ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-574/2022 от 17.10.2021 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 17 октября 2021 года № 7-574/2022

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Медведчиков Е.Г., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» по доверенности Малышева М.Н. на решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 09.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 от <ДАТА>№... общество с ограниченной ответственностью «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» (далее – ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» по доверенности Малышев М.Н. обратился в Череповецкий городской суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, поскольку указанный в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отход «Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, код ФККО 46101001205» и указанный в оформленных обществом с ограниченной ответственностью «Северсталь-Вторчермет» (далее – ООО «Северсталь-Вторчермет») товарных накладных и счет-фактурах «Лом сталь 5А ГОСТ 2787», и в приёмосдаточных актах «Лом и отходы стальные (в том числе легированный) 5АМ» является одним и тем же отходом, его учет произведен Обществом в соответствии с действующим законодательством.

Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 09.09.2021 постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» по доверенности Малышева М.Н. без изменения.

В жалобе защитник ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» по доверенности Малышев М.Н. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения, обращает внимание на то, что судом не учтены представленные доказательства о том, что указанный в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отход «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, код ФККО 46101001205» и отходы, указанные в договоре, заключенном с ООО «Северсталь-Вторчермет» как «лом и отходы стальные (в том числе легированный) 5АМ» является одним и тем же видом отхода, имеющим различное наименование в документации.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитников ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» Муромцеву М.В., Малышева М.Н., прихожу к следующим выводам.

Положениями ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством РФ.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно части 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представить отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (часть 2 статьи 19 Закона № 89-ФЗ).

Согласно Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (утратил силу с 01.01.2021), учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период (пункты 4, 5).

Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 утвержден новый Порядок учета в области обращения с отходами (действует с 01.01.2021), содержащий аналогичные требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории РФ и систематизированных по совокупности классификационных признаков, определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО).

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 22.03.2021 по 21.04.2021 в отношении ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР», производственная площадка, код объекта №...П, объект I категории, по адресу <адрес>, выявлены нарушения части 1 статьи 24 Закона № 7-ФЗ, частей 1 и 3 статьи 14, частей 1, 2 и 7 статьи 18, части 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ.

В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Управлением Росприроднадзора по Вологодской области 12.04.2019, а также в статистической отчётности по форме № 2 ТП (отходы) за 2020 год указан отход «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные» (код в Федеральном классификационном каталоге отходов - 46101001205), однако, документов о его передаче как отхода по договору, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью «Северсталь-Вторчермет» (далее – ООО «Северсталь-Вторчермет»), не представлено. ООО «Северсталь-Вторчермет» переданы отходы «лом и отходы стальные (в том числе легированный)», между тем данных об отнесении указанного отхода к конкретному классу опасности не имеется, в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение он отсутствует.

Выявленные нарушения квалифицированы государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, как нарушения требований законодательства в сфере обращениях с отходами производства и потребления и послужили основанием для привлечения 18.06.2021 ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Судья Череповецкого городского суда Вологодской области по результатам разрешения 09.09.2021 жалобы ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 КоАП РФ, с выводами должностного лица административного органа согласился, указав, что доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства об охране окружающей среды материалы дела не содержат, ссылок на такие доказательства не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у юридического лица имелась, что свидетельствует о его вине.

С указанными выводами судьи Череповецкого городского суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статье 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно положениям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6, статьи 30.9 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с положениями части 2 статьи 30.7, статьи 29.10 КоАП РФ решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать обоснование (мотивировку) сделанных судом выводов, основанную на полной и объективной оценке имеющихся по делу доказательств.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В ходе производства по делу об административном правонарушении сторона защиты юридического лица последовательно заявляла о необоснованности привлечения к административной ответственности, приводя доводы, аналогичные в настоящей жалобе, утверждая, что передаваемый обществом (поставщиком) ООО «Северсталь-Вторчермет» (покупателю) по договору на поставку лома и отходов черных металлов отход «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные» (код 46101001205 по ФККО) и получаемое покупателем сырье «лом и отходы стальные (в том числе легированный)» являются одним и тем же видом отхода.

В материалы дела представлены доказательства, в числе которых договор на поставку лома и отхода черных металлов от 20.02.2018 №, заключенного между ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» и ООО «Северсталь-Вторчермет», и приложения к нему (л.д. 21 - 24); данные учета в области обращения с отходами общества за 2020 год (л.д. 74 - 78); данные учета отходов, переданных от структурных подразделений ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за 2020 год (л.д. 79 - 90); технического отчета по обращению с отходами ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» (л.д. 91 - 12).

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица и решение судьи городского суда в материалы дела приобщена справка ООО «Северсталь-Вторчермет» от 17.09.2021, согласно которой ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» в 2020 году по всем приемосдаточным актам передало «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные», а ООО «Северсталь-Вторчермет» приняло данный отход как «лом и отходы стальные (в том числе легированный)» (л.д. 157).

Из представленных доказательств следует, что ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» передавало ООО «Северсталь-Вторчермет» «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные» (код 46101001205 по ФККО), которые для ООО «Северсталь-Вторчермет» представляли собой сырье и принимались, как «лом и отходы стальные (в том числе легированный)».

В нарушение требований статей 26.2, 26.11 КоАП РФ в постановлении должностного лица отсутствуют исследование и оценка доказательств, на основании которых установлена как объективная сторона вмененного административного правонарушения, так и виновность ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» в его совершении, в связи с чем доводы юридического лица о невиновности не опровергнуты.

В решении судьи Череповецкого городского суда Вологодской области указанные недостатки не восполнены, доказательства, подтверждающие обстоятельства инкриминируемого административного правонарушения, также не приведены и не проверены.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлиявшими на законность принятых по делу актов и влекущими их отмену.

Согласно части 3 статьи 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении выносятся решения: об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 09.09.2021, а также постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 от <ДАТА>№..., вынесенные в отношении ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 09.09.2021, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 от <ДАТА>№..., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Вологодского областного суда Е.Г. Медведчиков