Судья Поляков О.А. 7-525/2019
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь | 10 июля 2019 года |
Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.1 Закона Ставропольского края № 20-кз от 10.04.2008 г. «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» в отношении ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение»,
установил:
Постановлением административной комиссии Ленинского района муниципального образования города Ставрополя от 30.01.2019 № 4/39 ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» (далее – Управляющая компания, общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.1 Закона Ставропольского края № 20-кз от 10.04.2008 г. «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае», с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей (далее – постановление от 30.01.2019).
Решением судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06.05.2019 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» – без удовлетворения (далее – решение судьи от 06.05.2019).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, директор ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» ФИО1 просит постановление должностного лица от 30.01.2019 и решение судьи районного суда от 06.05.2019 отменить как незаконные и необоснованные, принятые с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выслушав представителя ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» ФИО2, поддержавшего и просившего удовлетворить жалобу, отменить обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Обязанность доказывания вины лежит на административном органе, поскольку в соответствии с ч. 3ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
На территории Ставропольского края нарушение правил благоустройства территории муниципального образования влечет административную ответственность, предусмотренную статьёй 4.1 Закона Ставропольского края № 20-кз от 10.04.2008 «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» (далее – Закон № 20-кз).
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Закона № 20-кз (в ред. Закона Ставропольского края от 28.09.2018 N 64-кз, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности), нарушение порядка, периодичности и сроков уборки территорий муниципальных образований, установленных в пределах полномочий органов местного самоуправления, влечёт наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушений, составы которых сформулированы в главе 4 Закона № 20-кз (и, в частности, в ч. 1 ст. 4.1), являются общественные отношения в сфере соблюдения правил благоустройства населённых пунктов.
Объективная сторона указанных правонарушений выражается в невыполнении правил благоустройства населенных пунктов.
Субъектами указанных правонарушений являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в обязанности которых входит соблюдение правил благоустройства населенных пунктов.
Решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 № 127 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя (далее – Правила благоустройства).
В силу ч. 3 ст. 51 Правил благоустройства граждане и юридические лица обязаны соблюдать чистоту и порядок на территории города Ставрополя. Собственники зданий, строений, сооружений, правообладатели земельных участков либо иные уполномоченные ими лица самостоятельно обеспечивают уборку принадлежащих им на праве собственности земельных участков, если иное не установлено законом или договором.
Согласно ч. 2 ст. 53 Правил благоустройства уборка и вывоз снега и льда с улиц, площадей, мостов, скверов и бульваров, путепроводов во избежание наката должны начинаться немедленно с начала снегопада и производиться в первую очередь с автомобильных дорог, мостов, путепроводов для обеспечения бесперебойного движения транспорта. Во время снегопада правообладатели земельных участков обязаны производить очистку от снега и посыпку противогололедными материалами подъездных путей, тротуаров, пешеходных лестниц, расположенных на земельных участках. Сброс снега на автомобильные дороги, тротуары, газоны не допускается.
Из материалов дела видно, что 15.01.2019 главным специалистом Отдела социальной работы Администрации Ленинского района г. Ставрополя ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, в котором описано следующее событие выявленного им административного правонарушения: 15.01.2019 в 09 часов 20 минут по адресу: г. Ставрополь,
ул. Ленина, в районе дома № 326/38, юридическое лицо - ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» (далее – Управляющая компания) допустило нарушение положения об организации уборки в зимний период, предусмотренного ч. 2 ст. 53 Правил благоустройства, а именно не произвело очистку от снега входной группы (ступеней) к дому, совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 4.1 Закона № 20-кз (далее – протокол от 15.01.2019) (л.д. 21).
Обстоятельства, изложенные в протоколе от 15.01.2019, послужили основанием для вынесения постановления от 30.01.2019 Административной комиссии Ленинского района муниципального образования города Ставрополя (далее – Административная комиссия), которым Управляющая компания признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.1 Закона №20-кз, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей (л.д. 20).
Оставляя постановление от 30.01.2019 без изменения, судья районного суда пришел к выводам о том, что факт совершения Управляющей компанией вменяемого ей административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 15.01.2019, протоколом № 4/39 о рассмотрении дела об административном правонарушении, письмами заместителя главы администрации Ленинского района г. Ставрополя от 15.01.2019, 17.01.2019 в адрес директора Управляющей компании, отклонив как несоответствующие действующему законодательству и материалам дела доводы жалобы компании об отсутствии договорных обязательств компании перед собственником лестницы к магазину по уборке от снега данной лестницы, являющейся самостоятельным объектом недвижимости, а так же о об обязанности муниципальных служб убирать часть данной лестницы, выступающей за земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <...>.
Не соглашаясь с данными выводами, нахожу постановление от 30.01.2019 и решение судьи от 06.05.2019 подлежащими отмене по нижеследующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Так, в силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По смыслу данной номы, законодательство об административных правонарушениях позволяет собирать по делу и оценивать любые доказательства, не запрещенные законом (в том числе фотографии, видеозаписи, документы и т.п.). Однако если порядок получения определенных доказательств прямо предусмотрен законом, несоблюдение такого порядка влечет признание таких доказательств недопустимыми.
Вместе с тем, должностным лицом административного органа допущены нарушения процессуальных требований КоАП РФ.
Так, возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию.
По смыслу ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено только:
должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях;
при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 данной статьи;
при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из содержания протокола от 15.01.2019 усматривается, что поводом к возбуждению в отношении Управляющей компании дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.1 Закона
№ 20-кз, послужило непосредственное обнаружение должностным лицом административного органа достаточных, по его мнению, данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Согласно примечанию к ст. 28.1 КоАП РФ при наличии предусмотренного п. 1 ч. 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ).
Предметом проверки, предусмотренной Законом N 294-ФЗ, является соблюдение таких обязательных требований, в отношении которых предусмотрен государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ).
Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом (ч. 1 ст. 6 Закона N 294-ФЗ).
В частности, вопросы осуществления муниципального жилищного контроля - деятельности органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, регулируются положениями ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ).
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами ( ч. 2.1 ст. 20 ЖК РФ).
На территории Ставропольского края порядок осуществления муниципального жилищного контроля регулируется Законом Ставропольского края от 27.12.2012 N 129-кз (в ред. Закона Ставропольского края от 08.04.2016 N 41-кз) "Об отдельных вопросах осуществления муниципального жилищного контроля" (далее – Закон СК № 129-кз), принятым в соответствии со ст. 20 ЖК РФ.
Положениями ст. 2 Закона СК № 129-кз предусмотрено, что:
- предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований, предусмотренных ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Ставропольского края в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (далее - обязательные требования) ( ч. 3);
-муниципальный жилищный контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований ( ч. 4);
-по результатам проведения проверок, указанных в ч. 4 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо составляет: 1) акт проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований по форме, утвержденной законодательством Российской Федерации; 2) акт проверки соблюдения гражданами обязательных требований по форме, утверждаемой уполномоченным органом государственного жилищного надзора (далее - уполномоченный орган) ( ч. 5).
В силу ч. 3 ст. 20 ЖК РФ, к отношениям, связанным с осуществлением муниципального жилищного контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), применяются положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
При осуществлении муниципального жилищного контроля особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами ( п. 26 ч. 4 ст. 1 Закона
№ 294-ФЗ).
Перечисленные в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основания для проведения внеплановой проверки в рамках государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля дополняют собой соответствующие основания, указанные в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, то есть применяются наряду с основаниями, перечисленными в п. 1, подпунктах "а", "б", "в" п. 2 и п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.
Вопросы осуществления муниципального земельного контроля - деятельности органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, регулируются положениями ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (п. 2 ст. 72 ЗК РФ).
Объектами земельных отношений, являющихся предметом муниципального земельного контроля, являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков ( п. 1 ст. 6 ЗК РФ).
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 ст. 72 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 72 ЗК РФ, ст. 42 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Постановлением Правительства Ставропольского края от 10.07.2015 N 304-п утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Ставропольского края, положениями которого предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе ЗК РФ, Законом № 294-ФЗ, а также в соответствии с настоящим Порядком и принятыми в соответствии с настоящим Порядком нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 3); органы местного самоуправления городского округа Ставропольского края осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах городского округа Ставропольского края (п. 4); органы местного самоуправления городских поселений Ставропольского края осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах городских поселений Ставропольского края (п. 5).
Решением Ставропольской городской Думы от 25.10.2017 № 179 утвержден Порядок ведения перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления г. Ставрополя, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края.
Во исполнение данного решения постановлением администрации
г. Ставрополя от 05.06.2018 № 1081 утвержден Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления
г. Ставрополя, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее – Перечень № 1081), в котором содержится 9 видов муниципального контроля.
Постановлением администрации города Ставрополя от 16.05.2012
N 1291 утвержден Порядок организации и осуществления муниципального контроля на территории города Ставрополя (далее – Порядок № 1291).
Однако вопросы осуществления такого вида муниципального контроля как муниципальный контроль за соблюдением правил благоустройства
г. Ставрополя Перечнем № 1081, Порядком № 1291 и иными действующими муниципальными правовыми актами не регламентирован.
Вместе с тем, Федеральным законом от 06.10.2993 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ) (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения, городского округа в соответствии с данными правилами.
Согласно ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе, следующие вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями (п. 1); уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период (п. 10); участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий (п. 13); порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования (п. 16); осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования (п. 17).
Положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463) предусмотрено, что:
- благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п. 36 ст. 1);
-прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации ( п. 37 ст. 1);
- лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования ( ч. 9 ст. 55.25)
Положениями абзацев 17, 18 п. 8 ст. 1, абз. 3 подп. "б" п. 1, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ предусмотрено, что на собственников помещений в многоквартирном доме может быть возложена обязанность по содержанию территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен данный дом и относящегося к общему имуществу собственников помещений в данном доме, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и правилами благоустройства территории муниципального образования.
В частности, положениями ст. 54 Правил благоустройства (в ред. решения Ставропольской городской Думы от 12.12.2018 N 299) предусмотрено, что:
собственники зданий, строений, сооружений и (или) иные законные владельцы зданий, строений, сооружений, земельных участков, а также иные лица, ответственные за эксплуатацию зданий, строений, сооружений (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязаны принимать участие в содержании прилегающих территорий путем уборки прилегающей территории в порядке, установленном настоящей статьей ( ч. 1);
границы прилегающей территории определяются:
-на расстоянии пятнадцати метров, непосредственно примыкающих к объектам капитального строительства, некапитальным строениям, сооружениям, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, вне зависимости от расположения, существующей застройки, видов разрешенного использования, фактического назначения, протяженности и иных существенных факторов объекта;
- расстоянии шести метров, непосредственно примыкающих к наземным частям линейных объектов, объектов инженерных сооружений коммунальной инфраструктуры вне зависимости от протяженности и иных существенных факторов линейного объекта (абз. 1, 2, 3 ч. 2);
схематическое изображение границ прилегающих территорий определяется и утверждается уполномоченным органом в области благоустройства;
в случае наложения прилегающих территорий двух объектов размер прилегающей территории каждого объекта в пределах зоны наложения определяется исходя из принципа равноудаленности границ отведенных территорий (абз 4, 5 ч. 2);
в случае возникновения спорных вопросов при определении границ прилегающих территорий администрацией города Ставрополя создается межведомственная комиссия по вопросам определения границ прилегающих территорий, порядок деятельности которой определяется муниципальным правовым актом администрации города Ставрополя ( ч. 3);
лица, указанные в части 1 настоящей статьи, участвуют в содержании прилегающей территории в летний и зимний периоды, определенные частью 1 статьи 52 и частью 1 статьи 53 настоящих Правил ( ч. 4);
в зимний период производится очистка от снега тротуаров, пешеходных лестниц, расположенных в границах прилегающей территории ( ч. 7).
Таким образом, контроль за соблюдением правил благоустройства, действующих в муниципальном образовании, осуществляется в рамках муниципального контроля.
На основании ст. 18 Закона № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны:
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки.
В материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства, подтверждающие, что главный специалист Отдела социальной работы Администрации Ленинского района г. Ставрополя ФИО3 наделен полномочиями по осуществлению контрольно-надзорных функций и составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере соблюдения правил благоустройства населённых пунктов.
Из материалов дела не видно, проводилась ли в действительности специалистом отдела социальной работы ФИО3 либо иным должностным лицом административного органа проверка в отношении Управляющей компании, а если проводилась, то какого она была вида (плановая или внеплановая, выездная или документарная) и в рамках какого вида муниципального контроля (жилищного, земельного, за соблюдением правил благоустройства и др.) либо лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ) проводилась проверка.
Отсутствуют доказательства предварительного уведомления Управляющей компании о проведении внеплановой выездной проверки не позднее чем за 24 часа до начала инспекционных мероприятий, с вручением распоряжения под роспись руководителю проверяемой организации либо ответственному лицу - ее представителю либо иным доступным способом, предусмотренным законом, в связи с чем руководителю Управляющей компании были бы достоверно известны: вид проверки (плановая или внеплановая, выездная или документарная), цель (предмет), основания, место и сроки её проведения, наличие/отсутствие оснований обязательного согласование её проведения с органами прокуратуры, перечень документов, в соответствии с которыми проверка осуществляется, перечень лиц, уполномоченных проводить проверку и т.п.; либо имеет место случай, из числа предусмотренных ч. 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ случаев, когда предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Напротив, из материалов дела усматривается, что в ходе проведения проверки в отношении Управляющей компании должностным лицом административного органа не были соблюдены требования ч. 1 ст. 14, ч. 2
ст. 10, ч. 5 ст. 10, ст. 16 Закона № 294-ФЗ. Так, проверка была осуществлена в отсутствие распоряжения о проведении контрольных мероприятий при наличии соответствующих оснований для их проведения (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ, ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), без участия надлежаще уполномоченных представителей юридического лица, без оформления по результатам проведения контрольных мероприятий соответствующего акта муниципального контроля с приложением фотоматериалов и т.п.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что надлежаще уполномоченным должностным лицом административного органа в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ, проводилась проверка при осуществлении муниципального контроля в отношении Управляющей компании, в ходе которой были обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (отсутствует акт проверки в соответствии с примечанием к ст. 28.1 КоАП РФ).
Из ч. 1, п. 1 и п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ следует, что несоблюдение требования, предусмотренного ч. 12 ст. 9 данного Закона (в части уведомления о проведении проверки), а так же требования, предусмотренного ч. 4 ст. 16 данного Закона (в части отсутствия акта проверки), признается грубым нарушением, влечет недействительность результатов проведенной проверки, которые подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применять осмотр принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, вещей и документов, который производится в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ).
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что специалистом отдела социальной работы
ФИО3 в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении производился осмотр принадлежащих Управляющей компании помещений, территорий, вещей и документов, в присутствии представителя общества, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (отсутствует протокол осмотра в соответствии с ч. ч. 2, 4 ст. 27.8 КоАП РФ).
Сведения о вручении копии данного протокола представителю общества материалы дела не содержат.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Из содержания ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении является одним из важнейших доказательств по делу об административном правонарушении, поскольку в нем указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Отраженное в протоколе место совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
В случае неявки лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нём делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
Между тем названные требования закона судьёй районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не были приняты во внимание.
В материалах дела имеется копия письма заместителя главы администрации Ленинского района г. Ставрополя ФИО4 от 15.01.2019 № 02/01-6106-9, адресованного директору ООО «УК-15 «Преображение» ФИО5, в котором указано: «В связи с систематическим нарушением организации уборки в зимний период по адресу: ул. Ленина, 326/38, а именно складированием снега на входной группе, прилегающей к дому по указанному адресу, 15.01.2019 в 17:00 Вам необходимо прибыть или обеспечить явку лица, уполномоченного на подписание административного протокола по ч. 1 ст. 4.1 Закона Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» от 10.04.2008 № 20-кз, от имени юридического лица в Администрацию Ленинского района г. Ставрополя (кабинет № 26а). При себе иметь копию приказа о назначении на должность, реквизиты юридического лица, доверенность на представителя, паспорт. В случае Вашей неявки в соответствии с ч. 4.1.
ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении будет составлен без Вашего участия» (л.д. 25).
Данное письмо не может быть признано допустимым доказательством надлежащего уведомления Управляющей компании о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку оно датировано 15.01.2019 – днем составления протокола и заведомо лишало юридическое лицо подготовиться по данному вопросу и нарушало его право на защиту. Кроме того, в деле отсутствуют относимые и допустимые доказательства вручения данного письма директору Управляющей компании либо надлежаще уполномоченному им лицу. При этом в протоколе об административном правонарушении, составленном 15.01.2019 в 17 час. 36 мин. указано: «в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ протокол составлен в отсутствие представителя предприятия, уведомленного о месте, дате и времени его составления надлежащим образом» (л.д. 21).
Так же не может быть признано допустимым доказательством вручения копии протокола от 15.01.2019 Управляющей компании и уведомления о времени и месте рассмотрения настоящего дела письмо заместителя главы администрации Ленинского района г. Ставрополя ФИО4 от 17.01.2019 б/н, адресованное директору ООО «УК-15 «Преображение» ФИО5 (л.д. 26), поскольку в деле отсутствуют относимые и допустимые доказательства вручения данного письма директору Управляющей компании либо надлежаще уполномоченному им лицу.
Соответственно, вышеуказанные письма от 15-го и 17-го января 2019 необоснованно признаны судьей районного суда доказательством вины Управляющей компании во вменяемом ей административном правонарушении.
В нарушение положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе от 15.01.2019, составленном в кабинете Администрации Ленинского района
г. Ставрополя, не содержится мотивированное обоснование установления места совершения административного правонарушения: «ул. Ленина, 326/38 входная группа ступеней к дому по ул. по этому адресу» (город не указан), а так же установления субъекта административной ответственности – ООО «УК-15 «Преображение», с учетом вышеуказанных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463) и ст. ст. 51, 54 Правил благоустройства.
Не содержится такое обоснование в постановлении от 30.01.2019 и в решении судьи от 06.05.2019. Ссылка на нарушение положения ч. 2 ст. 53 Правил благоустройства является недостаточной для вывода о том, что Управляющая компания является надлежащим субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 4.1 закона СК № 20-кз.
На основании изложенного, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, согласно которой не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, прихожу к выводу о том, что административным органом были допущены нарушения установленной законом процедуры проведения проверки при осуществлении муниципального контроля, процессуальных требований КоАП РФ, и, как следствие, права юридического лица на защиту, в связи с чем результаты проверки не могут расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие административного правонарушения, вменяемого Управляющей компании. Так же нельзя признать доказанным, что Управляющая компания является субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 4.1 Закона СК № 20-кз.
В рассматриваемом случае имеет место несоблюдение требований
ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, что является существенным процессуальным нарушением, имеющим фундаментальный, принципиальный характер, повлиявшим на исход дела, и влечет отмену состоявшегося по делу постановления и решения.
В настоящее время утрачена возможность устранить допущенные нарушения путём возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено указанное постановление.
При таких обстоятельствах постановление от 30.01.2019 № 4/39 и решение судьи от 06.05.2019 подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено указанное постановление.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление административной комиссии Ленинского района муниципального образования города Ставрополя от 30.01.2019 № 4/39, решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.1 Закона Ставропольского края № 20-кз от 10.04.2008 г. «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» в отношении ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» – отменить.
Производство по настоящему делу об административных правонарушениях прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено вышеуказанное постановление.
Жалобу директора ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» ФИО1 – удовлетворить.
Судья
Ставропольского краевого суда ФИО6