Дело № 7-525/2020
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 16 сентября 2020 года
Судья Ленинградского областного суда Рябинин К.В.,
при секретаре Степановой Д.А.,
рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Производственная Тепло Энерго Сбытовая Компания» Цветкова Р.Т. на постановление государственного инспектора отдела по надзору за взрывоопасными, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 февраля 2020 года и решение судьи Кировского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением государственного инспектора отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными объектами в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 11-7128-202/ПС от 03.02.2020 общество с ограниченной ответственностью «Производственная Тепло Энерго Сбытовая Компания» (далее - ООО «ПТЭСК», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением судьи Кировского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2020 года вышеуказанное постановление оставлено без изменений.
В жалобе защитника ООО «ПТЭСК» Цветкова Р.Т. содержится просьба об отмене постановления и решения судьи и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указано, что в протоколе об административном правонарушении от 3 февраля 2020 года идет речь о «Площадке хранения мазутного топлива». Данный объект недвижимости ООО «ПТЭСК» не принадлежит, в аренду и субаренду не взят, договор доверительного управления не заключался. На территории арендованных объектов недвижимости проверка не проводилась.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оспариваемые акты должностного лица и судьи районного суда нахожу законными и обоснованными, не подлежащими отмене ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до о трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной указанного административного правонарушения является нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Исходя из особенностей конструкции объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, обстоятельством, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках производства по данному делу, является установление факта принадлежности опасного производственного объекта, на котором выявлено соответствующее нарушение, лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определено, что производственные объекты - территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности.
По смыслу преамбулы того же Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ, настоящий закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на адрес и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Исходя из приведенных норм, владельцем опасного объекта признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 13 указанного Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ, экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Как следует из материалов дела, ООО «ПТЭСК» на основании договора аренды № 116 АН от 14.02.2018, заключенного с администрацией МО Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, в целях надлежащего обеспечения <адрес> тепловой энергией и горячим водоснабжением, переданы в пользования объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, в числе которых земельный участок площадью 21 787 кв.м, с кадастровым номером № (л.д. 79- 91).
Из ответа администрации МО Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 18.06.2020 следует, что на переданном земельном участке расположена «Площадка мазутного топлива», зарегистрированная в Ростехнадзоре за номером А20-06707-0006. Согласно свидетельству о регистрации, данный объект отнесен к опасным производственным объектам III класса опасности.
В ходе проверки установлено, что эксплуатация данного объекта осуществляется юридическим лицом с нарушением требований промышленной безопасности, а именно: отсутствует документация, разработанная и согласованная в установленном порядке Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и законодательством о градостроительной деятельности, определяющая эксплуатацию опасного производственного объекта, а также: места хранения опасных веществ в соответствии с их характеристиками и возможное максимальное количество их хранения; мероприятия по обеспечению промышленной безопасности при осуществлении хранения опасных веществ (ст. 8,9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее - Федеральный закон)); отсутствуют приборы и системы контроля, управления, сигнализации, оповещения и защиты при осуществлении хранения опасных веществ, обращающихся на опасном производственном объекте, отсутствует документация, разработанная и согласованная в установленном порядке, определяющая наличие, места расположения и тип средств соответствующих приборов и систем (п. 1 ст. 9 Федерального закона, п. 6.1.1, 6.4.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», п. 3.1.1, 3.4.3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов»; отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, не планируются и не осуществляются мероприятия по локализации и ликвидации аварий на опасном производственном (ст. 10 Федерального закона, п. 3, 4 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утв. постановлением Правительства от 26.08.2013 №730); Не проводится обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (ст. 10 Федерального закона); отсутствует документация, разработанная и согласованная в установленном порядке, определяющая защиту от прямых ударов молнии и от вторичных ее проявлений (ст. 8, 9 Федерального закона, п. 7.3.142, 7.3.143 главы 7.3 раздела 7 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), п.10.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96), При осуществлении идентификации опасного производственного объекта не выявлены все признаки опасности, не учтены их количественные характеристики, технологические процессы; в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект, не включены здания, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, расположенные в пределах границы опасной зоны, что не обеспечивает предоставление ООО «ПТЭСК» достоверных сведений в государственный реестр опасных производственных объектов (ст. 2 Федерального закона, пункты 7, 14 Требовании к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495); Не проведена в территориальной аттестационной комиссии Северо-Западного управления Ростехнадзора аттестация по промышленной безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям сотрудников ООО «ПТЭСК», связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта (п. 3 ст. 14.1 Федерального закона, пункт 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. постановлением Правительства от 25.10.2019 № 1365); Отсутствует подтверждение реализации порядка планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности ответственным лицом (ст. 9, 11 Федерального закона); Отсутствует подтверждение страхования (договор обязательного страхования, страховой полис) владельцем опасного производственного объекта (п. 1 ст. 9 Федерального закона, п.т 1 ст. 4, ст. 5 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27.07.2010 № 225-ФЗ); Не проведена экспертиза промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, на здания и сооружения, предназначенные для осуществления технологических операций и хранения нефтепродукта, а именно на: резервуары для хранения мазута объемом 1000 м3 и 3000 м, насосное оборудование, технологические трубопроводы, дренажные емкости, сливную ж/д эстакаду, ж/д пути, входящие в состав опасного объекта (п.1 ст. 9, п. 1 ст. 13 Федерального закона, пункты 6, 7 главы 1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 №538); Не обеспечено в соответствии с требованиями федеральных норм и правил и технических регламентов удобство и безопасность эксплуатации технологических трубопроводов и оборудования, входящих в состав опасного объекта (п. 1 ст. 9 Федерального закона); Отсутствуют опознавательные знаки подземных коммуникаций и кабельных трасс, позволяющие определять место их расположения и назначение (п. 1 ст.9 Федерального закона, п. 5.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденные приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461); Не определены в технических документах ООО «ПТЭСК» объем, периодичность и порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, резервуаров и технологических трубопроводов, систем инженерно- технического обеспечения (п. 1 ст. 9 Федерального закона, п. 4.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденные приказом Ростехнадзора от №461, п.11.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96); Отсутствует журнал осмотра резервуаров с записями результатов контроля их технического состояния (п. 1 ст. 9 Федерального закона, п. 4.4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденные приказом Ростехнадзора №461), чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В подтверждение факта совершения административного правонарушения представлены распоряжение о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 29.11.2019 №11-7128/Рк; акт проверки от 28.01.2020 №11-7128-308/А; протоколом об административном правонарушении от 03.02.2020 и иные материалы дела.
Данные доказательства оформлены должностным лицом в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обоснованно приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло свое отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности за установленное административным органом правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в данном случае назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также с учетом того, что выявленные нарушения могут повлечь крайне неблагоприятные социальные последствия, является справедливым и соразмерным содеянному.
Обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности должностного лица, которые могут быть признаны исключительными, в материалах дела не имеется и заявителем документы, подтверждающие такие обстоятельства, не представлены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемых актов, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора отдела по надзору за взрывоопасными, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 февраля 2020 года и решение судьи Кировского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменений, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Производственная Тепло Энерго Сбытовая Компания» - Цветкова Р.Т. – без удовлетворения.
Судья
Судья: Туманова О.В.