ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-52/2023 от 26.07.2023 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Ларинина М.В. Дело № 7-52/2023

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 26 июля 2023 года

Судья Кировского областного суда Стёксов В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе первого заместителя главы администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области Б. на постановление судьи Советского районного суда Кировской области от 15 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя главы администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области Б.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Советского районного суда Кировской области от 15 июня 2023 года должностное лицо - первый заместитель главы администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением судьи, первый заместитель главы администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области Б. обратилась в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает на целевое использование бюджетных денежных средств муниципального дорожного фонда Лебяжского муниципального округа Кировской области со ссылками на пункт 5 Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Лебяжского муниципального округа, утвержденного решением Думы Лебяжского муниципального округа №66 от 19.11.2021, согласно которому бюджетные ассигнования дорожного фонда муниципального округа, в том числе подлежат направлению на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения (пункт 5.7). Муниципальной программой «Развитие транспортной системы Лебяжского муниципального округа» в 2022 году предусмотрены профилактические мероприятия по предупреждению детского дорожного транспортного травматизма, мероприятия, направленные на безопасность дорожного движения. В результате проведенного мероприятия, оспариваемые денежные средства в сумме 5000 руб. израсходованы на покупку сувенирной продукции для проведения МКОУДО «Дом детского творчества пгт. Лебяжье Кировской области» конкурса рисунков «Правила дорожного движения глазами детей». Решением Думы Лебяжского муниципального округа №105 от 25.02.2022 в феврале 2022 года были запланированы ассигнования на мероприятия по безопасности дорожного движения в сумме 5000 рублей на код бюджетной классификации 936 0409 0800004150 244 за счет остатка средств, сложившихся на едином счете бюджета округа на 01.01.2022. На указанный проект решения о внесении изменений в бюджет Лебяжского муниципального округа председателем Контрольно-счетной комиссии дано мотивированное заключение, в котором не было указано на то, что денежные средства в сумме 5000 рублей не соответствуют целевой статье закона Кировской области №25-ЗО от 21.12.2021 «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». В ходе внешней проверки отчета об исполнении бюджета муниципального образования Лебяжский муниципальный округ за первый квартал, полугодие и 9 месяцев 2022 года Контрольно-счетной комиссией нарушений использования дорожного фонда выявлено не было. Полагает, что во всех документах цель соответствует решению о бюджете, сводной бюджетной росписи, бюджетной смете, заключенным договорам и документам на оплату. Также считает, что штраф в размере 20000 рублей не соответствует тяжести и размеру оспариваемого нарушения на сумму в 5000 рублей. Указывает, что районным судом не были рассмотрены обстоятельства, характеризующие малозначительность правонарушения.

В возражениях на жалобу председатель Контрольно-счетной комиссии Лебяжского муниципального округа П. указала о законности и обоснованности постановления судьи районного суда, отсутствии оснований для его отмены. Полагает, что из информации, отраженной в пояснительной записке к проекту решения Думы от 25.02.2022, не усматривается, что ассигнования на профилактические мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в сумме 5000 рублей будут расходоваться за счет средств муниципального дорожного фонда. Мероприятия, предусмотренные муниципальной программой «Развитие транспортной системы Лебяжского муниципального округа» на профилактические мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, не запрещено проводить за счет бюджетных средств муниципального округа. В законе Кировской области №25-ЗО от 21.12.2021 «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» не содержится сведений о направлении денежных средств администрацией Лебяжского муниципального округа на профилактические мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в сумме 5000 рублей по целевой статье дорожного фонда Лебяжского муниципального округа.

В судебном заседании первый заместитель главы администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области Б. и ее защитник по доверенности С. поддержали доводы, изложенные в жалобе, настаивали на ее удовлетворении.

Должностное лицо - председатель Контрольно-счетной комиссии Лебяжского муниципального округа П. и представитель Контрольно-счетной комиссии Лебяжского муниципального округа по доверенности П.А.В. в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в возражениях на жалобу, указали на законность и обоснованность постановления судьи районного суда, просили отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, возражений на нее, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно статьям 28, 38 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствий с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Пунктом 1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ установлено, что дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. К дорожным фондам относится, в том числе муниципальные дорожные фонды.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения в период с 27.03.2023 по 26.04.2023 Контрольно-счетной комиссией Лебяжского муниципального округа внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Лебяжского муниципального округа за 2022 год, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств Лебяжского муниципального округа, на основании плана работы Контрольно-счетной комиссии Лебяжского муниципального округа на 2023 год, утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной комиссии Лебяжского муниципального округа от 27.12.2022 №21, установлено, что 20.12.2022 первый заместитель главы администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области Б.., исполняя обязанности главы Лебяжского муниципального округа, допустила нецелевое использование бюджетных денежных средств, выразившееся в приобретении сувенирной продукции по договору поставки от <дата> с ООО <данные изъяты> на сумму 5000 рублей за счет средств муниципального дорожного фонда Лебяжского муниципального округа Кировской области, в нарушение положений статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ и пункта 5 Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Лебяжского муниципального округа Кировской области, утвержденного решением Думы Лебяжского муниципального округа №66 от 19.11.2021 (далее– Порядок).

Пунктом 5 Порядка предусмотрено расходование средств дорожного фонда муниципального округа, в том числе на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196 «О безопасности дорожного движения» установлен перечень мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, который не предусматривает приобретение сувенирной продукции.

Решением Думы Лебяжского муниципального округа Кировской области от 25.02.2022 № 105 внесены изменения в решение Думы от 10.12.202 № 78 «О бюджете муниципального образования Лебяжский муниципальный округ Кировской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Согласно пояснительной записке к данному решению Думы за счёт остатка средств направлены ассигнования администрации округа на обеспечение безопасности дорожного движения в сумме 5000 руб. (л.д. 55).

Из анализа указанной пояснительной записки не усматривается, что ассигнования на профилактические мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в сумме 5000 рублей будут расходоваться за счет средств муниципального дорожного фонда.

Согласно муниципальной программе «Развитие транспортной системы Лебяжского муниципального округа», утвержденной постановлением администрации Лебяжского района Кировской области №342 от 08.10.2021, в местном бюджете на мероприятие «Профилактические мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, мероприятия направленные на безопасность дорожного движения» на 2022 год запланированы расходы в сумме 5000 руб. (п.1.6).

Факт правонарушения и вина первого заместителя главы администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области Б. в его совершении подтверждаются помимо протокола об административном правонарушении от 19.05.2023 (л.д. 2-5), в котором изложено существо нарушения, а форма и содержание протокола соответствуют требованиям пункта 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,- совокупностью исследованных судом доказательств, а именно: выпиской из акта Контрольно-счетной комиссии Лебяжского муниципального округа по результатам внешней проверки бюджетной отчетности администрации Лебяжского муниципального округа за 2022 (л.д. 10-11); копией договора поставки от <дата> (л.д. 21); копией счета на оплату от <дата> (л.д. 22); копией товарной накладной от <дата> (л.д. 23); копией платежного поручения от <дата> (л.д. 24); копией положения о муниципальном конкурсе рисунков, посвященных безопасности дорожного движения «Правила дорожного движения глазами детей» (л.д. 25-26); копией пояснений Б. от 18.05.2023 о видах (наименованиях) приобретенной сувенирной продукции (л.д. 30); выпиской из распоряжения администрации Лебяжского муниципального округа о назначении на должность Б. от <дата> (л.д. 12); копией трудового договора с Б. от <дата> (л.д. 14-17); копией должностной инструкции первого заместителя главы администрации Лебяжского муниципального округа, утвержденной распоряжением администрации Лебяжского муниципального округа от <дата> (л.д. 18-20); копией распоряжения администрации Лебяжского муниципального округа №163-К от 07.12.2022 о назначении Б. исполняющей обязанности главы Лебяжского муниципального округа (л.д. 13).

Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, собранные по делу доказательства объективно свидетельствует о том, что действия первого заместителя главы администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области Б. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод о наличии вины Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан в соответствии с требованиями статей 2.1, 2.2, 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводам Б.. об отсутствии события и состава вмененного ей административного правонарушения дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном акте. Данные доводы не опровергают выводы суда, основанные на фактических обстоятельствах дела и представленных в материалы дела доказательствах.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, поскольку не содержит указания на наступление последствий, возникших вследствие нарушения финансово-бюджетного законодательства, в силу чего наличие или отсутствие по делу материального ущерба не влияет на решение вопроса о наличии или отсутствии состава либо события административного правонарушения.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что районным судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Между тем, в силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

По смыслу приведенной нормы права любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом нецелевым расходование бюджетных средств считается исключительно направление бюджетных средств на иные, не предусмотренные правовым основанием выдачи этих средств, цели.

Действия первого заместителя главы администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области Б. верно квалифицированы по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.

Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Между тем имеются основания для освобождения Б. от административной ответственности на основании положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения, судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Предусмотренный в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правовой механизм, позволяющий с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, признать не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений правонарушение малозначительным, направлен на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и не превратился в средство подавления деятельности субъекта.

Кроме того, статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит ограничений в ее применении в отношении каких-либо административных правонарушений в зависимости от того, на какие объекты они посягают.

Как установлено выше, денежная сумма в размере 5 000 рублей из муниципального дорожного фонда была направлена на приобретение сувенирной продукции для проведения МКОУДО «Дом детского творчества пгт. Лебяжье Кировской области» конкурса рисунков «Правила дорожного движения глазами детей».

Целями указанного конкурса являлись пропаганда безопасного дорожного движения и профилактика ДТП с участием несовершеннолетних, активизация деятельности образовательных учреждений Лебяжского муниципального округа по воспитанию у учащихся культуры соблюдения правил дорожного движения, привлечение внимания участников конкурса к значимости знания правил дорожного движения в жизни каждого современного человека, формирование активной жизненной позиции по безопасности на дорогах, что следует из пункта 2 Положения о муниципальном конкурсе рисунков, посвященных безопасности дорожного движения «Правила дорожного движения глазами детей», согласованного с заместителем главы администрации Лебяжского муниципального округа по социальным вопросам, начальником управления образования Р.., директором Дома детского творчества пгт Лебяжье Т. и утвержденного главой Лебяжского муниципального округа О. 21.11.2022.

По итогам конкурса авторы лучших работ, занявших призовые места в каждой возрастной группе, награждаются грамотами и ценными призами (п. 8 указанного выше Положения).

Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что совершенное Б. деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий, малозначительности суммы нецелевого расходования денежных средств от общего объема муниципального дорожного фонда, а также конкретных обстоятельств настоящего дела не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

Кроме того, в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с объявлением первому заместителю главы администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области Б. устного замечания.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Советского районного суда Кировской области от 15 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя главы администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области Б. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Объявить Б. устное замечание.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Кировского областного суда В.И. Стёксов