ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-54 от 02.03.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 7-54 судья Степанова Е.А. 2016 год

РЕШЕНИЕ

02 марта 2016 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Занегина Д.А. на постановление судьи Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 63-70).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, защитник ФИО1 адвокат по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ Занегин Д.А. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает неверную оценку судом обстоятельств, вмененного правонарушения, ссылаясь на то, что диспозиция ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ не предусматривает требования присутствия держателя листа на месте раскопок вместе с листом, а идет речь об отсутствии открытого листа как такового, при этом разрешение (открытый лист) у ФИО1 имелось. Полагает, что протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку в нем отсутствует конкретизация описания диспозиции данной статьи, так как нет указания на вид археологических работ, которые проводились ФИО1, также указано, что велись раскопки с нарушением условий согласования проектной документации, что не предусматривает ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ. Список памятников истории и культуры <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с приложением вкладыша с графическим отображением местности и условным отображением границ памятника не подтверждают место совершения правонарушения <адрес>, поскольку не отображена нумерация домов, и поэтому соотнести <адрес> к границам охраняемого памятника не представляется возможным. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков и процедуры составления, так как изначально протокол был составлен ДД.ММ.ГГГГ в момент выявления правонарушения, который определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ был возращен в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> для устранения недостатков, и только ДД.ММ.ГГГГ составлен новый протокол, то есть спустя 2 месяца 5 дней, что является существенным нарушением сроков (л.д. 73, 74-78).

В судебное заседание ФИО1, будучи надлежаще извещенным, не явился, о причине неявки не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства не заявил в связи с чем судья областного суда на основании п.п. 2,4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ признал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив дело, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Занегина Д.А., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, ФИО2, возражавшего относительно доводов жалобы и считавшего судебный акт законным и обоснованным, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ за проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом) с наложением административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года) правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.

Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Решение о выдаче разрешения (открытого листа) или об отказе в его выдаче принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия с учетом заключения Российской академии наук о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования. В случае выдачи разрешения (открытого листа) лицу, осуществлявшему археологические полевые работы на основании ранее выданного разрешения (открытого листа), новое разрешение выдается при условии принятия на хранение в Архивный фонд Российской академии наук научного отчета о выполненных археологических полевых работах.

Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).

Согласно п. 7 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года видами археологических полевых работ являются археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения

1) археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

2) археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

При этом археологические раскопки и археологические полевые наблюдения осуществляются в отношении уже известных объектов культурного наследия. Археологические разведки, напротив, с целью отыскания возможных новых ранее не обнаруженных объектов археологии.

Как следует из Постановления Правительства от 20 февраля 2014 года № 127 «Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия» открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования и подтверждают право на проведение одного из следующих видов археологических полевых работ: а) археологические разведки; б) археологические раскопки; в) археологические наблюдения.

Материалами дела установлено, что решением исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список памятников истории и культуры, в который вошел и Затьмацкий посад <адрес> (л.д. 3-6). Согласно паспорта Затьмацкого посада (Затьмачье) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с вкладышем от ДД.ММ.ГГГГ), указанный памятник расположен по адресу: <адрес>) – л.д. 7-17.Таким образом, «<данные изъяты>» является памятником истории и культуры и объектом археологического наследия, поставлен на государственную охрану.

Во исполнение приказа начальника Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении физического лица ФИО3 с целью осуществления государственного контроля в области сохранения и использования объектов культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> (л.д. 50-51).

По результату проведенной проверки главным консультантом отдела контроля за сохранением и использованием памятников и градостроительной деятельности ФИО2 составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в ходе проведенной внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 40 мин. на объекте археологического наследия «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, ФИО1 проводились археологические раскопки, о чем свидетельствовали действия указанного лица (ФИО1), поскольку он находился внутри открытого технического рабочего котлована, при помощи лопаты производил расчистку стенок котлована для ее последующей фото и графической фиксации. При осмотре объекта было установлено открытие 3-х технических котлованов без признаков археологической разметки. На стенах последнего (вновь отрытого) котлована ясно читались следы зубьев экскаваторного ковша, что свидетельствует о производстве земляных работ землеройной техникой без предварительного производства археологических раскопок вручную. При этом котлован откопан сквозь всю толщу культурного слоя и на глубину 1 метр углублен в материк. Разрешение (открытый лист) на право производства археологических работ на данном объекте у ФИО1 отсутствовало. На момент проведения контрольного мероприятия ФИО4 отсутствовала (л.д. 18-20).

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств:

решением исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и согласовании списков памятников истории и культуры», списками памятников истории и культуры <адрес> (л.д. 3, 4-6),

копией паспорта памятника истории и культуры «<данные изъяты>» (л.д.7-17),

приказом начальника Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки физических лиц (л.д. 50-51),

актом проверки состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, составленному и подписанному лицами, уполномоченными на проверку, в котором имеются объяснения ФИО5 о том, что работы на объекте по выполнению археологических раскопок проводил ФИО1, в связи с отсутствием ФИО4 (л.д.18-20),

фотоматериалом (л.д.21-34),

открытым листом , выданным Министерством культуры Российской Федерации ФИО4 на право проведения археологических полевых работ в <адрес> на территории объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты> ХIV-ХVII в.в» на участке прокладки коммуникаций к строящемуся дому по <адрес>. На основании указанного листа ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеет право производить археологические раскопки на указанном объекте культурного наследия. Передоверие права на проведение археологических полевых работ по данному открытому листу другому лицу запрещается (л.д.58),

протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, ФИО1 разъяснены, им даны объяснения. Копия протокола вручена ФИО1 в установленном законом порядке (л.д.44-46),

которым судьей дана оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, и не соглашаться с ней оснований не имеется.

При таких обстоятельствах выводы судьи районного суда о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ являются правильными.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, поскольку диспозиция ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ не предусматривает требования присутствия держателя листа на месте раскопок вместе с листом, а идет речь об отсутствии открытого листа как такового основаны на неверном толковании законодательства и подлежат отклонению.

Исходя из системного толкования положений ст. 45.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ право на право доступа к объектам археологического наследия, проведение археологических полевых работ на которые предусмотрены разрешением (открытым листом) имеет физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист).

Открытый лист выдан ФИО4, при этом ДД.ММ.ГГГГ при производстве археологических работ держатель листа не присутствовал, работы проводились ФИО1 самостоятельно.

Наличие договора подряда по организации работы землекопов на участке археологического исследования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между автономной некоммерческой организацией «<данные изъяты>» в лице директора ФИО4 и ФИО1 (л.д.59), не свидетельствует о передаче права по производству археологических работ по открытому листу ФИО4 ФИО1, так как передача указанного права запрещено.

Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен с нарушением сроков составления, не свидетельствует о его незаконности, поскольку нарушение установленных сроков ст. 28.5 и ст. 28.8 КоАП РФ составления протокола относится к несущественным недостаткам протокола, так как эти сроки не являются пресекательными, и указанное обстоятельство не является основанием для признания протокола незаконным и не препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении.

Вопреки доводам жалобы процедура составления протокола об административном правонарушении не нарушена.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии физического лица в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении,

В силу частей 3 - 5 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.

В связи с вышеизложенным, установленных фактических обстоятельств считаю, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ составлен в соответствии с требованиями ст.ст. 28.1, 28.2, 28.3 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, противоречий не усматривается, каких-либо замечаний по содержанию протокола ФИО1 не приносились.

Иные доводы жалобы не содержат ни правовых оснований, ни фактических обстоятельств, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, в то время, как оснований для их переоценки по доводам жалобы не имеется.

При таких обстоятельствах действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ, его виновность в совершении указанного правонарушения установлена.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ соблюден.

Принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ФИО1, не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя, в пределах минимальной санкции ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ, и оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица и судебного решения не имеется.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Занегина Д.А. - без удовлетворения.

Судья И.В.Яшина