ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-56/20 от 12.03.2020 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Бадмаева О.В. Дело №7-56/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Элиста 12 марта 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Лиджеева Л.Л.,

при секретаре Чимидовой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» Фисенко В.Ю. на постановление государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. от 11 ноября 2019 г. и решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис»,

установил:

постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. от 11 ноября 2019 г. №***, ООО «ТехМашСервис» (далее – ООО «ТехМашСервис», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 декабря 2019 года постановление административного органа о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. в отношении ООО «ТехМашСервис» отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения.

В жалобе защитник общества Фисенко В.Ю. просит постановление административного органа и решение судьи отменить, прекратить производство по данному делу в отношении ООО «ТехМашСервис» за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Указывает, что при принятии решения судом первой инстанции допущены существенные нарушения процессуальных требований закона, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении №*** от 30.10.2019 содержатся сведения о том, что обществом предельно допустимые нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не представлены, однако имеется информация об имеющихся у общества проекте нормативов и разрешении на выброс вредных веществ со сроком действия по 17.04.2019. Полагает, что в постановлении должностного лица не установлено время совершения административного правонарушения, а само событие административного правонарушения вменяемое обществу не сформулировано, что является неустранимым противоречием по данному делу. Считает, что суд первой инстанции данным обстоятельствам должной оценки не дал и принял во внимания доводы общества о существенных нарушениях, допущенных в процессуальных документах.

Иных жалоб по делу не поступило.

В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора Улюмджиева Б.Ц. возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить решение судьи без изменения.

Защитник ООО «ТехМашСервис» Фисенко В.Ю. в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения Улюмджиевой Б.Ц., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Административная ответственность по статье 8.1 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований.

Согласно пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ) установлено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

В силу пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона № 96-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Как указано в пункте 2 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» предусмотрено, что инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ). Решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом.

Как следует из материалов дела, в результате плановой комплексной выездной проверки общества, проведенной на основании приказов Управления Росприроднадзора по РК №*** от 23.09.2019 и №*** от 14.10.2019, было установлено, что обществом, имеющим стационарные источники, не представлены предельно допустимые нормативы выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Действия общества квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения и вина ООО «ТехМашСервис» подтверждены материалами дела: распоряжением (приказом) руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия Немытышевым С.В. о проведении плановой, выездной проверки юридического лица №** от 23.09.2019, протоколом об административном правонарушении №*** от 30.10.2019; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя №*** от 30.10.2019; выпиской из ЕГРЮЛ на ООО «ТехМашСервис» №*** от 05.12.2019; свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №*** от 10.01.2017, Уставом ООО «ТехМашСервис» и другими материалами дела.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.

Доводы жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении и вынесенном на его основании постановлении не установлено время административного правонарушения, событие не сформулировано, являются безосновательными. Поскольку в протоколе указано время (дата) совершения правонарушения – 30 октября 2019 г.

Должностным лицом, судьей районного суда в ходе рассмотрения дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, исследованные доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты должностным лицом, судьей и положены в основу состоявшихся по делу постановлений.

Обязанность ООО «ТехМашСервис» в представлении документов, подтверждающих инвентаризацию вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, подтверждается тем, что ООО «ТехМашСервис» имеет на занимаемой территории источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в виде нефтяного перерабатывающего завода. Именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «ТехМашСервис» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

ООО «ТехМашСервис» обязано было предоставить предельно допустимые нормативы выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух по истечении срока действия разрешения на выброс вредных веществ, т.е. после 17 апреля 2019 года, что не было сделано. При таких данных должностное лицо, судья районного суда пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.

При этом следует отметить, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Само по себе отсутствие производственной деятельности не освобождает ООО «ТехМашСервис» от представления предельно допустимых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Данный факт свидетельствует о наличии вины в его действиях.

При таких обстоятельствах, действия ООО «ТехМашСервис» по ст. 8.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.

По существу доводы жалобы повторяют доводы, которые являлись предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительным мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Несогласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Постановление судьи о малозначительности правонарушения никем не оспорено, оснований для отмены не имеется.

Нарушений должностным лицом административного органа и судьей районного суда процессуальных норм не допущено, в связи с чем обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ,

р е ш и л :

решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, по пересмотру постановления государственного инспектора Улюмджиевой Б.Ц. от 11 ноября 2019 г., в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» Фисенко В.Ю. - без удовлетворения.

Судья Л.Л. Лиджеева