судья Емельянова С.Н. дело № 7-542/2017
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев Владимир Александрович, с участием старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по УР Б.В.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 08 ноября 2017 года жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по УР Б.В.В.. на решение судьи Игринского районного суда УР от 02 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении директора общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (далее- ООО <данные изъяты>») Щ.В.А.
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО <данные изъяты>Щ.В.А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 02 октября 2017 года, по жалобе директора ООО <данные изъяты> постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено по п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике просит отменить решение судьи, дело направить на новое рассмотрение. Свои требования мотивирует тем, что судьей не выполнены требования закона об объективном, полном и всестороннем рассмотрении дела.
В судебном заседании старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по УР Б.В.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического либо юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в отношении ООО <данные изъяты> проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что директор ООО <данные изъяты> не обеспечил проведение обучения руководителя и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду по программе <данные изъяты>
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональном использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Частью 1 ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Специалистами являются лица, на которые возложены нормативно-правовым актом или индивидуально правоприменительным актом (распоряжением) функции по принятию и реализации эколого значимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п., проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории.
Руководителем ООО <данные изъяты> является Щ.В.А., что следует из протокола внеочередного общего собрания участников ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
Прекращая производство по делу, судья указала, что в постановлении старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике не указано, какие конкретно сотрудники, на которых возложены функции по принятию и реализации экологозначимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п., проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории, обязаны были пройти обучение. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела какой-либо информации о данных обстоятельствах также не содержат.
Однако указанные выводы судьи районного суда о необходимости отмены постановления должностного лица и прекращения производства по делу законными и обоснованными не являются по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ - задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ - по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ - судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Исходя из смысла ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации так и на ее соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.
В соответствии с положениями ст. 71 - 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации", Основ государственной политики в области обеспечения химической, биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. N Пр-2194, иных федеральных законов и нормативно-правовых документов в сфере обеспечения экологической безопасности Министерством образования и науки Российской Федерации 31 июля 2008 г. утверждены требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления", "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля", "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами".
Во исполнение, в том числе, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с указанными выше документами при организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности до принятия иных нормативных правовых актов необходимо руководствоваться Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 и Распоряжением Ростехнадзора от 8 апреля 2009 г. N 18-рп.
Согласно указанному выше Положению об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" подготовка руководящих работников и специалистов, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляется в соответствии с требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами". При этом первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца при назначении на должность.
В данном случае как было установлено должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, в результате деятельности ООО <данные изъяты> оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, руководитель Общества, а также его специалисты, ответственные за принятие решений, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду обязаны пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с приведенными выше условиями и положениями.
При этом под руководителем организации понимают лицо, которое без доверенности действует от имени организации, представляет ее интересы, распоряжается имуществом, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в кредитных организациях расчетный и другие счета, является распорядителем кредитов, утверждает штаты, издает локальные акты управления (приказы, указания и др.), обязательные для всех работников.
Таким руководителем ООО <данные изъяты> является Щ.В.А.
В связи с этим, а также с учетом приведенных выше положений нормативно-правовых актов Щ.В.А. как руководитель организации, деятельность которой оказывает негативное воздействие на окружающую среду обязан был пройти подготовку руководителя организации по программе в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в месячный срок с момента своего назначения на данную должность.
Данному обстоятельству судьей оценка не дана.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судьей районного суда, не были учтены требования действующего законодательства, а также все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения настоящего дела, в нарушение указанных выше процессуальных требований статей КоАП РФ установлены не были, что является существенным нарушением, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену вынесенного по делу решения с возвращением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по УР Б.В.В. удовлетворить.
Решение судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 02 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ в отношении директора общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>Щ.В.А. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Игринский районный суд Удмуртской Республики.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.