ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-55/2022 от 26.01.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Залугин С.В. 7-55/2022

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

26 января 2022 года

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Кавмининтер» Кобца О.Н. на решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 19.05.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «Кавмининтер»,

установил:

Постановлением № 21-1/ВП/1-20/3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – госинспектор Росприроднадзора) Мельниченко В.Г. от 24.03.2021 ООО «Кавмининтер» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей (далее – постановление от 24.03.2021).

В этот же день в адрес ООО «Кавмининтер» внесено представление № 21-1/ВП/1-20/4 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее – представление от 24.03.2021).

Решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 19.05.2021 постановление и представление от 24.03.2021 оставлены без изменения, жалоба генерального директора ООО «Кавмининтер»
Кобца О.Н. – без удовлетворения (далее – решение судьи от 19.05.2021).

В жалобе и в письменных пояснениях к ней, поданных в Ставропольский краевой суд, генеральный директор ООО «Кавмининтер» Кобец О.Н. считает постановление от 24.03.2021, представление от 24.03.2021 и решение судьи от 19.05.2021 незаконными, необоснованными, вынесенными с существенными нарушениями административного законодательства.

По мнению заявителя, вывод должностного лица административного органа, с которым согласился судья городского суда, о том, что, в нарушение п. 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), в тексте Программы производственного экологического контроля ООО «Кавмининтер» (далее - ППЭК) не содержится информация о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной окружающей среды - не соответствует действительности, поскольку в приказе б/н от 09.01.2019 (Приложение № 3 к ППЭК), приобщенном к материалам дела, указано лицо, ответственное в области охраны окружающей среды (составляющей частью которой является атмосферный воздух) - оператор, гидрогеолог Дьяченко В.К. и перечислены его обязанности.

По мнению заявителя, должностным лицом административного органа и судьёй городского суда необоснованно отклонён довод привлекаемого лица о том, что в «Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утверждённом Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р в соответствии со ст. 4.1 Закона № 7-ФЗ, диоксид углерода отсутствует, следовательно, данное вещество не относится к загрязняющему, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем сведения об источнике его выбросов в атмосферный воздух – газоотделителе обоснованно не отражены в ППЭК. Считает необоснованным вывод судьи городского суда со ссылкой на Постановление Главного санитарного врача ГН 2.2.5.2100-06 и СанПиН 1.2.3685-21 о том, что выделяемый в процессе эксплуатации скважины № 72 Змейкинского месторождения диоксид углерода является загрязняющим веществом, подпадающим под государственное регулирование.

Считает необоснованным вывод судьи городского суда о том, что в процессе эксплуатации Змейкинского месторождения у общества возникают отходы коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления - код ФККО 73210101304. Судьёй неверно квалифицированы в качестве таковых возникающие у общества технологически обоснованные потери минеральной воды. В договоре № 11/20-ЖКО от 15.01.2020 с ООО «АС-Строй» в качестве предмета договора ошибочно указано «на оказание услуг по вывозу жидких коммунальных отходов».

Таким образом, утверждённая ППЭК, с учётом технологических особенностей процесса добычи минеральной воды, установленного Технологической схемой разработки Змейкинского месторождения (скважина № 72) минеральных вод, содержит все предусмотренные законом сведения.

Кроме того, в письменных пояснениях по делу генеральный директор общества указывает, что вывод должностного лица административного органа, с которым согласился судья городского суда, о том, что диоксид углерода относится к загрязняющим атмосферный воздух веществам, в отношении которых установлены меры государственного регулирования, соответственно, газоотделитель является источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ - противоречит вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение для настоящего дела решениям Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22.06.2021 по делам № 12-169/2021 и № 12-161/2021, от 23.06.2021 по делу № 12-151/2021, от 07.07.2021 по делу № 12-162/2021, решению Арбитражного суда Ставропольского края от 08.06.2021 по делу № А63-5159/2021, которыми постановления должностного лица Росприроднадзора о привлечении общества и его должностного лица к административной ответственности за нарушения требований природоохранного законодательства при эксплуатации Змейкинского месторождения отменены, производства по делам прекращены в связи с отсутствием события административного правонарушения. Данные судебные акты содержат противоположные выводы.

Также, по мнению заявителя, вывод должностного лица административного органа, с которым согласился судья городского суда, о том, что, в нарушение п. п. 1, 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ, обществом не составлен паспорт на отходы при добыче воды и (или) отхода коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления – противоречит вступившему в законную силу и имеющему преюдициальное значение для настоящего дела решению Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22.06.2021 по делу № 12-169/2021, которым постановление должностного лица Росприроднадзора № 21-1/ВП/1-26/5 от 24.03.2021 о привлечении ООО «Кавмининтер» к административной ответственности за неисполнение обязанности по отнесению отходов при добыче воды и (или) жидких неканализованных объектов водопотребления к конкретному классу опасности и составлению паспортов отходов I-V классов опасности отменено и производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, жалоба общества удовлетворена. Данный судебный акт мотивирован тем, что возникающие в процессе добычи потери минеральной воды являются вынужденными, технологически обоснованными потерями полезного ископаемого, описание в технологической схеме порядка утилизации технологических потерь добытой минеральной воды, как и ошибочное указание в предмете договора с ООО «АС-Строй» на оказание услуг по вывозу жидких неканализованных отходов, не дает оснований квалифицировать их как отход производства или потребления, соответственно, у общества отсутствует обязанность по составлению паспорта отхода.

Просит отменить состоявшиеся по делу вышеуказанные акты, вынести по делу новый судебный акт, которым производство по делу прекратить в связи с отсутствием события вмененного обществу правонарушения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав мнение представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Кравцовой И.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, в отсутствие представителя ООО «Кавмининтер», надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания краевого суда, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ч. 3 ст. 11 Закона о недрах).

Согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ):

загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека;

источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;

стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Согласно положениям ст. 25 Закона № 96-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату привлечения должностного лица к административной ответственности):

производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы (п. 1);

юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (п. 2);

сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (п. 3).

В силу положений п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (абз. 1);

осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (абз. 7).

Частью 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями ст. 67 Закона № 7-ФЗ:

производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (п. 1);

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (п. 2);

программа производственного экологического контроля содержит сведения, в том числе: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля (п. 3).

Согласно Требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, утв. приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее - Требования № 74):

программа производственного экологического контроля (далее – ППЭК) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду (абз. 1 п. 1);

раздел "Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" ППЭК должен содержать сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества); сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных (п. 4);

раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" ППЭК должен содержать сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (абз. 1 подп. 1 п. 6).

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (далее - Порядок N 352).

Так, инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (п. 2 Порядка N 352).

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные источники выбросов, загрязняющих атмосферный воздух, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду систематизируются и документируются полученные результаты (п. 3 Порядка № 352).

При проведении инвентаризации выбросов определяются: показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень загрязняющих веществ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса) (п. 5 Порядка № 352).

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296), введенные в действие 01.03.2021 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), в которых в таблице 2.1. «Предельные допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны» включено вещество «углерода диоксид» и установлена величина ПДК – 27000/9000 мг/м3, класс опасности – 4.

Статьёй 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц от 20000 рублей до 100000 рублей.

Согласно материалам дела, в период с 18.01.2021 по 29.01.2021 Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Кавмининтер» (далее – общество), оформленная актом проверки от 29.01.2021 № 21-1/ВП/1 (далее – акт проверки от 29.01.2021), согласно которому в ходе проверки установлено нижеследующее.

Общество осуществляет деятельность на основании лицензии СТВ 00428-МЭ от 15.06.1999 с целевым назначением и видами работ - добыча минеральной воды из скважины № 72 на Змейкинском месторождении, расположенном на территории Минераловодского района Ставропольского края. Лицензия зарегистрирована в Северо-Кавказском региональном геологическом фонде 29.06.1999 (далее - лицензия).

Неотъемлемой составной частью указанной лицензии является лицензионное соглашение об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод Змейкинского месторождения, расположенного на территории Минераловодского района Ставропольского края (далее – лицензионное соглашение).

В соответствии п. 3.1 лицензионного соглашения срок действия лицензии был установлен до 01.01.2013.

08.10.2003 Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю зарегистрированы «Изменения и дополнения к лицензионному соглашению об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод Змейкинского месторождения, расположенного на территории Минераловодского района Ставропольского края (далее -изменения лицензионного соглашения).

Пунктом 1 раздела 4 изменений лицензионного соглашения п. 6.1 лицензионного соглашения изложен в редакции, обязывающей владельца лицензии в срок до 01.11.2003 предоставить в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю согласованный и утвержденный в установленном порядке технический проект разработки Змейкинского месторождения.

Дополнением к лицензии СТВ 00428 МЭ на право пользования недрами для добычи минеральной воды из скважины №72 на Змейкинском месторождении, расположенном на территории Минераловодского района Ставропольского края, зарегистрированным Управлением по недропользованию по Ставропольскому краю 13.12.2012, срок действия лицензии продлен до 01.07.2027 года (п. 4 Дополнения), в состав лицензии в качестве неотъемлемой составной части включены «Условия пользования недрами Змейкинского месторождения» в новой редакции (далее – Условия пользования недрами).

Во исполнение требований п. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ ООО «Кавмининтер» подало 07.12.2017 заявку о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), объект 07-0126-002547-П - площадка организации, категория объекта III-я, категория риска умеренная (5). Объект постановлен на учёт по адресу: скважина № 72 в 375 м к востоку от посёлка Привольный Минераловодского района Ставропольского края.

Во исполнение требований п. 2 ст. 67 Закона № 7-ФЗ ООО «Кавмининтер» утверждена Программа производственного экологического контроля (ППЭК) 2019г.

ППЭК по своей структуре соответствует требованиям Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74, однако она утверждена без учёта:

-применяемых технологий;

-особенностей производственного процесса;

-оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В частности, в ППЭК 2019г. не содержатся следующие сведения:

-об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, а именно сведения о стационарном источнике - газоотделителе, осуществляющем выброс в атмосферный воздух загрязняющего вещества - диоксида углерода (углекислого газа) - в нарушение абз. 1 п. 1 Требований № 74, в разделе 2. «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников»;

-об образующихся отходах производства и потребления в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, а именно сведения об отходах при добыче воды и (или) отходы коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления - в нарушение п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, абз. 1 п. 1, п. 6 Требований № 74.

Факт несоответствия утверждённой обществом ППЭК 2019г. вышеуказанным требованиям подтверждён экспертным заключением № 3 от 29.01.2021, подготовленным экспертами Волковой М.С. и
Гребенщиковой А.В. по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, представленным в межрегиональное управление 05.02.2021 (далее - экспертное заключение № 3 от 29.01.2021), согласно которому установлено, что согласно п. 13.3 «Мероприятия по охране атмосферного воздуха» при эксплуатации Змейкинского месторождения загрязнение атмосферного воздуха может возникнуть в результате поступления выхлопных газов транспортных и других передвижных средств, и выделений спонтанной фазы диоксида углерода из минералопровода на сбросе минеральной воды, необходимого для сохранения целостности ствола скважины и качества минеральной воды и из газоотделителя при проведении режимных наблюдений. Однако в инвентаризации обществом не учтены выбросы спонтанной фазы диоксида углерода из минералопровода и выбросы из газоотделителя при проведении режимных наблюдений. Кратковременный выброс загрязняющих веществ, в атмосферный воздух, предусмотренный технологическим процессом является залповым выбросом. Залповые выбросы подлежат учёту на тех же основаниях, что и выбросы различных производств (установок и оборудования) функционирующих без залповых режимов.

В разделе 2 «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» ППЭК указано, что источники выбросов отсутствуют. Однако источником выделения загрязняющих веществ является газоотделитель. Выброс загрязняющего вещества (диоксида углерода) в атмосферный воздух от газоотделителя подтверждается результатами анализов состава газа из скважины № 72 за 6, 9, 12 месяцев 2020 года представленными ООО «Кавмининтер» в информационных отчётах.

Факт образования у общества в процессе эксплуатации Змейкинского месторождения отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления подтверждается договором на оказание услуг по транспортированию жидких коммунальных отходов № 11/20-ЖКО от 15.01.2020, заключённым с ООО «АС-Строй», на транспортирование отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления - код ФККО 73210101304, а также счет-фактура от 22.12.2020 № 557 о выполнении услуги по вывозу отходов.

Кроме того, в ходе проверки выявлены следующие нарушения экологических требований, допущенные обществом:

непроведение обществом производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха - в нарушение п.п 1 и 2 ст. 25, ст. 30 Федерального Закона № 96-ФЗ;

непредставление обществом информации о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха - в нарушение п. п. 1 и 3 ст. 25 Закона № 96-ФЗ;

неосуществление обществом учёта выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников - в нарушение абз. 7 п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ.

Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не установлено и предприятием не представлено.

На основании акта проверки от 29.01.2021 государственным инспектором Росприроднадзора Слепых О.В. составлен протокол об административном правонарушении № 21-1/ВП/1-20/1 от 17.02.2021 в отношении ООО «Кавмининтер» (т. 1 л.д. 41-46).

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 24.03.2021 госинспектором Росприроднадзора Мельниченко В.Г. постановления № 21-1/ВП/1-20/3 о привлечении ООО «Кавмининтер» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ (т. 1 л.д. 47-55) и внесения в адрес общества представления № 21-1/ВП/1-20/4 от 24.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (т. 1 л.д. 56-57).

Согласно представлению от 24.03.2021 на ООО Кавмининтер» возложены обязанности принять меры по устранению причин и условий нарушения, а именно:

-принять меры по недопущению нарушения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха;

-организовать контроль за исполнением требований законодательства;

-разработать и утвердить план устранения недостатков и представить его в адрес Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора.

Информацию о принятых мерах представить в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора в течение одного месяца со дня получения представления.

Оставляя без изменения постановление от 24.03.2021 и представление от 24.03.2021, судья городского суда счёл обоснованным вывод должностного лица административного органа о наличии в действиях ООО «Кавмининтер» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, признал процедуру административного производства по делу соблюденной и вину указанного юридического лица в нарушении норм природоохранного законодательства доказанной.

Выводы суда о виновности общества судьей городского суда надлежащим образом мотивированы со ссылками на конкретные нормы закона и материалы дела.

Доводы жалобы привлекаемого юридического лица о том, что с учётом применяемых технологий и особенностей производственного процесса, общество не производит выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; применяемое обществом техническое средство – газоотделитель не выделяет в атмосферу загрязняющих веществ, поэтому не является стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ; проведение инвентаризации для общества не является обязательным, поэтому сведения, установленные п. 4 Требований № 74, не подлежат включению в ППЭК – обоснованно признаны несостоятельными и отклонены судьей городского суда.

Так, в соответствии с положениями статей 11, 22 Закона о недрах владелец лицензии на пользование недрами обязан выполнять условия, установленные лицензией.

Действующим законодательством о недропользовании установлена обязанность недропользователей по осуществлению добычи подземных вод исключительно в соответствии с утвержденными техническими проектами, разработанными и согласованными в установленном порядке, а также получившими положительное заключение государственной экспертизы.

Технологическая схема - это проектный документ, на основании которого осуществляется разработка месторождений полезных ископаемых.

В соответствии с п. 2 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 (далее – Положение № 118), подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Для каждого месторождения, исходя из его характеристик и особенностей, лицами, обладающими специальными познаниями, подготавливается конкретный, относящийся только к разработке данного месторождения проектный документ, который включает, в числе прочих:

мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами (п. 12 Положения № 118);

выбор контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод (пп. «в», п. 13 Положения № 118).

Указанный проектный документ, до утверждения недропользователем, подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом, которой может быть принято решение об отказе в согласовании проектной документации, в случае ее несоответствия требованиям к составу и содержанию, предусмотренным пунктами 12 и 13 настоящего Положения.

Во исполнение пунктов 3.2.2, 3.2.3 Условий пользования недрами к дополнению от 13.12.2012 к лицензии, ООО «Кавмиинтер» разработало, согласовало и утвердило в 2013 году следующие проектные документы:

программу ведения мониторинга подземных минеральных вод на Змейкинском месторождении в Минераловодском районе Ставропольского края (далее – Программа мониторинга подземных вод);

технологическую схему разработки Змейкинского месторождения (скважина № 72) минеральных вод в Минераловодском районе Ставропольского края (далее - Технологическая схема разработки месторождения).

Как верно указано в решении судьи от 19.05.2021, в двух проектных документах - Программе мониторинга подземных вод и Технологической схеме разработки месторождения содержатся сведения о наличии действующего три раза в месяц (при контрольных замерах дебита объемным способом) стационарного источника выбросов в атмосферный воздух – газоотделителя.

В Технологической схеме разработки месторождения указано:

в качестве газоотделителя используется однокамерное приспособление с гидрозатвором (Г-образная труба). Гидрозатвор предназначен для предотвращения выхода спонтанного газа из газоотделителя через водовыводящую трубу. Газоотделитель имеет объем, равный 1,2 м3 (п. 8.4 «Измерение газообразных компонентов»);

при эксплуатации Змейкинского месторождения загрязнение атмосферного воздуха может возникнуть в результате выделений спонтанной фазы диоксида углерода из минералопровода на сбросе минеральной воды, необходимого для сохранения целостности ствола скважины и качества минеральной воды и из газоотделителя при проведении режимных наблюдений (п. 13.3 «Мероприятия по охране атмосферного воздуха»).

Согласно экспертному заключению № 3 от 29.01.2021 предусмотренное технологическим процессом загрязнение атмосферного воздуха может возникнуть в результате кратковременных (залповых) выбросов спонтанной фазы диоксида углерода из минералопровода и из газоотделителя при проведении режимных наблюдений. При эксплуатации Змейкинского месторождения имели место выбросы загрязняющего вещества (диоксида углерода) в атмосферный воздух от газоотделителя, что подтверждается результатами анализов состава газа из скважины № 72 за 6,9,12 месяцев 2020 года, представленными обществом в информационных отчетах.

Ссылаясь на положения ст. 1 Закона № 96-ФЗ, ст. 67 Закона № 7-ФЗ, пунктов 3, 5 Порядка № 352, п. 4 Порядка № 74, таблицу 2.1 СанПиН 1.2.3685-21, экспертное заключение № 3 от 29.01.2021, Программу мониторинга подземных вод, Технологическую схему разработки месторождения, судья городского суда пришел к верным выводам о том, что в инвентаризацию выбросов подлежат включению все загрязняющие вещества, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух; сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников подлежат включению в ППЭК; диоксид углерода является загрязняющим веществом, а газоотделитель – источником выброса данного вещества в атмосферный воздух; в ППЭК 2019г. ООО «Кавмининтер» сведения о стационарном источнике - газоотделителе, осуществляющем выброс в атмосферный воздух загрязняющего вещества - диоксида углерода (углекислого газа), отсутствуют.

Соглашаясь с указанными выводами судьи городского суда, нахожу несостоятельными и подлежащими отклонению доводы заявителя рассматриваемой жалобы о том, что диоксид углерода не включён в «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р в соответствии со ст. 4.1 Закона № 7-ФЗ, в связи с чем данное вещество не относится к загрязняющим веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования и установлены нормативы выбросов в целях учета негативного воздействия на окружающую среду, соответственно, газоотделитель, сведения о котором отражены в Технологической схеме разработки месторождения, не является источником выброса вредных (загрязняющих) веществ, воздействующих на атмосферный воздух.

Так, общеизвестным и неподлежащим доказыванию (ст. 61 ГПК РФ) является тот факт, что CO2 (диоксид углерода) является основным парниковым газом. Углекислый газ нетоксичен, но по воздействию его повышенных концентраций в воздухе на воздуходышащие живые организмы он относится к удушающим газам. Опасными концентрациями считаются уровни около 7-10%, при которых развивается удушье, проявляющее себя в головной боли, головокружении, расстройстве слуха и в потере сознания человека (симптомы, сходные с симптомами высотной болезни), в зависимости от концентрации, в течение времени от нескольких минут до одного часа. Вдыхание воздуха с высокими концентрациями газа может повлечь смерть человека от удушья.

Согласно СанПиН 1.2.3685-21, утвержденным Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2, диоксид углерода отнесен к загрязняющим веществам IV класса опасности и установлены его предельно допустимые концентрации в воздухе рабочей зоны.

Кроме того, в соответствии с ГОСТом 12.1.007-76 «Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» диоксид углерода относится к вредным веществам IV класса опасности.

Также нахожу обоснованным вывод судьи городского суда о том, что в раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" ППЭК 2019г. ООО «Кавмининтер» не включены сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, а именно сведения об отходах при добыче воды и (или) отходы коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления (код ФККО 73210101304).

При этом являются несостоятельными и подлежащими отклонению доводы заявителя рассматриваемой жалобы о том, что в процессе эксплуатации скважины № 72 Змейкинского месторождения (транспортировка воды по минералопроводу, исследование добытой минеральной воды, контрольные замеры дебита скважины, промывка и дезинфекция минералопровода и т.п.) возникают технологические потери добытого полезного ископаемого - минеральной воды, утилизируемые обществом, согласно Технологической схеме разработки месторождения, двумя способами: 1) путём накопления в технологических ёмкостях с последующей передачей их обществом из ёмкостей по мере накопления специализированной организации для транспортировки к месту утилизации, о чём имеются договоры от 15.01.2020 с ООО «АС-Строй»; 2) без накопления через минералопровод общества (замкнутым циклом) в канализационную сеть завода розлива минеральной воды с последующей очисткой на очистных сооружениях, о чём имеется договор холодного водоснабжения и водоотведения от 03.08.2016 с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»; данный порядок утилизации технологических потерь добытой минеральной воды, описанный в Технологической схеме разработки месторождения порядка, а также ошибочное указание в предмете договора с № 11/20-ЖКО от 15.01.2020 с ООО «АС-Строй» «на оказание услуг по выводу жидких коммунальных отходов» не даёт основания квалифицировать технологически обоснованные потери минеральной воды как отход производства и потребления.

Как установлено в ходе проверки, обществом заключён договор
№ 11/20-ЖКО от 15.01.2020 с ООО «АС-Строй» на оказание услуг по транспортированию жидких коммунальных отходов: отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления - код ФККО 73210101304. Представлен счет-фактура от 22.12.2020 № 557 о выполнении услуги по вывозу отходов. При этом ООО «АС-Строй» имеет лицензию
№ Д 26 00126/П от 20.11.2018 на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, в том числе отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления - код ФККО 73210101304.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в процессе эксплуатации скважины № 72 Змейкинского месторождения у общества возникают указанные отходы коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления (код ФККО 73210101304), которые подлежат инвентаризации, а сведения об инвентаризации - включению в ППЭК в соответствии с положениями абз. 1 подп. 1 п. 6 Требований № 74.

Ссылка заявителя жалобы в обоснование невиновности общества во вменяемом ему административном правонарушении на вступившие в законную силу решения Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22.06.2021 по делам № 12-169/2021 и № 12-161/2021, от 23.06.2021 по делу № 12-151/2021, от 07.07.2021 по делу № 12-162/2021 и решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.06.2021 по делу № А63-5159/2021 – несостоятельна, так как данные судебные акты на момент вынесения обжалуемого решения судьи от 19.05.2021 не существовали, соответственно, преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела иметь не могут.

Кроме того, в рамках настоящего дела об административном правонарушении ООО «Кавмининтер» не вменяется несоставление обществом паспорта на отходы, образующиеся при добыче воды и (или) отходы коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления, в нарушение п. п. 1, 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ (как неверно указано в жалобе), обществу вменяется невключение в утверждённую им ППЭК 2019г. сведений об образующихся отходах производства и потребления в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в нарушение п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, абз. 1 п. 1, п. 6 Требований № 74.

Ссылка заявителя жалобы на приказ б/н от 09.01.2019 о назначении в качестве лица, ответственного в области охраны окружающей среды, оператора гидрогеолога Дьяченко В.К. (Приложение № 3 к ППЭК), в опровержение выводов судьи городского суда о доказанности факта непредставления обществом информации о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха – несостоятельна и отклоняется, ввиду нижеследующего.

В рамках настоящего дела об административном правонарушении ООО «Кавмининтер» не вменяется невключение в утверждённую обществом ППЭК 2019г. сведений о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (в нарушение п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ), ему вменяется непредставление сведений о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор, в нарушение п. п. 1 и 3 ст. 25 Закона № 96-ФЗ.

Доказательства исполнения требований п. п. 1 и 3 ст. 25 Закона № 96-ФЗ обществом в ходе проверки не представлены.

С учетом вышеизложенного, считаю, что фактические обстоятельства дела подтверждаются доказательствами, которые оценены судом первой инстанции на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Оснований для освобождения ООО «Кавмининтер» от административной ответственности не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Доводы заявителя, которые, по сути, сводятся к утверждению заявителя о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, являлись предметом рассмотрения судьи городского суда, обоснованно отвергнуты, оснований для переоценки данного вывода не имеется.

Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта, жалоба не содержит.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Как следует из представленных материалов, назначенное ООО «Кавмининтер» наказание определено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств совершённого административного правонарушения.

Назначенное обществу наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей является минимальным для юридических лиц. Оснований для признания назначенного наказания несправедливым не усматривается.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, по делу не имеется, а посему оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление от 24.03.2021 № 21-1/ВП/1-20/3 и представление от 24.03.2021 № 21-1/ВП/1-20/4, вынесенные государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному окрекуугу Мельниченко В.Г., решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 19.05.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Кавмининтер» оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Кавмининтер» Кобца О.Н. – без удовлетворения.

Судья

Ставропольского краевого суда О.В. Загорская