ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-548/14 от 03.09.2014 Кировского областного суда (Кировская область)

  Судья Чепурных М.В.          Дело № 7-548/14

 РЕШЕНИЕ

 г. Киров                                                                                 03 сентября 2014 года

 Судья Кировского областного суда Кощеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе заместителя главы Департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 07 августа 2014 года по делу об административном правонарушении предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                           УСТАНОВИЛ:

 Главным контролером-ревизором отдела взаимодействия и финансового контроля в правоохранительных органах и судебной системы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области ФИО2 19 июня 2014 года в отношении должностного лица - заместителя главы департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 На основании статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении и материалы дела в отношении ФИО1 были переданы на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Кирова.

 Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 07 августа 2014 года производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя главы Департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области ФИО1, по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за малозначительностью совершенного деяния.

 ФИО1 подана жалоба, в которой она ставит вопрос об отмене постановления суда от 07 августа 2014 года в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. В обоснование доводов указывает, что предоставлять средства федерального бюджета на поддержу народных художественных промыслов может любой федеральный орган государственной власти, в том числе и Минэкономразвития РФ. Если организация народных художественных промыслов соответствует условиям, предусмотренными статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года, то данная организация автоматически является субъектом малого и среднего предпринимательства и имеет право на получение государственной поддержки как субъектом малого и среднего предпринимательства по линии Минэкономразвития РФ. Федеральным законом о бюджете на 2013 год, соглашением, заключенным между Минэкономразвития РФ и Правительством Кировской области, законом о бюджете Кировской области, сводной бюджетной росписью областного бюджета закреплена одна и та же целевая статья 3450100. В соответствии с документами, на основании которых осуществлялось перечисление субсидии ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка», средства из федерального бюджета, выделенные в виде субсидии были направлены по коду бюджетной классификации, в которой содержится код целевой статьи - 3450100, что соответствует целевой статье, указанной в соглашении (п. 1.2), то есть на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Учитывая вышеизложенное, факт нецелевого использования полученной субсидии из средств федерального бюджета, отсутствует.

 В судебном заседании ФИО1, защитники Бровицына В.С., Савченко В.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме.

 Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

 В соответствии с частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

 В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

 Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что в ходе проведения выездной проверки целевого использования субсидий, предоставляемых в 2012-2013 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства установлено, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 06 января 1999 года № 7-ФЗ, раздела 5 областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 -2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25 августа 2009 года № 22/259, должностным лицом - заместителем главы Департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области ФИО1 в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, допущено направление средств субсидии, выделенной из федерального бюджета бюджету Кировской области на государственную поддержку на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства включая крестьянские (фермерские) хозяйства в сумме 143654 рубля на поддержку ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» - организации народных художественных промыслов, включенной в Перечень организаций НХП, поддержка которых осуществляется за счет федерального бюджета, то есть на цели не соответствующие целям, определенным нормативно-правовыми актами, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Разрешая дело по существу, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Полагаю данный вывод неверным, поскольку он основан на неверном толковании материального права.

 Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

 В соответствии со статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

 Согласно статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

 Установлено, что ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» имеет статус предприятия народных художественных промыслов.

 В статье 4 Федерального закона № 7-ФЗ от 06 января 1999 года «О народных художественных промыслах» определено, что федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают поддержку народным художественным промыслам (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

 В рамках реализации данного закона Правительств РФ уполномочило федеральный орган исполнительной власти в лице Минпромторга РФ по решению вопроса о предоставлении субсидий предприятиям народных художественных промыслов.

 Приказом Минпромторга России от 22 июня 2010 года № 509 утвержден Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» включен в указанный перечень.

 В то же время в части 2 статьи 5 Федерального закона № 7-ФЗ от 06 января 1999 года «О народных художественных промыслах» установлено, что к организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов.

 В статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства.

 С учетом вышеназванных положений, определение «организация народных промыслов» не может быть отнесена к какой-либо определенной организационно-правовой форме, указанное определение определяет статус организации.

 Поскольку ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» соответствует установленным в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» критериям, указанное юридическое лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства имеющим статус организации народных художественных промыслов.

 Приказом Минпромторга РФ от 17 февраля 2009 года № 64 (ред. от 15.12.2011) утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов.

 Согласно подпункта «г» пункта 2 Правил субсидии предоставляются организациям на безвозмездной и безвозвратной основе по следующим направлениям: на возмещение не более 90% произведенных затрат на организацию работ по продвижению товаров (изделий народных художественных промыслов) на рынок; участие в отечественных и зарубежных фестивалях, выставках и ярмарках (расходы на аренду оборудованных выставочных площадей без учета налога на добавленную стоимость); изготовление рекламной продукции (буклетов, проспектов, плакатов, календарей, видеопродукции без учета налога на добавленную стоимость)

 В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

 В соответствии со статьей 7 закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры, в том числе по обеспечению финансовой поддержки СМСП.

 Согласно статье 9 данного закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития СМСП относятся, в том числе поддержка региональных программ развития СМСП.

 Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

 В части 3 Правил определено, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор в порядке и на условиях, которые установлены Министерством экономического развития Российской Федерации.

 Приказом Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» определены основания предоставления субсидий федерального бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма (пункт 5.24).

 При реализации Минэкономразвития РФ своих полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставленных законом № 209-ФЗ, было заключено соглашение с Правительством Кировской области.

 Предметом данного соглашения является предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Кировской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с областной целевой программой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от № 25.08.2009 22/259. В перечне мероприятий соглашения, на реализацию которых предоставлены субсидии из федерального бюджета, содержится мероприятие «Государственная поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области».

 Вышеназванные положения регламентируют, что государственную поддержку могут получить все субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе, имеющие статус народных художественных промыслов, при этом сфера народных художественных промыслов выделена как отдельная категория субъектов малого и среднего предпринимательства, которой может быть оказана государственная поддержка.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка», как субъект малого предпринимательства, имеющий статус организации народных художественных промыслов, может получать государственную поддержку не только по линии Минпромторга РФ, а так же по иным линиям государственной поддержки. Предоставлять средства федерального, бюджета на поддержку народных художественных органов может любой федеральный орган государственной власти, в том числе и Минэкономразвития РФ.

 В Приложении № 7 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2013 год» предусмотрены расходы Минэкономразвития РФ в виде субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства по коду целевой статьи 3450100.

 Соглашением, заключенным между Минэкономразвития РФ и Правительством Кировской области, законом о бюджете Кировской области, сводной бюджетной росписью областного бюджета, бюджетной росписью областного бюджета, бюджетной сметой на отражение расходов федерального бюджета по предоставлению бюджетам субъектов РФ субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства закреплена целевая статья 3450100.

 Установлено, что 13 декабря 2013 года между Департаментом развития предпринимательства и торговли Кировской области в лице главы Департамента ФИО3 и ООО «Центрнародных промыслов и ремесел «Вятка» в лице директора ФИО4, заключен договор № 127/суб о предоставлении субсидии на возмещение затрат организации народных художественных промыслов, связанных с участием в выставках. Договор заключен в соответствии с Порядком предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов Кировской области, участвующим в региональных, межрегиональных и (или) международных ярмарках, выставках, конкурсах, фестивалях и иных подобных мероприятиях, проходящих за пределами Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 15 октября 2012 года № 175/625 и на основании протокола № 12 от 29 ноября 2013 года заседания комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) организаций народных художественных промыслов для предоставления государственной поддержки.

 Согласно заявке на кассовый расход от 17 декабря 2013 года № 98, подписанной заместителем главы Департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области ФИО1, с лицевого счета № <***>, открытого УФК по Кировской области, за счет средств субсидии, выделенной из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, по главе 820, разделу 04 «Национальная экономика», подразделу 12 «Другие вопросы в области национальной экономике», целевой статье 3450100 «Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», виду расходов 006 «Субсидии юридическим лицам», КОСГУ 242 «Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных образований» ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» выплачена субсидия на поддержку и развитие народных художественных промыслов в сумме 143654 рубля.

 В соответствии с документами, на основании которых осуществлялось перечисление субсидии ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка», средства из федерального бюджета, выделенные в виде субсидии, были направлены по коду бюджетной классификации 820 0412 3450100 006 242 (в которой содержится код целевой статьи - 3450100), что соответствует целевой статье регламентирующей расходы на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в том числе на реализацию мероприятий по государственной поддержке и развитию сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области.

 Все субъекты малого и среднего предпринимательства Кировской области направили заявки на получение необходимых субсидий. Соответствующее финансирование, в установленном объеме, передано ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» и не повлекло нарушения прав иных субъектов малого и среднего предпринимательства. В случае если целевые средства не были бы переданы адресату, то они должны были быть возвращены поставщику денежных средств. При этом, поставщик денежных средств не усмотрел какого либо не целевого расходования денежных средств.

 При таких обстоятельствах, полагаю, что выводы судьи о наличии состава административного правонарушения, поскольку возмещение затрат организации народных художественных промыслов было произведено в рамках соглашения по развитию малого и среднего предпринимательства, а не в рамках соглашения по поддержке народных художественных промыслов являются ошибочными. Осуществление государственной поддержки на поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в данном случае не может быть признано нецелевым использованием бюджетных средств, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

 При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенное по настоящему делу постановление в отношении заместителя главы департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области ФИО1 подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 РЕШИЛ:

 жалобу ФИО1 удовлетворить.

 Постановление судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 07 августа 2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области ФИО1 отменить.

 Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Судья          А.В. Кощеев