Дело № 7-568/2022
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
г. Нижний Новгород 22 июня 2022 года
Судья Нижегородского областного суда Свешников Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО1 на решение судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 03 марта 2022 года, о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении ФГУП «Федеральный экологический оператор»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО1 от 15 ноября 2021 года ФГУП «Федеральный экологический оператор» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 03 марта 2022 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО1 просит решение суда отменить.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала.
В судебном заседании ФИО4 и ФИО5 просили отказать в удовлетворении жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с п. 9.1.3 приложения 1 к приказу к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:
- отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
- отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
- выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 19 приказа Минприроды России «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» от 28.11.2019 № 811 (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 24.12.2019 № 56960, опубликован 26.12.2019, вступил в силу 28.06.2020) мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Часть 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ обязывает юридических лиц, имеющих стационарные источники планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Как установлено судьей первой инстанции, Управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в отношении ФГУП «ФЭО» была проведена внеплановая выездная проверка. Проведена проверка объекта негативного воздействия на окружающую среду (HBOC) находящегося в Нижегородской области, а именно:
- Производственная территория [номер] ФГУП «ФЭО», код объекта HBOC [номер] является пунктом хранения радиоактивных отходов (ПХРО); относится ко П категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Производственная территория [номер] ФГУП «ФЭО», расположенная по адресу [адрес], код объекта HBOC [номер] является пунктом хранения радиоактивных отходов (ПХРО). Свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативного воздействие на окружающую среду, на государственный учет от 27.12.2016 [номер], Свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативного воздействие на окружающую среду от 17.09.2018 [номер] и от 22.04.2019 [номер].
ФГУП «ФЭО» в 2017 году проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Инвентаризация проведена на основании методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, внесенных в Перечень методик расчета.
На основании инвентаризации разработан и утвержден проект нормативов предельно-допустимых выбросов, получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 29.06.2018 [номер]. На основании инвентаризации 2017 года 09.12.2019 в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия предоставлена Декларация о воздействии на окружающую среду Нижегородского отделения филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО». Кроме того, 13.05.2020 представлена актуализированная Декларация о воздействии на окружающую среду.
Для производственной площадки № 1 нормировано 11 наименований загрязняющих веществ, выбрасываемых 4 источниками выбросов, из них: 2 неорганизованные. Газоочистные установки отсутствуют.
Валовый выброс согласно Декларации составляет 0,35 т/г.
Производственный контроль на источниках выбросов в атмосферный воздух осуществляется на основании утвержденной 09.06.2019 Программы производственного экологического контроля по объекту HBOC [номер] расчетным методом с периодичностью 1 раз в год.
Однако в ходе осмотра установлено, что аварийная дизель-генераторная установка (источник выбросов [номер]) оборудована выхлопной трубой, длина прямолинейного участка трубы составляет 3,2 м, окружность трубы - 0,32 м (обмер трубы произведен специалистами ФГБУ «»). Таким образом, имеется практическая возможность проведения инструментальных измерений выбросов на данном источнике. Данный факт также подтверждается протоколом КХА промышленных выбросов в атмосферу от 25.09.2017 № 70-2/П, представленным ФГУП «ФЭО» к Отчету по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников 2017 года.
Производственная площадка [номер] ФГУП «ФЭО» поставлена на учет в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относится ко II категории. Таким образом, ФГУП «ФЭО» обязано выполнять мероприятия по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
В адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия поступило письмо ФГУП «ФЭО» от 06.09.2021 № 214-34/101-И, входящий номер от 13.09.2021 № 13177 (направлено Почтой России). В указанном письме предприятие сообщает о согласовании мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ по объекту HBOC [номер]П и подтверждает данный факт письмом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 01.09.2021 № исх-319-396711/21.
Однако Межрегиональное управление не исключает факт нарушения требований законодательства ФГУП «ФЭО» ввиду того, что в период с [дата] (дата вступления в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от [дата][номер] «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий») по [дата] ФГУП «ФЭО» осуществляло производственную деятельность в отсутствии согласованных мероприятий по сокращению выбросов в периоды наступления НМУ для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду II категории код объекта [номер]П.По данному факту должностным лицом административного органа в отношении юридического лица ФГУП «ФЭО» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ, а затем вынесено постановление о привлечение ФГУ «ФЭО» к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела по жалобе, судья районного суда пришел к выводу о необходимости прекращения производства ввиду следующего.
Дизель-генераторная установка запускается автоматически при аварийных отключениях электричества и практически всегда находится в нерабочем состоянии. Следовательно, провести инструментальные замеры не представляется возможным. Должностным лицом сделан предположительный вывод о том, что период с 28.06.2020 по 01.09.2021 ФГУП «ФЭО» осуществляло производственную деятельность в отсутствии согласованных мероприятий по сокращению выбросов в периоды наступления НМУ для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду II категории код объекта [номер]П, поскольку в ходе рассмотрения дела не был установлено факт работы установки в спорный период времени учитывая, что установка запускается автоматически при аварийных отключениях. В 2021 году мероприятия по сокращению выбросов в период НМУ по объекту HBOC [номер]П в надзорный орган представлены.
Оценивая в совокупности указанные доказательства, судья районного суда пришел к выводу, что какие-либо доказательства эксплуатации ФГУП «ФЭО» указанной установки в период времени с 28.06.2020 года по 01.09.2021 года отсутствуют.
На основании изложенного, производство по делу было прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности, в том числе ответственности за административные правонарушения.
По смыслу статей 49, 50 и 64 Конституции Российской Федерации и в силу конституционных требований справедливости и соразмерности, наличие вины является необходимым признаком состава правонарушения (и, соответственно, основанием привлечения к юридической ответственности), а бремя ее доказывания возлагается, по общему правилу, на уполномоченные органы государства и их должностных лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 25 апреля 2011 года N 6-П, от 18 мая 2012 года N 12-П и др.). Конкретизируя эти требования, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет принцип презумпции невиновности в сфере привлечения к ответственности за административные правонарушения: согласно его статье 1.5 лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
При этом применительно к физическому лицу данный Кодекс признает административное правонарушение совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 статьи 2.2), и совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2 статьи 2.2); юридическое же лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляя в качестве одного из принципов административно-деликтного законодательства презумпцию невиновности, также исходит из того, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело (часть 2 статьи 1.5); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5).
Приведенные требования по доказыванию юридически значимых обстоятельств в процессе производства по делу не выполнены.
В силу презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП Российской Федерации) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено по основаниям, предусмотренным 2 - 6 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, считается невиновным, т.е. государство, отказываясь от преследования его за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности. Тем самым обеспечивается определенный баланс интересов лица, привлекавшегося к административной ответственности и, как правило, заинтересованного в прекращении административного преследования, и публичных интересов, состоящих в минимизации расходов публичных ресурсов там, где подобная рациональная организация деятельности органов власти не приводит к юридически значимым последствиям, т.е. адекватна социально необходимому результату и не создает угрозы недопустимого ограничения прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года N 2-П и от 18 февраля 2000 года N 3-П).
Этот правовой подход соответствует позиции Конституционного Суда РФ в постановлении от 16.06.2009 N 9-П согласно которой, государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
При таких обстоятельствах решение судьи первой инстанции не может быть отменено, а жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
Р Е Ш И Л :
решение судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 03 марта 2022 года, о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении ФГУП «Федеральный экологический оператор», оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО1, без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья Г.А. Свешников