ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-52/20 от 23.09.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Образцова О.Ю. Дело № 7-52/2020Р Е Ш Е Н И Е

г. Петропавловск-Камчатский «23» сентября 2020 года

Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев жалобу Каменюка А.Б. на постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13 августа 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении Каменюка А.Б. по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13 августа 2020 года Каменюк А.Б. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, ФИО1 просит постановление судьи отменить. Приводит доводы о том, что состоявшееся 9 мая 2020 года мероприятие, призывы к проведению которого им размещены на канале «Камчатский регион», не является публичным и не требует проведения процедур согласования в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; находит несправедливым примененное к нему наказание в виде административного штрафа вследствие его чрезмерной строгости.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения ФИО1, который поддержал доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административную ответственность по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Из материалов дела следует, что 7 мая 2020 года ФИО1, находясь в студии информационного агентства «Камчатский регион» в <...>, с использованием сети «Интернет» на видео хостинге «YouTube» на канале «Камчатский регион» разместил обращение, содержащее призыв к неопределенному кругу лиц принять участие в праздновании памятной даты 75-летия со Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Мероприятие предполагало возложение цветов и пение песен, посвященных Великой Отечественной Войне в парке Победы по бульвару Рыбацкой славы в г. Петропавловске-Камчатском, возложение цветов к памятнику Героям Курильского десанта в г. Петропавловске-Камчатском, проведение автопробега по маршруту г. Петропавловск-Камчатский – г. Елизово с использованием флагов Советского Союза и Знамени Победы с последующим возложением цветов к памятнику Героям Великой Отечественной Войны.

Уведомление о проведении 9 мая 2020 года публичного мероприятия ФИО1 в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа и администрацию Елизовского городского поселения не подавалось.

Приведенные обстоятельства положены в основу протокола об административном правонарушении, составленном 22 июля 2020 года старшим инспектором отделения по исполнению административного законодательства полиции УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому и последующего вынесения судьей Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края постановления о назначении ФИО1 административного наказания по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При вынесении постановления о назначении административного наказания судья нашел доказанным факт организации ФИО1 публичного мероприятия, проведенного 9 мая 2020 года в форме демонстрации, с использованием во время передвижения по заранее определенному маршруту транспортных средств, флагов Советского Союза, знамен Победы без подачи в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа и администрацию Елизовского городского поселения уведомления о проводимом публичном мероприятии.

С состоявшимся по делу постановлением согласиться нельзя.

Порядок организации публичных мероприятий, ответственность за нарушение которого установлена статьей 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушения, регламентирован нормами Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с основными понятиями, приведенными в ст. 2 этого Федерального закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», конституционное право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями. При этом данное право может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства на основе принципов юридического равенства и соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений указанного права (часть 3 статьи 17, части 1 и 2 статьи 19, часть 1 статьи 45, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

По смыслу приведенной выше правовой нормы и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ публичным может быть признано не всякое массовое мероприятие, в том числе связанное с организованным передвижением групп граждан и использованием транспортных средств. Под сферу регулирования Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ подпадают лишь те из них, которые имеют своей целью оказание влияния на деятельность органов публичной власти и сопровождаются выражением своего мнения, выдвижением требований по значимым общественно-политическим вопросам.

Подобное толкование закона соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 1 ноября 2019 года № 33-П, в соответствии с которой природой гарантированного статьей 31 Конституции РФ права, заложенными в нем политическими и публично-правовыми началами обусловливается вытекающая из ее статей 2, 18 и 71 (пункт «в») обязанность государства осуществлять регулирующее воздействие на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, с тем чтобы на основе баланса частных и публичных интересов обеспечить гражданам реальную возможность через организацию и проведение публичных мероприятий отстаивать свою позицию и заявлять требования по значимым, с их точки зрения, общественно-политическим вопросам, чем оказывать влияние на деятельность органов государственной и муниципальной власти как непосредственно, так и посредством формирования общественного мнения в целях привлечения внимания к различным проблемам и обсуждения предпочтительных способов своевременного и результативного их разрешения со стороны публично-властных институтов.

Анализ размещенного ФИО1 обращения не дает оснований полагать, что запланированное массовое мероприятие, приуроченное к памятной дате 75-летия со Дня Победы в Великой Отечественной Войне, имело своей целью оказать влияние на деятельность органов публичной власти. Адресованные неопределенному кругу лиц призывы принять участие в этом мероприятии не были сопряжены с необходимостью доведения до сведения окружающих мнения граждан по каким-либо общественно-политическим вопросам, а продиктованы намерением почтить память участников Великой Отечественной Войны с возложением цветов, пением песен этой тематики.

Установленные по делу обстоятельства проведения массового мероприятия сводятся к тому, что граждане, прибывшие 9 мая 2020 года на территорию Парка Победы в г. Петропавловске-Камчатском, приняли участие в возложении цветов, пении песен военной тематики, с последующей организацией автопробега по г. Петропавловску-Камчатскому с размещением на транспортирных средствах знамени Победы и флагов СССР.

Собранные по делу доказательства, в том числе письменные объяснения сотрудников полиции ФИО2, ФИО3, Нормандских С.В., ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, привлечённых к исполнению обязанностей по обеспечению общественного порядка 9 мая 2020 года, не содержат данных о том, что участие граждан в массовом мероприятии сопровождалось обсуждением общественно-значимых вопросов, выражением по ним своего мнения, выдвижением каких-либо требований с целью оказания влияния на деятельность органов публичной власти.

При таком положении дела нахожу необоснованным вывод о нарушении ФИО1, как организатором массового мероприятия, требований п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, чему судья Петропавловск-Камчатского городского суда, вопреки требованиям ст.ст. 24.1, 26.1 указанного Кодекса, не дал надлежащей правовой оценки.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда

РЕШИЛ:

постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13 августа 2020 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья В.Ф. Горн