Судья Бадмаева О.В. № 7-52/2020
РЕШЕНИЕ
г. Элиста 11 марта 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Манжиковой А.Э., с участием директора Общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» ФИО1 и его защитника Фисенко В.Ю., представителей Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 и ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника директора Общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» ФИО1 - Фисенко В.Ю. на постановление государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 от 11 ноября 2019 года № П-18.10/10-2019 и решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия № * от 26 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 от 11 ноября 2019 года № * директор Общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» (далее – ООО «ТехМашСервис») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия № * от 26 декабря 2019 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе защитник директора ООО «ТехМашСервис» ФИО1 - Фисенко В.Ю. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что протокол об административном правонарушении № * от 30.10.2019 г. в нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ содержит неверные сведения о месте совершения административного правонарушения, так как Общество имеет юридический адрес: 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, *, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица; в протоколе не сформулировано событие административного правонарушения, вопреки п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении не указаны время и место совершения должностным лицом правонарушения, а также установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении обстоятельства. Отмечает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что Обществом размещение отходов производства и потребления осуществляется согласно заключенному с ООО «8» договору от 01.01.2018 г. № * о размещении отходов на объекте, расположенном в г. * *ской области, плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г. (в части размещения отходов производства и потребления) должно вносить ООО «*». Указывает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами) за 2018 год составила 553,98 руб. и внесена в полном объеме 18.03.2019 г. По мнению автора жалобы, совершение впервые правонарушения, которое выразилось в неоплате небольшой суммы платежа, не создало существенной угрозы общественным отношениям в области природоохранного законодательства и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.
В письменном отзыве представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО3 просила отказать в удовлетворении доводов жалобы, оставив без изменения обжалуемые акты.
В судебном заседании директор ООО «ТехМашСервис» ФИО1 и его защитник Фисенко В.Ю. поддержали доводы жалобы, просили об отмене обжалуемых актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представители Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 и ФИО3 возражали против доводов жалобы, просили судебный акт и постановление должностного лица оставить без изменения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в соответствии с которыми судья, должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, а также ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также частями 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ).
Пунктами 1, 2, 3, 8 ст. 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Минприроды России N 3 от 9 января 2017 г. утверждена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, определены ее форма и порядок заполнения. Определено, что плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платежей за негативное воздействие на окружающую среду и указывают основания для ее исчисления.
Как следует из материалов дела, на основании приказов Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 23 сентября 2019 г. № *, от 14 октября 2019 г. № *в отношении ООО «ТехМашСервис» проведена плановая комплексная выездная проверка соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Из акта проверки № * от 30 октября 2019 г. следует, что Общество «ТехМашСервис» действует на основании Устава, утвержденного решением участника ООО «ТехМашСервис» № * от 20 февраля 2017 г. Решением № * единственного участника ООО «ТехМашСервис» от 11 ноября 2016 г. с указанной даты на должность генерального директора Общества назначен ФИО1 сроком на * года; Общество осуществляет эксплуатацию объекта – мини НПЗ по переработке углеводородного сырья, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Малодербетовский район, *, которому присвоен код *, I категория негативного воздействия, значительная категория риска, мини-нефтеперерабатывающий завод предназначен для переработки нефти в бензин, дизельное топливо и мазут; указанный объект состоит на государственном учете в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на момент проверки представлены декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017-2018 г.г., которые направлены в Управление Росприроднадзора по Республике Калмыкия в установленные сроки; Обществом размещение отходов производства и потребления осуществляется согласно заключенному с ООО «*» договору от 01.01.2018 г. № * о размещении отходов на объекте, расположенном в г. * *кой области, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г. в части размещения отходов производства и потребления направлена в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям; согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г. сумма платы составила 553,98 руб., в том числе плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами – 553,98 руб., указанная плата внесена в полном объеме 18 марта 2019 г. (копия платежного поручения от 18.03.2019 г. № *); по результатам проверки выявлены нарушения положений ст.ст. 16, 16.1, 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановления Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255 «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду», которые выразились в невнесении Обществом в установленный законом срок платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
30 октября 2019 г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 в отношении директора ООО «ТехМашСервис» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, по факту невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
Фактические обстоятельства совершения вмененного директору ООО «ТехМашСервис» ФИО1 административного правонарушения подтверждаются помимо протокола об административном правонарушении от 30 октября 2019 г. собранными по делу доказательствами: приказами Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 23 сентября 2019 г. № *, от 14 октября 2019 г. № *; актом проверки № * от 30 октября 2019 г.; декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г., составленной Обществом 04 марта 2019 г. и полученной Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия 05 марта 2019 г., согласно которой итоговая сумма платы составила 553,98 руб., в том числе плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами – 553,98 руб.; копией платежного поручения № * от 18.03.2019 г. о платеже ООО «ТехМашСервис» за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2018 г. в сумме 553,98 руб.; выпиской из ЕГРЮЛ; решениями единственного участника ООО «ТехМашСервис» от 11 ноября 2016 г. № *, от 20 февраля 2017 г. № *; свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № * от 10.01.2017 г.; иными доказательствами.
Представленным по делу доказательствам, отвечающим требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил ст. 26.11 КоАП РФ, должностным лицом и судьей районного суда дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица о привлечении директора ООО «ТехМашСервис» к административной ответственности, судья районного суда пришел к верному выводу о том, что должностным лицом правильно установлены фактические обстоятельства совершенного правонарушения и дана верная правовая квалификация действиям ФИО1
Вопреки доводам жалобы в протоколе об административном правонарушении отражено событие административного правонарушения, выразившееся в том, что должностным лицом - директором ООО «ТехМашСервис» ФИО1 по адресу: Республика Калмыкия, Малодербетовский район, *, не соблюдены требования законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды - в установленный ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ срок (до 1 марта года, следующего за отчетным периодом) плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год не внесена.
Доводы жалобы о неверном указании в протоколе об административном правонарушении места совершения административного правонарушения безосновательны.
Согласно содержащимся в абзаце 2 подпункта «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснениям, если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
В силу императивного требования ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника.
В соответствии со свидетельством № * от 10.01.2017 г. эксплуатируемый ООО «ТехМашСервис» объект – мини НПЗ по переработке углеводородного сырья, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Малодербетовский район, *, поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Из акта проверки № * от 30 октября 2019 г. следует, что на территории предприятия имеются здания, цеха и сооружения, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ: административный, производственный, бытовой корпусы, технологическая установка, насосная, автостояк для отгрузки мазута, площадка приема сырья, резервуарный парк, узел гидроочистки, установка улавливания легких фракций нефти, емкость системы водооборота, узел защелачивания, резервуар пожаротушения, очистные сооружения, площадка для отгрузки светлых нефтепродуктов, градирня, система биологической очистки сточных вод; имеется разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 29.05.2014 г. * со сроком действия с 29.05.2014 по 17.04.2019; на предприятии разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденный в 2014 году.
Таким образом, указанное в протоколе место совершения административного правонарушения соответствует месту нахождения стационарного источника выбросов загрязняющих веществ - Республика Калмыкия, Малодербетовский район, *.
Утверждение в жалобе о том, что в постановлении должностного лица не указаны время и место совершения правонарушения, подлежит критической оценке, так как из материалов дела (протокола об административном правонарушении, постановления должностного лица, акта проверки от 30.10.2019 г., декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г.) очевидно следует, что обязанность по внесению платы (в том числе за размещение отходов производства и потребления, не являющихся твердыми коммунальными отходами) подлежала исполнению не позднее 1 марта 2019 года, а местом совершения правонарушения, которое заключается в нарушении срока внесения такой платы, является место нахождения стационарного источника.
Не основаны на положениях Конституции РФ и законодательства об охране окружающей среды доводы жалобы об отсутствии в результате административного правонарушения какого-либо вреда или иных негативных последствий общественным и государственным интересам.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду на соответствующей территории, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Нарушение хозяйствующими субъектами установленного порядка внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, в том числе, несвоевременность ее внесения, создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности, так как лишает государственную власть возможности принимать все необходимые и достаточные меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков, а также покрывать издержки на осуществление таких мероприятий по ее восстановлению, что, в конечном счете, нарушает баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и снижает гарантии соблюдения и защиты экологических прав граждан. С учетом изложенного, а также установленного обстоятельства, отягчающего административную ответственность должностного лица, выражающегося в повторном совершении однородного административного правонарушения (постановление о назначении административного наказания № * от 13.11.2018 г. по ст. 8.2 КоАП РФ), оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание директору Общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» ФИО1 назначено в пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда, влекущих отмену или изменение постановления и судебного акта, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 от 11 ноября 2019 года № * и решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия № * от 26 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Фисенко В.Ю. – без удовлетворения.
Судья С.И. Говоров