ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-561/2021 от 22.12.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Рекк И.А. УИД 18RS0014-01-2021-001078-21 Дело № 7-561/2021 (12-100/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 22 декабря 2021 года жалобу К.В.В. на решение судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 23 ноября 2021 года,

установил:

постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике от 15 июля 2021 года должностное лицо - директор Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» (далее по тексту – ОАО «<данные изъяты>») – К.В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей.

Решением судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 23 ноября 2021 года постановление должностного лица административного органа от 15 июля 2021 года оставлено без изменения, жалоба К.В.В. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, К.В.В. просит решение отменить, ввиду малозначительности правонарушения, вынести наказание в виде предупреждения, поскольку наказание в виде административного штрафа назначено необоснованно, им не совершено действий, которые создали угрозу безопасности государства, размер административного штрафа несоразмерен тяжести административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Субъектами административного правонарушения являются, в том числе должностные лица.

Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности.

Административная ответственность должностных лиц по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей, то есть, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц генеральным директором ОАО «<данные изъяты>» является К.В.В.

Таким образом, К.В.В. является субъектом вмененного административного правонарушения.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Федеральный закон № 173-ФЗ) к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

В силу подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ под валютной операцией понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 19 июля 2017 года между ОАО «<данные изъяты>» и М.О.В. заключен трудовой договор.

Пунктом 2 подпункта 2.3 трудового договора предусмотрено, что заработная плата, надбавки и иные платежи выплачиваются не позднее 15 и 28 числа каждого месяца, следующего за тем, в котором она была начислена.

15 августа 2019 года ОАО «<данные изъяты>» осуществило выплату заработной платы указанному лицу наличным расчетом в сумме 5844,93 рублей, что подтверждается платежной ведомостью от 14 октября 2019 года и расходным кассовым ордером от 15 августа 2019 года.

Ответом МВД по Удмуртской Республике от 7 сентября 2020 года подтверждено, что иностранный гражданин М.О.В. находится на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание сроком действия с 16 апреля 2019 года по 16 апреля 2022 года.

Таким образом, М.О.В. в силу положений пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ является нерезидентом.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

Выплата заработной платы в указанный перечень не включена.

В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае работник М.О.В. являлся гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением специальных норм Федерального закона № 173-ФЗ.

Таким образом, валютные операции между юридическим лицом резидентом (в данном случае ОАО «<данные изъяты>») и нерезидентом – М.О.В. должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.

Платежной ведомостью от 14 августа 2019 года, подписанной директором ОАО «<данные изъяты>» К.В.В., подтверждено, что М.О.В. получила в кассе предприятия денежные средства за расчетный период с 1 сентября 2019 года по 30 сентября 2019 года, о чем свидетельствует собственноручная подпись работника.

Установленное свидетельствует о том, что К.В.В., являясь генеральным директором резидента - юридического лица ОАО «<данные изъяты>», совершил 15 октября 2019 года валютную операцию, произведя отчуждение валюты Российской Федерации, нерезиденту М.О.В. с нарушением законодательства, минуя счета в уполномоченных банках.

Факт осуществления валютной операции без использования банковского счета подтверждается материалами дела.

Действия К.В.В. правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и степень угрозы охраняемым общественным отношениям, должностное лицо, а также судья районного суда пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания вмененного К.В.В. правонарушения малозначительным.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона (в рассматриваемом случае обеспечить соблюдение норм валютного законодательства при выплате заработной платы физическим лицам - нерезидентам).

Целью Закона о валютном регулировании и валютном контроле является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Совершенное К.В.В. административное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.

Действия К.В.В. свидетельствуют об игнорировании им требований закона, что существенно нарушает охраняемые общественные интересы в области валютных операций.

Возможность применения при назначении К.В.В. административного наказания положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являлась предметом обсуждения должностного лица административного органа при вынесении постановления по делу и последний обоснованно, исходя из материалов дела и характера правонарушения, пришел к выводу об отсутствии совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 и статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению валютного законодательства Российской Федерации, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Стоит согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае отсутствуют основания для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку допущенное Обществом административное правонарушение, выразившееся в осуществлении незаконной валютной операции, создает угрозу экономической безопасности государства.

Указанный вывод не противоречит толкованию понятия «угроза экономической безопасности», изложенному в Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

Апелляционный суд учитывает, что в соответствии с преамбулой Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Довод К.В.В. о несоразмерной тяжести правонарушения, является несостоятельным, поскольку, что административное наказание обществу назначено в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому не имеется оснований считать данное наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике от 15 июля 2021 года и решение судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, жалобу К.В.В. – без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Г.Р. Багаутдинова