ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-526/2022 от 14.09.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 14 сентября 2022 года № 7-526/2022

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Коничева А.А., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Шувалово» по доверенности ФИО1 на решение судьи Грязовецкого районного суда Вологодской области от 5 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Шувалово»,

установила:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №... от <ДАТА> АО «Шувалово» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Оспаривая правомерность привлечения общества к административной ответственности, законный представитель АО «Шувалово» генеральный директор ФИО3 обратилась в суд с жалобой, просила постановление отменить, производство по делу прекратить, указав на отсутствие состава административного правонарушения.

Решением судьи Грязовецкого районного суда Вологодской области от 05 июля 2022 года постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора от <ДАТА>№... оставлено без изменения, жалоба генерального директора акционерного общества «Шувалово» ФИО3- без удовлетворения.

В жалобе защитник акционерного общества «Шувалово» по доверенности ФИО1, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник АО «Шувалово» ФИО1 доводы жалобы поддержала.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщила, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения.

Отказывая в удовлетворении жалобы, судья первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Перечнем образующихся в Российской Федерации отходов, пришел к выводу, что вина Общества установлена собранными в ходе производства по делу доказательствами.

С выводами суда нельзя согласиться в силу следующих причин.

Согласно постановлению государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области ФИО2 от 03 февраля 2022 года в ходе плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, в отношении АО «Шувалово» в период с 30 ноября по 21 декабря 2021 года установлено, что в результате деятельности Общества образуются отходы «навоз свиней свежий», имеющий III класс опасности. В нарушение статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3 Порядка паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1026, паспорт на указанные отходы АО «Шувалово» не представлен.

Выявленный факт явился основанием для привлечения АО «Шувалово» к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Перечень образующихся в Российской Федерации отходов содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242 (далее - ФККО), который формируется на основании общности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

ФККО включает в себя, в том числе, блок 1 «Отходы сельского, лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства», в который входит подтип «Отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных)» (код ФККО 1 12 000 00 00 0) и в котором под кодом 1 12 510 01 33 3 указан «навоз свиней свежий».

Вместе с тем, понятие отходы, которое приведено в статье 1 названного выше Федерального закона, подразумевает под собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (при этом данная статья дает определение каждого из этих составляющих понятий).

В соответствии с Письмом Минприроды России от 05 мая 2016 года № 04-12-27/9376 в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11 августа 2016 года №ВА-14-27/8782 также разъяснило, что если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.

Как усматривается из материалов дела, АО «Шувалово» осуществляет деятельность по выращиванию и разведению свиней, в результате которой образуются естественные отходы - «навоз свиней свежий», отнесенный к III классу опасности. Дополнительным видом деятельности Общества является выращивание кормовых культур.

Основной довод, изложенный административным органом, связан с тем, что навоз становится в качестве органического удобрения только после его обработки.

Тем не менее, административным органом не учтено следующее.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности не является для Общества самостоятельным видом деятельности, а относится к одному из циклов производственного процесса.

Образующийся в процессе деятельности Общества по содержанию животных свиной навоз является продуктом жизнедеятельности последних и используется АО «Шувалово» в производственной деятельности в качестве органического удобрения путем внесения на собственные поля в сроки, установленные в плане внесения, составляемом агрономической службой предприятия.

Процесс производства органических удобрений регламентирован Технологическим регламентом, разработанным ФГБУ ГСАС «Костромская» в 2015 году, и утверждён директором общества. В данном регламенте описан технологический процесс производства органического удобрения, учтены государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования. Кроме того, «навоз» отражается в бухгалтерском учете Общества.

Действующая система ГОСТов определяет, что свиной навоз является вторичным материальным ресурсом (ГОСТ Р 54098-2010 «Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения») и исходным сырьем для приготовления органического удобрения (ГОСТ Р 53117-2008 «Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия»).

ГОСТом Р 54098-2010 определено, что отходами в целом являются материалы или предметы, от которых их владелец избавляется, хочет избавиться или должен избавиться. Вторичные материальные ресурсы - отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.

В соответствии с ГОСТ 30772-2001 область применения которого - установление терминов и определений основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, отходы - это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующийся в процессе или по завершению определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

Одновременно в силу пункта 3.16 ГОСТ 30772-2001 побочный продукт представляет собой дополнительную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции и не являющуюся целью данного производства, но пригодную как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. При этом, примечанием к данному пункту установлено, что побочный продукт не является отходом.

В соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, опубликованными 24 мая 2016 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

Названные разъяснения даны Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пределах полномочий предоставленных этому органу пунктами 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года №1219.

Кроме того, следует учесть, что 14 июля 2022 года принят Федеральный закон № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу с 1 марта 2023 года), в соответствии с положениями которого побочные продукты животноводства - вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве; побочные продукты животноводства не являются отходами.

В данном случае «свиной навоз» не относится ни к отходам производства, ни к отходам потребления, он не уничтожается и не подлежит захоронению, а является сырьем для приготовления органического удобрения.

Принимая во внимание тот факт, что ни в Федеральном законе № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ни в Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не содержится понятия «отходы животноводства» и, как следствие, «утилизация отходов животноводства», соответствующую позицию сформировало Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ряде писем, Общество использует органическое удобрение на основе свиного навоза (как побочного продукта производства) в качестве продукции, при ведении им хозяйственной деятельности, процесс преобразования отходов производства в удобрение происходит естественным путем, он не носит характер самостоятельного вида деятельности и не является утилизацией в смысле, придаваемом этому понятию статьей 1 Федерального закона №89-ФЗ, в связи с чем требования по составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, на него не распространяются.

Указанные обстоятельства исключают возможность привлечения Общества к административной ответственности по ч.9 статьи 8.2 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

решение судьи Грязовецкого районного суда Вологодской области от 05 июля 2022 года, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №... от <ДАТА> и решение судьи Грязовецкого районного суда Вологодской области от 5 июля 2022 года, вынесенные в отношении АО «Шувалово» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Вологодского областного суда А.А. Коничева