Дело №7-535/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Амурского областного суда Михайленко В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника должностного лица – заместителя министра образования и науки Амурской области Бушовой Е.А. – Демуры Д.Г. на решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 03 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя министра образования и науки Амурской области Бушовой Елены Анатольевны,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя министра финансов Амурской области №49/2023 от 15 августа 2023 года заместитель министра образования и науки Амурской области Бушова Елена Анатольевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 03 октября 2023 года указанное постановление должностного лица изменено, из него исключено указание на повторное совершение Бушовой Е.А. административного правонарушения по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ на основании постановления от 19 сентября 2022 года по делу №<номер>, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, защитник должностного лица - заместителя министра образования и науки Амурской области Бушовой Е.А. – Демура Д.Г. обратился в Амурский областной суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным; порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области на софинансирование мероприятий по организации и проведению мероприятий по благоустройству территорий общеобразовательных организаций, утвержденный постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года №448 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Амурской области», устанавливает условие о наличии необходимых документов: протокола о проведении конкурсного отбора, проекта по благоустройству, копии сметы (локальной сметы) проекта, а не о необходимости их предоставления до даты заключения соглашения; в данном случае отсутствуют отрицательные последствия для всех участников указанных правоотношений, ущерб интересам общества и государства не нанесен; результат предоставления субсидии достигнут в полном объеме, в связи с чем правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых законных интересов.
На основании изложенного, просит решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 03 октября 2023 года отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник должностного лица - Демура Д.Г. поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 03 октября 2023 года отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Амурской области Ф.И.О.4 возражала относительно доводов жалобы, просила решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 03 октября 2023 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации определены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как следует из ст.6 Бюджетного кодекса РФ, межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области на софинансирование мероприятий по организации и проведению мероприятий по благоустройству территорий общеобразовательных организаций (далее Порядок) утвержден постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года №448 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Амурской области».
Согласно п.2 Порядка субсидии предоставляются министерством образования и науки Амурской области, являющимся главным распорядителем бюджетных средств (далее - главный распорядитель), бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с организацией и проведением мероприятий по благоустройству территорий общеобразовательных организаций, в рамках реализации государственной программы «Развитие образования Амурской области», которые включают следующие виды работ:
1) устройство малых архитектурных форм (скульптура, фонтаны, вазы, декоративные водоемы, декоративные стенки, трельяжи и решетки, альпийские горки или рокарии, цветочницы, скамейки, урны, беседки), приобретение и устройство физкультурно-оздоровительных сооружений, предназначенных для активного отдыха школьников;
2) устройство, ремонт покрытий тротуаров и проездов;
3) устройство, ремонт освещения прилегающей территории;
4) приобретение материала для устройства ландшафтного дизайна;
5) ремонт отмостки;
6) ремонт системы водоотведения;
7) озеленение территории.
В силу п.9 Порядка предоставление субсидии муниципальным образованиям осуществляется на основании заключенного между главным распорядителем и органом местного самоуправления муниципального образования соглашения о предоставлении субсидии согласно типовой форме соглашения, утвержденной приказом Министерства финансов Амурской области от 1 ноября 2019 года №229, при представлении следующих документов:
1) протоколов о проведении конкурсного отбора на лучшие проекты по организации и проведению мероприятий по благоустройству территорий общеобразовательных организаций, согласованного общественным советом муниципального образования;
2) проектов (дизайн-проектов) по благоустройству территорий общеобразовательных организаций, содержащих информацию о направлениях планируемых работ, утвержденных руководителем общеобразовательной организации;
3) копии смет (локальных смет) проектов на проведение работ по благоустройству территорий общеобразовательных организаций.
Частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как следует из материалов дела, Министерством финансов Амурской области по итогам контрольного мероприятия, проведенного в отношении МКУ «Отдел образования администрации Архаринского муниципального округа» на тему «Проверка целевого использования субсидии, предоставленной бюджету Архаринского района на софинансирование мероприятий по организации и проведению мероприятий по благоустройству территорий общеобразовательных организаций» за 2022 год (акт проверки от 23 июня 2023 года), установлено нарушение порядка предоставления субсидии на софинансирование указанных мероприятий, которое выразилось в следующем.
Средства субсидии были предоставлены муниципальному образованию Архаринский район на основании Соглашения от 10 февраля 2022 года <номер> о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на организацию и проведение мероприятий по благоустройству территорий общеобразовательных организаций (далее - Соглашение от 10 февраля 2022 года <номер>) на софинансирование мероприятий по благоустройству территорий общеобразовательных организаций. Протокол о проведении конкурсного отбора составлен 28 февраля 2022 года, проект по благоустройству выбран 28 февраля 2022 года, копия сметы (локальной сметы) проекта на проведение работ по благоустройству территории общеобразовательной организации, выбранного в результате конкурсного отбора, отсутствует.
В нарушение пункта 9 Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области на софинансирование мероприятий по организации и проведению мероприятий по благоустройству территорий общеобразовательных организаций, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года №448 (приложение №29), министерством образования и науки области заключено соглашение с администрацией Архаринского района в отсутствие необходимых документов: протокола о проведении конкурсного отбора, проекта по благоустройству, копии сметы (локальной сметы) проекта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя министра образования и науки Амурской области Бушовой Елены Анатольевны и привлечения ее к административной ответственности.
Фактически обстоятельства дела, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения и виновности заместителя министра образования и науки Амурской области Бушовой Е.А. в его совершении, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 02 августа 2023 года (л.д.72-75); актом выездной проверки от 23 июня 2023 года (л.д.80-86); соглашением о предоставлении субсидии от 10 февраля 2022 года <номер> (л.д.87-96); проектом на муниципальный конкурс «Наш школьный двор» (л.д.105-109) и иными материалами дела.
Перечисленные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется.
Представленные доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу, они оценены судьей Благовещенского городского суда по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу.
Порядок привлечения заместителя министра образования и науки Амурской области Бушовой Е.А. к административной ответственности соблюден, процессуальных нарушений при составлении административного материала и рассмотрении дела не допущено.
Постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел, и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, с соблюдением требований ст.3.1,4.1 названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, исследовав и оценив которые судья городского суда пришла к верному выводу о наличии в действиях заместителя министра образования и науки Амурской области Бушовой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Оснований для переоценки мотивированных выводов судьи, в том числе и по доводам рассматриваемой жалобы, не имеется.
Доводы жалобы о том, что решение суда является незаконным и необоснованным; порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области на софинансирование мероприятий по организации и проведению мероприятий по благоустройству территорий общеобразовательных организаций, утвержденный постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года №448 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Амурской области», устанавливает условие о наличии необходимых документов: протокола о проведении конкурсного отбора, проекта по благоустройству, копии сметы (локальной сметы) проекта, а не о необходимости их предоставления до даты заключения соглашения, нельзя признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном понимании норм права.
Факт заключения Соглашения от 10 февраля 2022 года <номер> между министерством образования и науки Амурской области и администрацией Архаринского района на софинансирование мероприятий по благоустройству территорий общеобразовательных организаций в отсутствие необходимых документов: протокола о проведении конкурсного отбора, проекта по благоустройству, копии сметы (локальной сметы) проекта, достоверно подтвержден материалами дела.
Доводы защитника должностного лица – Демуры Д.Г. о том, что в данном случае отсутствуют отрицательные последствия для всех участников указанных правоотношений, ущерб интересам общества и государства не нанесен; результат предоставления субсидии достигнут в полном объеме, в связи с чем правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых законных интересов, не могут быть признаны состоятельными ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2,3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является по своему признаку формальным, то есть считается законченным правонарушением, независимо от наступления вредных последствий, и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязательств, сопряженном с неисполнением субъективных обязанностей, установленных в целях соблюдения требований бюджетного законодательства.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнение им своих обязанностей по соблюдению порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к несогласию защитника с выводами судьи Благовещенского городского суда, изложенными в оспариваемом решении. Вместе с тем само по себе несогласие заявителя с выводами судьи не свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного акта и не влечет его отмену либо изменение.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судьей Благовещенского городского суда не допущено, обжалуемое решение от 03 октября 2023 года подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 03 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя министра образования и науки Амурской области Бушовой Елены Анатольевны оставить без изменения, а жалобу ее защитника Демуры Д.Г. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12 – 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).
Судья Амурского
областного суда В.Г. Михайленко