ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-51/2023 от 19.10.2023 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Савельева Е.В. № 7-51/2023

РЕШЕНИЕ

г. Элиста 19 октября 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Корниенко Т.А., с участием ФИО1 и его защитника Бадмаева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 и его защитника Бадмаева В.А на постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 сентября 2023 г. по делу № * об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ,

установил:

постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 сентября 2022 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

В жалобе ФИО1 и его защитник Бадмаев В.А. просят признать протокол об административном правонарушении недействительным доказательством, постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывают, что ФИО1 вменяется не разрешенная законом агитация, указано об оповещении им неопределенного круга лиц о митинге, вместе с тем в протоколе об административном правонарушении не отражено, какие именно пункты частей 4 и 10 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" нарушены ФИО1, при этом суд первой инстанции не разграничивает понятия оповещения и агитации. Приводя положения ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 10 данного Федерального закона, считают, что на оповещение не имеется запретов, в то время как агитацию можно проводить после согласования с администрацией. В данном случае требования ст. 4 приведенного Федерального закона ФИО1 не нарушены, следовательно, оснований для его привлечения к административной ответственности не имелось. Исходя из изложенного, полагают, что суд должен был применить положения ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ о толковании неустранимых сомнений в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник Бадмаев В.А. поддержали доводы жалобы, просили прекратить производство в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении - инспектор ОИАЗ Управления МВД России по г. Элисте ФИО2, представитель УМВД России по г. Элисте, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, в том числе видеозапись на СD-диске (л.д. 38), прихожу к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

При этом согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 и 9 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее также – Федеральный закон № 54-ФЗ).

Указанным законом предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится организация публичного мероприятия, которой предусматривается оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ) и уведомление о проведении публичного мероприятия, которое организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Согласно протоколу об административном правонарушении * от 24 августа 2023 г., составленному инспектором ОИАЗ Управления МВД России по г. Элисте ФИО2, ФИО1, являясь организатором публичного мероприятия в форме митинга, проведение которого заявлено им в уведомлении, поданном в Администрацию г. Элисты, на 23 августа 2023 г. в период времени с 18 часов до 21 часа, находясь в неустановленном месте, 11 августа 2023 г. в 23 час. 54 мин. в сети «Интернет» в мессенджере «Телеграмм» со своего аккаунта оповестил возможных участников публичного мероприятия в форме митинга, обращаясь у неопределенному кругу лиц, о том, что 23 августа 2023 г. в 18 часов 00 минут состоится митинг возмущенных граждан по адресу: *. 12 августа 2023 г. в 00 часов 27 минут ФИО1, находясь в неустановленном месте, повторно оповестил возможных участников публичного мероприятия в сети «Интернет» в мессенджере «Телеграмм», обращаясь к неопределенному кругу лиц, о том, что 23 августа 2023 г. в 18 часов состоится митинг возмущенных граждан по адресу: *. 13 августа 2023 г. в 21 час 16 минут ФИО1, находясь в неустановленном месте, повторно оповестил возможных участников публичного мероприятия в сети «Интернет» в мессенджере «Телеграмм», обращаясь к неопределенному кругу лиц, о том, что 23 августа 2023 г. в 18 часов состоится митинг возмущенных граждан по адресу: *, тем самым проводил предварительную агитацию среди неопределенного круга лиц, сообщив им информацию о месте, времени и целях проведения публичного мероприятия, не дожидаясь согласования с Администрацией г. Элисты в нарушение статьи 4, статьи 10 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела, помимо содержания протокола об административном правонарушении, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств:

- рапортом инспектора ГООП УМВД России по г. Элисте З. от 22.08.2023 г., согласно которому при мониторинге сети Интернет 11 августа 2023 г. в мессенджере «Телеграмм» от пользователя «Элиста #этонашгород» им был выявлен факт публикации неустановленного лица с призывом к неопределённому кругу лиц о проведении митинга «МИТИНГ ВОЗМУЩЕННЫХ ГОРОЖАН» по адресу: *, на дату 23 августа 2023 года, с 18 часов 00 минут до 21 часов 00 минут. 12 августа 2023 года в ходе мониторинга в мессенджере «Телеграмм» от пользователя «Элиста #этонашгород», были выявлены повторные факты агитации неустановленным лицом о проведении данного митинга до момента согласования данного публичного мероприятия с Администрацией города Элисты, в нарушение п. 1 ст. 10 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. 11 августа 2023 года гражданин ФИО1, * г.р., подал уведомление в Администрацию города Элисты о проведении 23 августа 2023 года с 18 часов 00 минут до 21 часов 00 минут публичного мероприятия в форме митинга. 14 августа 2023 года в адрес Управления МВД России по г. Элисте поступило уведомление от Администрации города Элисты, о том, что согласование в проведении будничного мероприятия на поданное уведомление гражданина ФИО1 не представляется возможным в связи тем, что в специально отведенном месте по адресу: * (площадка южнее здания), ведутся ремонтные работы. На основании изложенного, в действиях неустановленного лица усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2. КоАП РФ;

- письмом Главы Администрации г. Элисты Т. от 24.08.2023 № *, согласно которому 11.08.2023 г. в Администрацию от ФИО1 поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 23 августа 2023 г. с 18.00 до 21.00 с количеством участников 300 человек на территории по адресу: *; Администрацией г. Элисты 14.08.2023 г. направлено ФИО1 предложение об изменении даты проведения публичного мероприятия после 18 сентября 2023 г., так как согласование митинга на 23.08.2023 г. не представляется возможным ввиду проведения запланированных с 17.08.2023 г. по 18.09.2023 г. ремонтных работ по благоустройству запрашиваемой территории; 17.08.2023 г. ФИО1 направил в Администрацию г. Элисты обращение, на которое направлен ответ от 21.08.2023 г. № Б-2822/01-46, решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22.08.2023 г. в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об оспаривании действий Администрации г. Элисты, выразившихся в предложении изменения даты проведения митинга и обязании не препятствовать проведению митинга, отказано;

- уведомлением ФИО1 от 11.08.2023 г. о проведении 23.08.2023 г. с 18 час. до 21 час. митинга по обсуждению проблем коммунального хозяйства и городского транспорта по адресу: *;

- ответом Администрации г. Элисты от 21.08.2023 г. № * в адрес ФИО1 с предложением проведения публичного мероприятия в форме митинга 19 сентября 2023 г. с 18 час. до 21 час. на территории по адресу: *;

- копией решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 августа 2023 г. об отказе ФИО1 в удовлетворении признания незаконными действий Администрации г. Элисты, выразившихся в предложении об изменении даты проведения публичного мероприятия после 18 сентября 2023 г., возложении обязанности не препятствовать проведению митинга в заявленные дату и время;

- актом осмотра Интернет ресурса от 23.08.2023 г. со скриншотами к нему, составленного старшим оперуполномоченным ЦПЭ МВД по Республике Калмыкия, согласно которому 23 августа 2023 г. произведен осмотр телеграмм-каналов «*» и «Элиста #этонашгород»; 11 августа 2023 г. в 23 час. 54 мин. в телеграмм-канале «*» размещена видеозапись «Хватит это терпеть!» с информацией о митинге возмущенных горожан 23 августа 2023 г. в 18 часов 00 минут по адресу: *; 12 августа 2023 г. в 00 часов 27 минут в телеграмм-канале «Элиста #этонашгород» размещено изображение с текстом о митинге возмущенных горожан 23 августа 2023 г. в 18 часов 00 минут по адресу: *; 13 августа 2023 г. в 21 час. 16 мин. в телеграмм-канале «Элиста #этонашгород» размещено изображение и текст о митинге возмущенных горожан 23 августа 2023 г. в 18 часов 00 минут по адресу: *, контактные данные ФИО1 (л.д. 21-27);

- рапортом старшего оперуполномоченного ЦПЭ МВД по Республике КалмыкияУ. от 23.08.2023 г., из содержания которого следует, что в ходе мониторинга телеграмм-канала «Элиста #этонашгород» (https://t.me/elistaetonashgorod) обнаружена запись о планируемом митинге возмущенных горожан, размещенная в данном сообществе пользователем с никнеймом «*» (https://t.me/kyrgn_public). После проверки по Информационной поисковой базе АИС «Опознание, биометрическая идентификация» ИБД-Ф МВД России установлен гражданин ФИО1,* г.р., зарегистрированный по адресу:*, email:*@yandex.ru, никнейм в социальной сети «Телеграмм»@Kyrgn, страница в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/kyrgn(л.д.28-34);

- иными доказательствами по делу.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения со ссылкой на то, что в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» отсутствуют ограничения на оповещение, проведение агитации возможно только после согласования с администрацией, при этом в протоколе об административном правонарушении не указано, какие пункты статей 4 и 10 указанного закона нарушены ФИО1, подлежат отклонению по следующим основаниям.

Статьей 4 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

В силу ст. 10 данного Федерального закона организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N 4-П, оповещение возможных участников публичного мероприятия - в отличие от предварительной агитации, которая, по смыслу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2003 года N 15-П, имеет целью побудить граждан и их объединения принять участие в публичном мероприятии, - позволяет его организаторам заблаговременно довести до возможных участников публичного мероприятия информацию о планируемых митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, а также, в случае необходимости, о ходе согласования. Осуществляя такое оповещение, организатор публичного мероприятия вправе любым способом распространять сведения о целях, форме, заявленном месте и времени проведения, предполагаемом количестве участников и других деталях публичного мероприятия, однако эти сведения не должны содержать приглашений и призывов принять в нем участие.

Реализация прав граждан на участие в публичных мероприятиях не освобождает организатора таких мероприятий от соблюдения порядка их организации и проведения, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Поскольку, как видно из материалов дела, ответ Администрации г. Элисты на уведомление о проведении митинга ФИО1 был получен лицом, уполномоченным организатором исполнять распорядительные функции, - ФИО3 лишь 15 августа 2023 г., то, по смыслу приведенных выше норм, до указанного момента ФИО1 не вправе был проводить предварительную агитацию (приглашения или призывы).

В текстах публикаций, размещенных ФИО1 11, 12 и 13 августа 2023 г. в телеграмм-каналах «*» и «Элиста #этонашгород», имеется следующая информация: «23 августа 2023 года! В 18:00! *, Митинг возмущенных горожан» (скриншот № 1, л.д.24); «Митинг возмущенных горожан, 23/08 в 18:00, Темы обсуждения: проблемы коммунального хозяйства, проблемы транспортной системы города, * (скриншот № 2, л.д.25); «Митинг возмущенных горожан, 23/08 в 18:00, Темы обсуждения: проблемы коммунального хозяйства, проблемы транспортной системы города, *,……, Приглашаю на митинг всех, кто больше других разбирается в этих вопросах – работники сферы ЖКХ, руководители всех уровней от прорабов до главы Калмыкии. И, конечно, всех жителей Калмыкии, которые страдают от систематических проблем с водоснабжением, канализацией, электроэнергией, газификацией, маршрутным транспортом. «Доску позора» засыпали жалобами. Давайте придем на митинг и повозмущаемся……» (скриншот №№ 3 и 4, л.д. 26-27).

Таким образом, по своему содержанию опубликованная в сети Интернет вышеуказанная информация, доступная для неограниченного круга лиц, является агитационным материалом, поскольку одновременно содержит приглашение и призыв принять участие в публичном мероприятии – митинге. Действия ФИО1 по ее размещению в сети Интернет свидетельствуют, что им с нарушением требований статей 4 и 10 Федерального закона № 54-ФЗ осуществлялась организация митинга с целью обсуждения проблем коммунального хозяйства и транспортного снабжения г. Элисты, проведение которого на момент публикации в телеграмм-каналах «*» и «Элиста #этонашгород» не было согласовано с Администрацией г. Элисты, а потому привлечение ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ является обоснованным.

Следовательно, указание в тексте протокола об административном правонарушении на действия ФИО1 в форме оповещения о митинге и предварительной агитации не противоречит фактически правильно установленным должностным лицом, составившим данный протокол, обстоятельствам дела.

Из содержания рапорта (л.д. 37), видеозаписи на СD-диске (л.д. 38), исследованной в настоящем судебном заседании, следует, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, - инспектором ОИАЗ Управления МВД России по г. Элисте ФИО2 в целях соблюдения процедуры привлечения ФИО1 к административной ответственности по согласованию с последним 24 августа 2023 года осуществлен выезд по адресу: *, где ему с применением видеосъемки разъяснены процессуальные права, предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении и дать объяснения по существу дела. От дачи письменных объяснений и от ознакомления с протоколом об административном правонарушении ФИО1 отказался.

Утверждения защитника Бадмаева В.А. после просмотра видеозаписи о том, что в отношении ФИО1 неустановленными лицами в момент проведения вышеуказанных процессуальных действий оказывалось давление, нарушена последовательность процессуального действия, опровергаются содержанием данной записи, из которой следует, что должностным лицом ФИО1 был поставлен в известность о том, что должностным лицом - участковым уполномоченным полиции УМВД России по г. Элисте производится видеосъемка на техническое устройство «Дозор 77».

Позиция ФИО1 в настоящем судебном заседании о том, что он не имел возможности ознакомиться с протоколом об административном правонарушении со ссылкой на то, что данное процессуальное действие производилось в ночное время суток и в общественном месте – на площади Победы (7 микрорайон) города Элисты, также опровергаются содержанием видеозаписи о том, что ФИО1 после выраженного им в свободной форме отказа от ознакомления с данным документом заявлений и ходатайств о намерении ознакамливаться в будущем с данным протоколом либо о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ознакомлению с протоколом, не заявлял. При этом из содержания видеозаписи очевидно следует, что ознакомление с протоколом об административном правонарушении должностным лицом предложено ФИО1 произвести в условиях достаточного искусственного освещения.

Таким образом, оснований для признания недопустимыми как протокола об административном правонарушении, так и видеозаписи процедуры ознакомления ФИО1 с указанным процессуальным документом, в настоящем судебном заседании не установлено.

Доводы жалобы об отсутствии доказательств вины ФИО1 в совершении правонарушения признаются необоснованными.

Вывод судьи городского суда о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 202 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки судьи, не опровергают наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО1 в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, а также данных о личности виновного.

Существенных нарушений норм КоАП РФ, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, не допущено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 сентября 2023 г. по делу № * об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 и его защитника Бадмаева В.А. – без удовлетворения.

Судья С.И. Говоров