ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-533 от 01.08.2011 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

                                                                                    Нижегородский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Нижегородский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №7-533/11

Р Е Ш Е Н И Е

г.Нижний Новгород

01 августа 2011 года судья Нижегородского областного суда В.В.Самарцева, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя Лошкарева М.А. – С. (по доверенности) на решение судьи Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 30.06.2011 года, которым постановление №19 заместителя руководителя региональной службы по тарифам Нижегородской области Н. от 06.05.2011 года о привлечении генерального директора ЗАО «************» Лошкарева М.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей оставлено без изменения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №19 заместителя руководителя региональной службы по тарифам Нижегородской области Н. от 06.05.2011 года генеральный директор ЗАО «************» Лошкарев М.А. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Лошкарев М.А. подал жалобу на постановление №19 заместителя руководителя региональной службы по тарифам Нижегородской области Н. от 06.05.2011 года в Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода.

Решением судьи Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 30.06.2011 года, постановление №19 заместителя руководителя региональной службы по тарифам Нижегородской области Н. от 06.05.2011 года о привлечении генерального директора ЗАО «*******************» Лошкарева М.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей оставлено без изменения, жалоба Лошкарева М.А. – без удовлетворения.

Представитель Лошкарева М.А. – С. (по доверенности) подал жалобу в Нижегородский областной суд, в которой просит отменить постановление №19 заместителя руководителя региональной службы по тарифам Нижегородской области Н. от 06.05.2011 года о привлечении генерального директора ЗАО «**************» Лошкарева М.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей и решение судьи Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 30.06.2011 года как вынесенные незаконно, необоснованно, с неправильным применением норм материального права.

Жалоба представителя Лошкарева М.А. – С. рассматривается с участием С., которому разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ. Права ясны, понятны, отводов и ходатайств не заявлено.

Жалоба представителя Лошкарева М.А. – С. рассматривается с участием представителя Региональной службы по тарифам Нижегородской области – У.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы представителя Лошкарева М.А. – С., заслушав лиц, участвующих по делу, суд, рассматривающий дело по жалобе приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации», государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую или тепловую энергию и их предельных уровней.

Тарифы на тепловую энергию рассчитываются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. №20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

Как следует из материалов дела, 15.02.2011 года в региональную службу по тарифам Нижегородской области поступило заявление ООО «****» о нарушениях по договору №22-Г «О долевом участии в техническом обслуживании электрооборудования и сетей электроснабжения от 24.11.2008 года.

По результатам проверки проведенной в период времени с 22.02.2011 года по 22.04.2011 года в отношении ЗАО «************», было установлено, что ЗАО «*************», является коммерческой организацией. В собственности ЗАО находится электрооборудование и электрические сети, а именно: ЛЭП 6 кВ - 2 линии, здание РП - 8, оборудование РУ-6 кВ РП-8, ТП 2355 в соответствии с планом приватизации.

24.11.2008 года между ЗАО «*************» и ООО «****» заключен договор о долевом участии в техническом обслуживании электрооборудования и сетей электроснабжения №22-5 (с условием пролонгации), согласно которому ЗАО «**************» обязуется выполнять работы по техническому обслуживанию своих электрических сетей и электрооборудования, находящегося на его балансе, согласно «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей; предоставлять свои электрические сети, электрооборудование для транзита ООО «****».

ООО «****» в свою очередь обязуется принимать долевое участие в техническом обслуживании и ремонте электрических сетей и электрооборудования, находящихся на балансе ЗАО «******************», по которым осуществляется транзит электроэнергии. За выполнение работ по техническому обслуживанию электросетей и оборудования находящихся на балансе ЗАО «******************», ООО «*****» перечисляет свою долю, которая определяется в зависимости от мощности трансформаторов, установленных в ТП ЗАО «*****************».

Расчеты по договору производятся в соответствии с п.3.1. по калькуляции ЗАО «***************», из которой следует, что потребитель услуг по договору обязан возмещать затраты владельца сетей и иного электрооборудования, в том числе на их обслуживание, а также амортизационные отчисления и аренду земли.

Мощность трансформаторов ООО «****» составляет 1260 кВА, стоимость обслуживания 1 кВА определена в размере 133 руб./кВА (калькуляция на 01.01.2009 г.).

Согласно представленным платежным документам, на расчетный счет ЗАО «****************» в 2009 году ООО «*****» перечислены денежные средства в размере 125685 руб., в 2010 году - 193095 руб.

В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Согласно п.6 Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно договору о долевом участии в техническом обслуживании электрооборудования и сетей электроснабжения №22-5 от 24.11.2008 года ЗАО «*******************» обязуется предоставлять свои электрические сети, электрооборудование для транзита ООО «****».

Транзитом электрической энергии и мощности является передача электрической энергии и мощности между двумя пунктами одной Стороны через территорию другой Стороны по ее электрическим сетям.

Согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ России от 06.08.2004г. № 20-Э/2, содержание (техническое обслуживание) и плата за потери в сетях, в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей входит в расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с п.65 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. №109, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.

На территории Нижегородской области органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов является РСТ Нижегородской области.

В РСТ Нижегородской области ЗАО «****************» с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных актов, не обращалось, государственное регулирование в отношении указанной организации не осуществлялось.

Из этого следует, что наличие договора №22-5 от 24.11.2008 года, заключенного с ООО «****» не свидетельствует об отсутствии нарушения порядка ценообразования, поскольку обслуживание электрооборудования, являющееся их фактическим предметом, является составной частью услуг по передаче электрической энергии (содержание сетей) и должно оплачиваться по утвержденному уполномоченным органом тарифу.

Вопросы руководства текущей деятельностью ЗАО «*****************» осуществляется единоличным исполнительным органом Общества в лице директора. В соответствии с абз.3 п.2 ст.69 Федерального закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества.

Данное положение закреплено также ст.46 Устава ЗАО «****************».

Согласно протоколу общего собрания от 28.06.2002г. генеральным директором ЗАО «*****************» был избран Лошкарев М.А. Трудовой договор №1 от 01.02.2006г. заключен с Лошкаревым М.А. на неопределенный срок (п.10 трудового договора). Выписка из ЕГРЮЛ от 08.04.2011г. также подтверждает полномочия единоличного исполнительного органа ЗАО «*****************» -генерального директора Лошкарева М.А.

Согласно п.2.1 трудового договора Лошкарев М.А. обязуется руководить в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений.

По результатам проверки, 22.04.2011 года начальником отдела государственного контроля и работы с потребителями региональной службы по тарифам Нижегородской области в отношении генерального директора ЗАО «**************» Лошкарева М.А. составлен протокол об административном правонарушении №16 за нарушение порядка ценообразования выразившееся в незаконном взимании ЗАО «******************» с потребителя ООО «****» платы за услуги по передаче электрической энергии в отсутствие установленного уполномоченным органом тарифа.

Постановлением №19 заместителя руководителя региональной службы по тарифам Нижегородской области Н. от 06.05.2011 года генеральный директор ЗАО «****************» Лошкарев М.А. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, … устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья…, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО «*******************» Лошкарева М.А. судья Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода исследовал представленные доказательства, имеющиеся в материалах дела: административный материал, протокол об административном правонарушении №16 (л.д.9-12), постановление №19 (л.д.3-8), Договор №5155000, объяснения Лошкарева М.А. и другие.

Оценив представленные доказательства, судья Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода счел достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что генеральным директором ЗАО «****************» Лошкаревым М.А. были допущены нарушения законодательства в области ценообразования.

Доводы жалобы представителя генерального директора ЗАО «****************» Лошкарева М.А. о неправомерности привлечения его к административной ответственности являются не убедительными и в полной мере опровергаются материалами дела.

Суд, пересматривающий дело по жалобе, соглашается с выводами и мотивами, изложенными судьей Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода при рассмотрении административного дела и вынесении решения в отношении генерального директора ЗАО «******************» Лошкарева М.А.

Выводы судьи основаны на материалах административного дела, оснований для переоценки доказательств у суда, пересматривающего дело, не имеется.

Наказание, генеральному директору ЗАО «****************» Лошкареву М.А. избранно в соответствии с санкцией ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Материалами дела установлено, что согласно п.2.1 трудового договора Лошкарев М.А. обязуется руководить в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений.

Лошкаревым М.А. как генеральным директором ЗАО «*****************» подписан Договор от 24.11.2008 № 22-Г, а также утверждены все калькуляции на техническое обслуживание, профилактику и ремонт электросетей и электрооборудования а также стоимость долевого участия потребителей, в числе которых находится ООО «****».

Таким образом, Лошкарев М.А., выполняя функции единоличного исполнительного органа ЗАО «*******************», был обязан обеспечить соблюдение ЗАО требований законодательства в области ценообразования.

Кроме того, как следует из материалов дела, между ЗАО «******************» и ООО «****» заключен договор о долевом участии в техническом обслуживании электрооборудования и сетей электроснабжения от 24.11.2008 года №22-5 (с условием пролонгации), согласно которому ООО «****» обязано принимать долевое участие в техническом обслуживании и ремонте электрических сетей и электрооборудования, находящихся на балансе ЗАО «*****************», по которым осуществляется транзит электроэнергии  (п.2.2. договора).

Расчеты по договору производятся в соответствии с п.3.1. по калькуляции ЗАО «******************», из которой следует, что потребитель услуг по договору обязан возмещать затраты владельца сетей и иного электрооборудования, в том числе на их обслуживание, а также амортизационные отчисления и аренду земли.

Между тем, плата за содержание сетей и плата за потери в сетях являются составными частями платы за услуги по передачи электрической энергии и входят в состав соответствующего тарифа  (Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. № 20-Э/2).

В соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Соответственно, взимание денежных средств за обслуживание электрических сетей, через которые осуществляется переток электрической энергии, в отсутствие установленного уполномоченным органом тарифа является нарушением порядка ценообразования, а сделка, противоречащая закону, является ничтожной в силу требований ст. 168 ГК РФ.

Учитывая изложенное, доводы жалобы о неправильном определении обстоятельств дела, неправильной их оценки не может быть принят судом во внимание, т.к. в данном случае, приведенные в материалах дела доказательства свидетельствуют о нарушении генеральным директором ЗАО «*****************» Лошкаревым М.А. ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.

Обязательным признаком состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.6 КоАП РФ, является наличие у субъекта статуса энергоснабжающей или энергосбытовой организации.

В соответствии со статьей 1 Закона N 41-ФЗ энергоснабжающей организацией признается любая коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

К энергосбытовым организациям в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" относятся организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии, оказание услуг по передаче электрической энергии.

Из вышеизложенного следует, ЗАО «*****************» в отношениях с ООО «****» выступает организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, следовательно, генеральный директор ЗАО «**************» Лошкарев М.А. является субъектом данного административного правонарушения и может нести административную ответственность, в соответствии с положениями ст.2.4 КоАП РФ.

Таким образом, факт нарушения генеральным директором ЗАО «**********************» Лошкаревым М.А. требований законодательства в области ценообразования имел место и подтверждается доказательствами.

Существенных нарушений процессуальных требований, содержащихся в КоАП РФ, которые могли бы повлечь за собой отмену постановления, судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 30.06.2011 года, которым постановление №19 заместителя руководителя региональной службы по тарифам Нижегородской области Н. от 06.05.2011 года о привлечении генерального директора ЗАО «*****************» Лошкарева М.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей оставлено без изменения – оставить без изменения, жалобу представителя Лошкарева М.А. – С. – без удовлетворения.

Копию настоящего решения направить в течение 3-х дней со дня вынесения настоящего решения в адрес Лошкарева М.А., представителя С., Региональной службы по тарифам Нижегородской области.

Судья областного суда В.В.Самарцева