ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-54/19 от 14.03.2019 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Стеклянников Д.М. дело № 7- 54/2019

РЕШЕНИЕ

14 марта 2019 года город Пенза

Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., при секретаре Сюсюкиной Л.В., с участием прокурора Шачиковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя прокурора Каменской межрайонной прокуратуры Пензенской области Третьякова С.В., жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Пензенской области ФИО1 на решение судьи Каменского городского суда от 24 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования ПРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО2 (далее - должностное лицо ФИО2),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пензенской области (далее Управление Росприроднадзора по Пензенской области) <данные изъяты> от 20 ноября 2018 года должностное лицо ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо ФИО2 обратилась в Каменский городской суд Пензенской области, в которой содержится просьба об отмене процессуального акта и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Решением судьи Каменского городского суда Пензенской области от 24 декабря 2018 года удовлетворена жалоба должностного лица ФИО2; постановление по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пензенской области <данные изъяты> от 20 ноября 2018 года отменено; производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ФИО2 прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 2 частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с вышеуказанным решением судьи заместитель прокурора Каменской межрайонной прокуратуры Пензенской области Третьяков С.В. и старший государственный инспектор Российской Федерации в области окружающей среды по Пензенской области ФИО1 подали жалобы в Пензенский областной суд, в которых содержится просьба об отмене решения, поскольку полагают, что состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях должностного лица ФИО2 имеется.

В судебном заседании ФИО2, её защитник по устному заявлению ФИО3 доводы жалоб не признали, просили оставить жалобы без удовлетворения, решение судьи Каменского городского суда Пензенской области от 24 декабря 2018 года - без удовлетворения.

Представитель Управления Росприроднадзора по Пензенской области по доверенности ФИО4 доводы жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить, решение судьи Каменского городского суда Пензенской области от 24 декабря 2018 года отменить.

Представитель Каменской межрайонной прокуратуры Пензенской области по доверенности Шачикова Н.А. доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, решение судьи Каменского городского суда Пензенской области от 24 декабря 2018 года отменить.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, считаю, что оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50.

В соответствии с Приложением вышеуказанного порядка, документ об утверждении норматива образования отхода в обязательном порядке должен содержать наименование вида отхода и код по федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792.

Основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности послужили результаты проверки соблюдения природоохранного законодательства в АО «Транснефть - Дружба», проведенной 01.11.2018 Каменской межрайонной прокуратурой Пензенской области.

Установлено, что АО «Транснефть Дружба» 07.02.2018 разработало и утвердило паспорта отходов I-IV класса опасности на трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией, трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией, трубы стальные инженерных коммуникаций (кроме нефте - газопроводов) с битумно-полимерной изоляцией присвоив им IV класс опасности. Данные паспорта вместе с заявлением 07.02.2018 были направлены в Управление Росприроднадзора по Брянской области.

Осуществляя свою деятельность АО «Транснефть - Дружба», использует документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных 23 декабря 2014 года № 07-П.

В тоже время паспорта на отходы: трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией, трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией, трубы стальные инженерных коммуникаций (ФККО 4 69 532 11 52 4, 469 522 12 51 4) не включены в документ об утверждении нормативов образования отходов № 07-П.

Таким образом, в вину должностному лицу ФИО2 вменено то, что документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 23 декабря 2014 года такого вида отхода как трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией, трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией, трубы стальные инженерных коммуникаций не содержит, из чего должностным лицом административного органа был сделан вывод о сокрытии, умышленном искажение или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, лицами обязанными сообщать такую информацию.

Данные выводы являются необоснованными, так в соответствии с действующим законодательством и с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50 (ред. от 25.07.2014) «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», пункт 14 которого содержит исчерпывающий перечень оснований для переоформления документа об утверждении нормативов образования отхода и лимитов на их размещение, такого основания для переоформления документа как изменение кода классификации и вида отхода не содержат.

Из чего следует, что, АО «Транснефть - Дружба», обязано было разрабатывать новые проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов с учетом нового вида отходов, а не вносить изменения в действующие.

Судья в решении дал правильную оценку и тем обстоятельствам, что на НПС «Ростовка» нет линейной аварийно - диспетчерской службы, которая осуществляла бы деятельность по ремонту и эксплуатации трубопровода, в связи с чем отходы - трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией, трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией НПС «Ростовка» не образуются, следовательно, не подлежат нормированию в документе.

С данным выводом соглашаюсь и считаю его правильным, основанным на законе и собранных по делу доказательствах.

В суде апелляционной инстанции доказательств обратного, не представлено.

Обоснованно учтены доводы должностного лица ФИО2 об осуществлении ремонтных работ на территории Каменского района силами сторонних подрядных организаций, с которыми договор подряда заключается непосредственно АО «Транснефть - Дружба», ввиду чего в обжалуемом решении указано, что в материалах дела отсутствуют доказательства об осуществлении структурным подразделением АО «Транснефть - Дружба» - НПС «Ростовка» деятельности по ремонту и эксплуатации линейной части нефтепровода, влекущей сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов - труб отработанных стальных с битумной изоляцией, с полимерной изоляцией, труб стальных инженерных коммуникаций.

Согласно приказу Филиала Пензенского районного управления АО «Транснефть - Дружба № 753 от 27 апреля 2018 года за исправное техническое состояние, эксплуатацию и текущий ремонт оборудования линейной части участков трассы магистральных нефтепроводов/нефтепродуктов за НПС «Ростовка» не закреплено.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренная данной статьей, заключается в нескольких нарушениях (действиях и бездействиях), образующих самостоятельный состав правонарушения.

Вместе с тем, в постановлении по делу об административном правонарушении указано, что должностному лицу ФИО2 вменено толькосокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, что не соответствует действительности.

В соответствии с. Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» за негативное воздействие на окружающую среду взимается плата за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии с п.п. 1, 5 статьи 16.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления» платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 приведенного выше Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 4 Приказа Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (ПНООЛР) в случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала (ов) и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается по хозяйствующему субъекту в целом либо отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.

Из анализа приведенных выше норм следует, что отходы производства и потребления образуются только при осуществлении деятельности в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления.

В материалах дела представлен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение АО «Транснефть -Дружба» Мичуринское районное управления НПС «Ростовка», в котором отсутствует норматив образования отходов - труб отработанных стальных с битумной изоляцией, с полимерной изоляцией, труб стальных инженерных коммуникаций.

Согласно акту проверки от 01 ноября 2018 года, на месте демонтажа трубопровода по объекту МН «Куйбышев-Унеча-2» (ППМН р. Атмис) 511 км. остатков демонтированных труб, нефтепродуктов не имеется. Рекультивация земельных участков произведена.

В документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение линейной производственно-диспетчерской станции «Башмаково» Пензенского районного управления АО «Транснефть - Дружба» п.п. 19,20 указаны виды отходов - трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией и трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией.

При таких обстоятельствах судья городского суда обоснованно не усмотрел в действиях (бездействии) должностного лица АО «Транснефть-Дружба» - начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования ПРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО2 сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду.

Вышеизложенное было учтено судьей Каменского городского суда Пензенской области при принятии решения от 24 декабря 2018 года при отмене постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалоб не принимаю во внимание, поскольку они не являются основанием к отмене, либо изменению судебного решения. Кроме того, данные доводы были предметом проверки судьей городского суда. Оснований к их переоценке не усматриваю.

Таким образом, оснований к отмене решения судьи Каменского городского суда от 24 декабря 2018 года не имеется. В удовлетворении жалоб следует отказать.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пензенского областного суда

РЕШИЛ:

Решение судьи Каменского городского суда от 24 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования ПРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО2 оставить без изменения.

Жалобы заместителя прокурора Каменской межрайонной прокуратуры Пензенской области Третьякова С.В. и старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Пензенской области ФИО1 оставить без удовлетворения.

Судья -