ «Культурный центр «Родина» не представляется возможным. Иных подходящих для проведения мероприятия помещений в муниципальной собственности не имеется (л.д. 23).
Как следует из материалов дела, 19 мая 2018 года в период времени с 11 часов 20 минут до 12 часов 45 минут у мемориала «Исход и Возвращение», расположенного на перекрестке улиц Н.С.Хрущева и ФИО6 г. Элисты, ФИО5 в нарушение установленного Федеральным законом № 54-ФЗ порядка организации либо проведения митинга, организовал и провел публичное мероприятие - второй Чуулhн-Съезд ойрат-калмыцкого народа в форме митинга в месте, не согласованном с Администрацией г. Элисты.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 24), рапортом старшего инспектора отделения ИАЗ УМВД России по г. Элисте ФИО1 от 19 мая 2018 года (л.д. 6), протоколами осмотра мест происшествий и фототаблицей (л.д.7-11), копией решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 мая 2018 года о запрете эксплуатации здания МБУ «Культурный центр «Родина» до устранения нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности (л.д. 17-18), копией сообщения исполкома Чуулhн-Съезда ойрат-калмыцкого народа (л.д. 22), письмом администрации г. Элисты от 14 мая 2018 года (л.д. 23), объяснениями ФИО5, показаниями свидетелей ФИО2, ФИО3, ФИО4 и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющимися по делу доказательствами подтверждается, что ФИО5, зная о несогласованности места публичного мероприятия, организовал и провел публичное мероприятие - второй Чуулhн-Съезд ойрат-калмыцкого народа в форме, соответствующей митингу.
Действия ФИО5, выразившиеся в нарушении организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, судья обоснованно счел неправильной квалификацию совершенного ФИО5 и описанных выше действий, и квалифицировал их по части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что суд не дал должной оценки действиям республиканской власти и администрации г. Элисты, фактически воспрепятствовавшим проведению съезда ойрат-калмыцкого народа, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные действия не исключают необходимости соблюдения порядка организации и проведения публичного мероприятия, характер действий властей в данном случае не влияет на квалификацию совершенного правонарушения.
Утверждения ФИО5 в настоящем судебном заседании о том, что он не является организатором публичного мероприятия, являются несостоятельными. Так, из письменных объяснений самого ФИО5 следует, что именно он организовал и вел данное мероприятие. Данное обстоятельство подтверждается и показаниями свидетеля ФИО1 о том, что мероприятие проводилось под руководством ФИО5, являющегося одним из организаторов съезда ойрат-калмыцкого народа. Оснований ставить под сомнение достоверность объяснений ФИО5 и показания свидетеля ФИО1 не имеется, поскольку они согласуются между собой и с другими имеющимися по делу доказательствами.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ФИО5 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО5 в пределах санкции части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 данного Кодекса, с учетом характера административного правонарушения, личности виновного и других, имеющих правовое значение обстоятельств данного дела, является обоснованным и справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Калмыкия
р е ш и л:
постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО5 оставить без изменения, жалобу ФИО5 - без удовлетворения.
Судья Л.М. Кутланова