ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-548/19 от 25.12.2019 Томского областного суда (Томская область)

Судья Хабаров Н.В. Дело № 7-548/2019РЕШЕНИЕ

г. Томск 25 декабря 2019 года

Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе Буровой Натальи Николаевны на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Томской области от 06.09.2019 и решение судьи Советского районного суда г. Томска от 06.11.2019, вынесенных в отношении начальника Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска Буровой Н.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением руководителя Федеральной антимонопольной службы по Томской области № 070/04/7.29-338/2019 от 06.09.2019 начальник Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска Бурова Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Томска от 06.11.2019 данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника – без удовлетворения.

Не согласившись с вышеуказанными актами, Бурова Н.Н. обратилась с жалобой в Томский областной суд, в которой просит постановление и решение судьи отменить как незаконные, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что при вынесении решения судьей не учтены требования бюджетного законодательства и регламентированные сроки и порядок внесения изменений в бюджеты различных уровней. Указывает, что согласно положению ст. 242 БК РФ, все денежные средства, не освоенные в текущем году подлежат возврату в соответствующие бюджеты, которыми они были выделены на текущий год, в связи с чем, инициирования Буровой Н.Н. процедуры аукциона, лимиты денежных средств могли бы и не вернуться в Департамент. Отмечает, что при вынесении решения судьей районного суда не учтены доводы жалобы о невозможности использования денежных средств путем их деления на приобретение отдельно здания и отдельно оборудования, поскольку данное деление привело бы к нецелевому расходованию бюджетных средств. В жалобе выражает несогласие на указание Буровой Н.Н. о необходимости отказаться от заключения контракта на приобретение социально-значимого объекта. Указывает, что общеобразовательное учреждение возведено по типовой проектной документации, предусматривающей оснащение объекта оборудованием и инвентарем с поэтажным планом его расстановки. Проектная документация по объекту капитального строительства общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского в г. Томске является документацией повторного применения, внесенная в реестр типовой проектной документации и имеющая положительное заключение государственной экспертизы № 70-1-5-0160-15 от 21.12.2015, при этом разделом №5 данной проектной документации полностью предусмотрено все оборудование (инвентарь) необходимый для данной школы. 07.03.2019 Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Томска выдано ОАО «ТДК» разрешение на строительство общеобразовательной организации, а 28.02.2019 Главной инспекцией государственного строительного надзора Томской области выдано заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капительного строительства, в результате чего выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. Отмечает, что бюджетные ассигнования на приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского в г. Томске поступали с разных уровней бюджета, определенные денежные средства из федерального и регионального бюджетов поступили на лицевой счет Департамента недвижимости только 17.06.2019, при этом на дату ввода в эксплуатацию (28.02.2019) здание уже было полностью укомплектовано оборудованием и инвентарем, что исключало раздельное приобретение здания и оборудования. Кроме того, продавец письменно - 03.09.2019 подтвердил, что не намерен был продавать данное здание школы раздельно с оборудованием и инвентарем. Также ЗАО «ТОМ-ДОМ Томская домостроительная компания» указано на то, что в случае не оснащения построенного объекта оборудованием, предусмотренным проектно-сметной документацией, у уполномоченных органов имелись бы основания отказать в выдаче предусмотренного Градостроительным кодексом Российской Федерации заключения о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации и разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию. Полагает, что в действиях должностного лица Буровой Н.Н. отсутствует состав, вменяемого в постановлении прокуратуры о возбуждении дела, административного правонарушения. В обосновании названных доводов ссылается на «Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом ВС от 28.06.2017, судебное постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.03.2019 по делу № А23-6238/2017, а также на судебную практику по иным делам. Отмечает, что возможность включения в смету строительства стоимости затрат на приобретение оборудования и стоимости работ по его монтажу предусмотрена п.3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской федерации, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 №15/1. Указывает, что муниципальный контракт, предметом которого является покупка СОШ на 110 мест вместе с имуществом, был заключен в порядке п. 31 ч.1 ст. 93 Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ, что не противоречит действующему законодательству о контрактной системе в совокупности с иными законами и нормами.

В судебном заседании защитник Буровой Н.Н. - Плетенкина М.Н. доводы жалобы поддержала.

Представитель прокуратуры Томской области Емельянова С.А. против доводов жалобы возражала, состоявшиеся по делу акты полагала законными и обоснованными, просила приобщить к материалам дела письменные возражения прокурора г. Томска на жалобу.

Бурова Н.Н. в суд не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, в вязи с чем судья определил рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела­­­ об административном правонарушении, заслушав пояснения участников судебного разбирательства, судья приходит к нижеследующему.

Частью 1 ст. 7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Согласно п. 31 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Томской области от 22.03.2016 № 79а утверждена программа «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях». Пунктом 1.2.1.2 Приложения № 2 указанной программы предусмотрено приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по адресу: г. Томск, ул. П.Федоровского, при этом, указан срок реализации - 2019 год и объем финансирования - 1082490,1 тыс. рублей.

Во исполнение указанное программы законом Томской области от 28.12.2017 № 156-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено выделение денежных средств на приобретение объектов недвижимого имущества, в том числе на приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П.Федоровского в г. Томске.

Решением Думы Города Томска от 04.12.2018 N 980 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов» предусмотрено приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П.Федоровского в г. Томске (в рамках реализации государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях»).

Согласно постановлению администрации Города Томска от 29.04.2019 № 324 «О принятии расходного обязательства» в 2019 году муниципалитетом были принято расходное обязательство по приобретению здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П.Федоровского в г. Томске, которое исполнялось за счет средства федерального, областного и муниципального бюджетов. Уполномоченным органом по исполнению расходного обязательства определен Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.

В соответствии с соглашением № 697001000-1-2019-003 от 30.04.2019 между Департаментом архитектуры и строительства Томской области и Департаментом управлением муниципальной собственностью администрации Города Томска (далее - Соглашение) Департамент архитектуры и строительства Томской области обязался предоставить в 2019 году субсидию из областного бюджета муниципальному образованию «Город Томск» на приобретение «здания для размещения общеобразовательной организации с целью реализации государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» по объекту «Приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П.Федоровского в г. Томске», а муниципальное образование «Город Томск» обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению и обеспечить софинансирование на указанные цели за счет средств местного бюджета в 2019 году (п.1.1 Соглашения).

Согласно п. 2.3 Соглашения целевым назначением субсидии является: приобретение здания для размещения общеобразовательной организации с целью реализации государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» по объекту «Приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П.Федоровского в г. Томске».

Вместе с тем, ни постановлением администрации Томской области от 22.03.2016 № 79а, которым утверждена программа «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях», ни решением Думы Города Томска от 04.12.2018 N 980 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов», ни постановлением администрации Города Томска от 29.04.2019 № 324, ни соглашением № 697001000-1-2019-003 от 30.04.2019, заключенным между Департаментом архитектуры и строительства Томской области и Департаментом управлением муниципальной собственностью администрации Города Томска, не установлены требования о приобретении здания для общеобразовательной организации и оборудования для нее у единственного поставщика.

Согласно п. 1 Распоряжения администрации Города Томска от 08.05.2019 №р563 «О приобретении в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для организации образовательного учреждения Департамент управления муниципальной собственностью Города Томска определен уполномоченным органом на заключение и исполнение муниципального контракта купли-продажи здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П.Федоровского.

Пунктом 2 Распоряжения установлено, что в целях исполнения п. 1 настоящего Распоряжения Департаменту надлежит обеспечить подготовку проекта муниципального контракта на приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П.Федоровского в г. Томске в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

При этом в указанном распоряжении администрации Города Томска также не указано о необходимости приобретения здания для общеобразовательной организации и оборудования для нее у единственного поставщика.

Таким образом, Бурова Н.Н., занимая должность начальника Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, в нарушение требований п. 31 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» помимо нежилого здания для общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского, 4 в г. Томске, инженерных коммуникаций, самостоятельно приняла решение о закупке движимого имущества (отделимого оборудования): стоматологическое оборудование, велотренажеры, вешалки, мебель, музыкальные центры, утюги, фены, холодильники, чайники, часы, ноутбуки, телевизоры, программное обеспечение, микроскопы и т.п., указанные в приложении № 2 к Контракту.

Из содержания п. 1.1 указанного муниципального контракта продавец (ЗАО «ТОМ-ДОМ Томская домостроительная компания») обязалось передать в собственность покупателя (муниципальное образование «Город Томск») здание с оборудованием и земельным участком для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П.Федоровского в г. Томске именуемое как «Общеобразовательная организация на 1100 мест по ул. П.Федоровского в г. Томске» в составе: здания с элементами благоустройства; принадлежностей (оборудования), необходимого для эксплуатации и осуществления деятельности общеобразовательной организации, в том числе движимого имущества согласно перечню по приложению № 2 к Контракту.

При этом приложением № 2 к муниципальному контракту установлен перечень приобретаемого движимого имущества, в том числе: мебель, электрооборудование, спортивное оборудование, информационно-образовательное оборудование, образовательное оборудование, иное оборудование и т.п.

Вопреки доводам жалоб, факт совершения Буровой Н.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, подтверждается исследованными судом доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Согласно положениям должностной инструкции начальник Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска несет персональную ответственность за выполнение возложенных на департамент функций и полномочий.

Вина Буровой Н.Н. как должностного лица выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при способе определения поставщика оборудования для общеобразовательной организации, а именно осуществлении закупки движимого имущества у единственного поставщика без проведения необходимых конкурсных процедур.

Довод жалобы о невозможности использования денежных средств путем их делении на приобретение отдельно здания и отдельно оборудования со ссылкой на копию письма на имя Буровой Н.Н. из Департамента финансов администрации Города Томска от 27.08.2019 «О возможности проведения отдельных закупок», поскольку их разделение привело бы к нецелевому расходованию бюджетных средств, судом не принимается.

Приобретение нежилого здания вместе с оборудованием не может осуществляться в одном лоте. Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик должен был приобрести оборудование путем проведения отдельного открытого конкурса или электронного аукциона, чего в данном случае сделано не было.

Соответственно начальник Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска Бурова Н.Н. в соответствии с Распоряжения администрации Города Томска от 08.05.2019 № р563, в котором указано о необходимости соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»могла в соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 93 указанного Федерального закона заключить с ЗАО «ТОМ-ДОМ Томская домостроительная компания» муниципальный контракт на поставку только здания для образовательной организации.

Вопрос об обеспечении финансирования приобретения оборудования для образовательной организации, как и самого здания, согласно п. 3 Распоряжения администрации Города Томска от 08.05.2019 № р563 был поручен Департаменту финансов администрации Города Томска.

Соответственно решение указанного вопроса было в компетенции данного органа администрации Города Томска, а не Департамента возглавляемого Буровой Н.Н.

Довод в жалобе о том, что на ул. П.Федоровского в г. Томске отсутствовали иные здания, пригодные для размещения общеобразовательные организации, не может быть принята во внимание, поскольку данный обстоятельство не является обстоятельством для определения способа закупки оборудования, и относится только к недвижимому имуществу.

Также судом не принимается довод жалобы о том, что ЗАО «ТОМ-ДОМ Томская домостроительная компания» в письме от 03.09.2019 сообщило о том, что не намерено было продавать данное здание для школы раздельно с оборудованием и инвентарем.

Во-первых, такой вопрос начальником Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска Буровой Н.Н. перед заключением муниципального контракта в мае 2019 года не ставился перед продавцом, а во-вторых, необходимость соблюдение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не можетставитьсяв зависимостиотпотенциального поставщика товара для муниципальных нужд, его намерений и желаний.

Довод жалобы о том, что здание для общеобразовательной организации по ул. П.Федоровского, 4 в г. Томске возведено по типовой проектной документации в связи с чем изначально предусматривало оснащение объекта оборудованием также не может быть принят во внимание. Данный факт не свидетельствует об обязанности заключения контракта с единственным поставщиком в обход конкурентных процедур. Кроме того, исходя из буквального толкования пп. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что здание включает в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения. Расширенное толкование указанного положения о том, что здание может включать в себя движимое имущество, необходимое для деятельности образовательной организации не основано на законе.

Доводы жалобы о необходимости использования субсидии из федерального и областного бюджета до конца текущего года не может быть принят во внимание, поскольку данный факт не является основанием для нарушения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика.

Таким образом, должностное лицо Бурова Н.Н. была правомерно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Постановление о привлечении должностного лица Буровой Н.Н. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено должностному лицу Буровой Н.Н. с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 7.29 названного Кодекса.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления и судебного решения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Томской области от 06.09.2019 и решение судьи Советского районного суда г. Томска от 06.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска Буровой Натальи Николаевны оставить без изменения, а жалобу Буровой Натальи Николаевны – без удовлетворения.

Судья Томского областного суда А.В. Еремеев