Дело № 7-567/2020 Судья: Рыбакова М.А.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 16 августа 2023 года
Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н. при секретаре Маркелове М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы Калининского района города Челябинска (на момент совершения правонарушения) Колесника Сергея Валерьевича по жалобе Колесника Сергея Валерьевича на постановление заместителя руководителя Федерального казначейства по Челябинской от 28 декабря 2022 года, решение судьи Центрального районного суда года Челябинска от 06 июля 2023 года,
у с т а н о в и л:
постановлением <данные изъяты> Федерального казначейства по Челябинской области (УФК по Челябинской области) ФИО10 от 28 декабря 2022 года №69-12-34/2022/53 Глава Калининского района города Челябинска (на момент совершения правонарушения) Колесник С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда года Челябинска от 06 июля 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменений.
Не согласившись с решением судьи, Колесник С.В. обратился в Челябинский областной суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новое решение, отменив постановлением УФК по Челябинской области от 28 декабря 2022 года №. В обоснование доводов жалобы указывают на то, что судьей городского суда не исследованы обстоятельства и материалы дела в полном объеме, отсутствие нецелевого расходования бюджетных средств, отсутствие обязанности сертификации на оборудование для детских площадок.
Колесник С.В. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Представители УФК по Челябинской области Солявина И.И., Прокина А.Е. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
На основании части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно ст. 6 БК РФ: бюджетные ассигнования, это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; бюджетные обязательства, это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; государственное задание, это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
Согласно ст. 28 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является - адресность и целевой характер бюджетных средств.
В соответствии со ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Абзацем 1 и 3 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ установлено, что порядок предоставления субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанного с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам, и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества, из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами Правительства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Абзацем 3 части 1 статьи 162 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в частности должен обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с постановлением Главы города Челябинска от 07 марта 2017 года № 84-п «Об утверждении Порядка и сроков представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории многоквартирного дома и наиболее посещаемой территории города Челябинска в муниципальную программу «Формирование современной городской среды в городе Челябинске на 2017 год» (в редакции от 27.09.2017 № 412-п), решением Челябинской городской Думы от 17 декабря 2019 года № 5/2 «О бюджете города Челябинска на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов», распоряжением Администрации города Челябинска от 28 марта 2018 года № 3483 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды в городе Челябинске» (далее – Муниципальная программа, утвержденная распоряжением № 3483).
Распоряжением Администрации города Челябинска от 18 февраля 2020 года № 1292 «О распределении и использовании средств, выделенных из федерального и областного бюджетов», соглашением о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Челябинской области на реализацию программ формирования современной городской среды в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды (Челябинская область)» на территории Челябинской области от 16 января 2020 года № 75701000-1-2020-002, Правилами формирования предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, предусмотренными приложением № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, решением Челябинской городской думы от 27 октября 2020 года № 13/7 «Об утверждении Порядка предоставления межбюджетных трансфертов в форме субсидий из бюджета города Челябинска бюджетам внутригородских районов города Челябинска на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий в городе Челябинске» между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии в целях формирования современной городской среды на благоустройство общественных территорий в 2020 году в городе Челябинске от 17 апреля 2020 года № 48/АДМ (далее – Соглашение № 48/АДМ).
В рамках Соглашения № для достижения целей Муниципальной программы, утвержденной распоряжением №, между Администрацией и Обществом с ограниченной ответственностью «Ландшафт и Декор» вследствие признания несостоявшимся электронного аукциона по закупке № в соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заключен Муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд от 16.06.2020 № (далее – Контракт № на выполнение работ по комплексному поэтапному благоустройству Зеленой зоны на <адрес> и земельным участком для размещения комплекса храмовой застройки в границах <адрес>, <адрес>, сборка, установка детских игровых площадок на сумму № рублей (реестровый №).
Согласно пункту 1.2 Контракта № подрядчик обязуется провести работы в соответствии с условиями Контракта № и Техническим заданием на выполнение работ по комплексному поэтапному благоустройству Зеленой зоны на <адрес> и земельным участком для размещения комплекса храмовой застройки в границах <адрес>, <адрес> поставка, сборка, установка детских игровых площадок (приложение № к Контракту №, являющееся его неотъемлемой частью) (далее – Техническое задание).
Приемка выполненных работ осуществлена Администрацией, представителем строительного контроля по акту КС-2 №.
Оплата за выполненные по Контракту № работы Администрацией, в лице Колесника С.В. осуществлена в полном объеме платежными поручениями от 17 декабря 2020 года №, от 30 декабря 2020 года № по коду бюджетной классификации №, код цели №.
При анализе актов освидетельствования скрытых работ, исполнительной документации, установлено, что приемка выполненных работ Администрацией осуществлена в отсутствие сертификата соответствия №, исполнительных схем, протоколов уплотнения скального грунта и щебеночного основания, протоколов испытания контрольных образцов каждой использованной партии бетона на качество по классу прочности при сжатии, экспертного заключения №, технического паспорта на детский комплекс артикул SL2301.
При анализе технических паспортов, сертификатов соответствия, исполнительной документации и акта № установлены несоответствия.
Согласно статье 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
ФИО2 избран на должность <адрес> решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об избрании <адрес>».
В соответствии с <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении <адрес> « (с изменениями от 27..05.2015 №. <адрес>ФИО2 является высшим должностным лицом <адрес>, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом (пункт 1 статьи 25 Устава).
Таким образом, вина ФИО2 заключается в ненадлежащем исполнении обязанностей по соблюдению бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Соглашения №/АДМ, Закона о контрактной системе.
Колесником С.В., являющимся на дату совершения правонарушения Главой Калининского района города Челябинска, не соблюдены требования пункта 1 статьи 72, пункта 3 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 2 раздела II «Цели и задачи программы» Муниципальной программы, утвержденной распоряжением №, пункта 1.1 Соглашения №, части 1 статьи 12, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94, части 7 статьи 94, части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, пунктов 1.2, 1.6, 2.1.4, 4.7 Контракта №_315264, пунктов 2.6.1, 2.6.2, 3.12, 3.13, 3.17, 3.21, 3.22 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью Контракта № (приложение №), что привело к приемке работ по комплексному поэтапному благоустройству Зеленой зоны на <адрес> и земельным участком для размещения комплекса храмовой застройки в границах <адрес>, проспекта ФИО1 Е.Н., Новоградского проспекта: поставка, сборка, установка детских игровых площадок, не соответствующих условиям Контракта №, в том числе по безопасности использования и антивандальному исполнению, части детского игрового комплекса стоимостью № рублей (не может безопасно и в полном объеме эксплуатироваться по прямому назначению согласно заключению экспертного исследования от 20 июля 2021 года №) и горок в количестве 2 шт. стоимостью № рублей (не поставлены), и расходованию средств субсидии в сумме № рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме №, за счет средств областного бюджета в сумме № рублей (№, код цели №) не в соответствии с целями их предоставления (повышение уровня благоустройства, создание наиболее благоприятных и комфортных условий жизнедеятельности населения города Челябинска (пункт 2 раздела II «Цели и задачи программы» Муниципальной программы, утвержденной распоряжением №), то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, материалами дела об административном правонарушении, которым должностным лицом и дана надлежащая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом вопреки доводам жалобы о том, что административное правонарушение по статье 15.14 КоАП характеризуется исключительно умышленной формой вины, подлежат отклонению, поскольку форма вины в составе не выделена, то есть данное правонарушение может совершаться по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей по небрежности или самонадеянности.
Учитывая статус Колесника С.В. как Главы Калининского района города Челябинска (но момент совершения правонарушения), принятие с его стороны решений о направлении денежных средств за фактически невыполненные по муниципальному контракту работы, с его стороны допущено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Доказательств, что при исполнении своих обязанностей Колесника С.В. предприняты все зависящие меры целевому расходованию выделенных бюджетных средств, не имеется.
Оснований для иной юридической оценки действий Колесника С.В. не имеется. Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья районного суда обоснованно сочли, что он имела возможность для соблюдения правил и норм законодательства, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Письмо Минфина России от 27.02.2012 № 02-07-10/534, на которое ссылается заявитель, не подлежит применению к правоотношениям 2013 года, поскольку Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н, на которых оно основано, утратили силу с 01.01.2011 в связи с изданием приказа Минфина России от 04.03.2011 N 29н.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Таким образом, доводы настоящей жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности учреждения в совершении административного правонарушения, не влекут изменение назначенного ему административного наказания, поскольку оно назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Выводы судьи первой инстанции в решении подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы судьи, либо требующие дополнительной проверки.
Постановление о привлечении председателя Комитета дорожного хозяйства года Челябинска Колесника С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Ссылка заявителя на решения арбитражных судов основанием к отмене вынесенного по делу решения служить не может.
Как следует из представленных в материалы дела решений Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2023 года предметом рассмотрения являлся иск Администрации Калининского района г. Челябинска к ООО «Ландшафт и Декор» о взыскании стоимости детского игрового комплекса, установленного по муниципальному контракту № 0015_315264 от 16 июня 2020 года в размере 6 299 597 руб. 40 коп., о обязании произвести демонтаж детского игрового комплекса, как не соответствующего требованиям безопасности, регламентированным ГОСТ. ТР ЕАЭС 024/201 и условиям муниципального контракта№ 0015_315264 от 16 июня 2020 года.
Таким образом, вопрос о нецелевом использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации предметом рассмотрения в арбитражных судах не был.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление <данные изъяты> Федерального казначейства по Челябинской от 28 декабря 2022 года, решение судьи Центрального районного суда года Челябинска от 06 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Глава Калининского района города Челябинска (на момент совершения правонарушения) Челябинска Колесника Сергея Валерьевича оставить без изменения, жалобу Колесника Сергея Валерьевича – без удовлетворения.
Судья Е.Н. Майорова